Метод фокус-групп в маркетинговых исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 03:05, реферат

Описание

В данной работе мне бы хотелось подробнее рассмотреть фокус-группы в маркетинговых исследованиях, историю их возникновения, методы, сложности, связанные с их проведениями, а так же использование различных ресурсов, в том числе - Интернета.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………….3
2. История возникновения метода…………………………………………………...4
3. Фокус-группы для маркетинговых исследований……………………………….6
4. Метод фокус-группы и его определение…………………………………………8
5. Достоинства и недостатки метода фокус-групп………………………………...10
6. Использование ресурсов Интернета в проведении фокус-групп……………...16
7. Заключение………………………………………………………………………..19
8. Список используемой литературы……………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 64.30 Кб (Скачать документ)

     Использование современных компьютерных технологий открывает широкую перспективу  использования метода “фокус-группа”  на глобальном уровне, стало реальностью  одновременное проведение серии  фокус-группы в различных городах мира, проведение видеоконференций. Возможность работать в сети INTERNET включает российских социологов в мировое научное сообщество, позволяет обмениваться информацией и изучать иностранный опыт проведения исследований методом “фокус-группа”.

     Одним из перспективных направлений Интернет - исследований считались и до сих  пор считаются так называемые онлайновые фокус - группы.

     Все Интернет - фокус-группы можно разделить  на собственно онлайновые фокус-группы, когда общение с респондентами  проходит в режиме реального времени, и так называемые продленные, или  форумные онлайновые фокус-группы, суть которых сводится к обсуждению определенной темы в течение нескольких дней (в виде классического Интернет - форума).И тот и другой вид фокус - групп имеют как достоинства, так и недостатки Рассмотрим немного подробней методы проведения данных качественных исследований.

     Условно их можно объединить в пять групп:

    • On-line фокус-группы типа «чат». Дискуссия проходит на специальном сайте и ведется одним или несколькими модераторами. В ней также могут принимать участие специалист из группы технической поддержки и сторонние наблюдатели. Ее участники могут комментировать ответы друг друга. Переписка между наблюдателями для участников незаметна. Наблюдатели имеют возможность общаться также с модератором. Продолжительность дискуссии обычно не превышает двух часов.
    • Фокус-группа типа «форум». Дискуссия растянута во времени до двух недель. Ттакже принимают участие респонденты, модератор и наблюдатели.
    • Дискуссии по электронной почте. Письма рассылаются всем участвующим, и все респонденты имеют возможность отвечать на письма других участников.
    • Моделированные группы по электронной почте. В этом случае ответы участников отсылаются только модератору. По сути, это одновременное проведение нескольких глубинных интервью по электронной почте.
    • Традиционная фокус-группа, в ходе, которой участники имеют возможность посмотреть и «потрогать» обсуждаемый сайт.

 

Заключение

      В результате работы над данным рефератом  были описаны теоретические и методологические основы метода фокус-групп.

      Проанализировав литературные источники, мы изучили  историю развития и использования  фокус-групп; определили влияние субъективного фактора на использование метода, рассмотрели роль модератора в ведении дискуссии, а так же изучили суть и роль он-лайнового проведения фокус-групп.

     Фокус-группа не только позволяет собрать нужную информацию, но позволяет создать  и укрепить доброе имя у клиентов не правительственной организации.

     В настоящее время в развитых странах "гибкие" методы опросов сделались  не просто разновидностью исследовательских  методик, но и отраслью индустрии, обслуживающей  функционирование институтов рынка  и институтов демократии.

     Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов.

     Можно сказать, что фокус-группы сделались неотъемлемым элементом маркетинговых исследований и, в более широком смысле, важным элементом функционирования институтов рынка и демократии.

      Итак, проведение метода фокус-групп позволяет получать богатые эмпирические данные. Этому способствует представленная респондентам возможность использовать свой язык при обсуждении проблемной ситуации; обстановка групповой дискуссии, которая даёт участникам чувство безопасности и защищённости, делая их ответы более откровенными. Важным достоинством фокус-группы является моделирование ситуации социального взаимодействия, в ходе которого участники реконструируют своё отношение к поставленной проблеме. Равноправное отношение позволяет увидеть проблему глазами респондента и дать ей более полноценную интерпретацию.

      Таким образом, метод фокус-групп имеет  большой познавательный диапазон, так как с его помощью возможно не только подтверждать имеющиеся гипотезы, но и получать новую информацию.

Список  используемой литературы

  1. Черчиль Г. Маркетинговые исследования / Г. Черчиль. - СПб.: Питер, 2001. - 637 с.
  2. Малхотра К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство / К. Малхотра. – М.: . Вильямс 2002г. — 960 с. 
  3. Судас Л. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник / Л. Судас. - М.: ИНФРА-М, 2004. -272 с.
  4. Мертон Р. Фокусированное интервью / Р. Мертон. – М.: Институт молодёжи, 1991. – 85 с.
  5. Интернет-ресурс http://www.proresearch.ru/fokus-group.php
  6. Интернет-ресурс http://www.onixm.ru/index.php

Информация о работе Метод фокус-групп в маркетинговых исследованиях