Методологии в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:08, реферат

Описание

Целью работы является выявление основных технологий и методов управления персоналом.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть сущность понятия и системы управление персоналом;
• раскрыть сущность технологий управления персоналом;
• раскрыть сущность методов управления персоналом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Система управления организацией……………………………….….5
Глава 2. Технологии и методологии управления персоналом………………..9
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………….…….….20

Работа состоит из  1 файл

Методологии и технологии в управлении персоналом сдано.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

      В широком понимании любой метод - это путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения существующей действительности.

      В узком смысле метод - это совокупность организационно-технических средств, социально-экономических стимулов и психолого-педагогических способов воздействия на работника, обеспечивающих достижение его личных целей и задач предприятия при высоком качестве и производительности труда.

     Современные принципы управления персоналом уделяют главное внимание человеческому фактору. Принципы управления неотделимы от культуры управления. Они подразумевают честность и доверие к сотрудникам; ответственность работников и работодателей; качество личной работы и ее совершенствование как обязательное условие производительности труда; создание располагающей к успешной работе атмосферы; помощь в раскрытии личного потенциала каждого сотрудника; обязательное установление долей участия сотрудников в общих результатах; своевременная реакция на изменения, как во внутренней, так и во внешней атмосфере коллектива; умение менеджера общаться; этика бизнеса; видение перспектив развития организации.

     Для эффективной работы системы управления персоналом на предприятии с методологических позиций важными являются виды управленческих и трудовых отношений, в которые вступают работники в процессе деятельности. В современной теории и практике управления можно выделить несколько видов социально-трудовых и организационно-управленческих отношений.

     Во-первых, между управляющей и управляемой  системами, характеризующими двусторонние партнерские отношения субъекта и объекта управления, между руководителем  и отдельными работниками.

     Во-вторых, сложные внутренние отношения в  самой управляющей системе, которые раскрывают существующие взаимосвязи между различными уровнями, звеньями и функциями управления.

     В-третьих, внешние и внутренние отношения  управления, между соответствующими управленческими подсистемами, связанные  с макро- и микроэкономическими процессами.

     В-четвертых, межличностные, межсистемные и смешанные  отношения, определяемые по характеру  и количеству носителей или участников в системе управления персоналом.

     В-пятых, линейные, функциональные и смешанные  отношения, возникающие по характеру организационно-управленческих связей между подразделениями и службами предприятия.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  методы и технологии в управлении персоналом являются неотъемлемой частью управления каждого предприятия. Методологии и технологии важны для формирования «хорошей» команды в организации для качества труда и производительности.  

2.1 Принципы управления  персоналом 

     «Принципы построения системы управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации. Они представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов и закономерностей, присущих им общих черт, начал их действия. Принципы объективны, также как объективны экономические законы»5.

      Обозначим основными принципы управления персоналом:

1. Принцип  подбора кадров по личным и  деловым качествам.

2. Принцип  преемственности персонала на  основе сочетания в коллективах  опытных и молодых работников.

3. Принцип  профессионального и должностного  продвижения кадров на основе:

- обеспечения условий для постоянного повышения их деловой и профессиональной квалификации;

- использования обоснованных критериев оценки деятельности работников.

4. Принцип  открытого соревнования, согласно  которому организация, стремящаяся  к росту своего кадрового потенциала, должна поощрять открытое соревнование  между работниками, стремящимися занять руководящие посты.

5. Принцип  сочетания доверия к кадрам  с проверкой исполнения.

6. Принцип  демократизации работы с кадрами.

7. Принцип  системности работы с кадрами.

8. Принцип  адаптивности к условиям современного  хозяйственного механизма.

     Эти принципы отличаются от методов построения системы управления персоналом. Эти принципы постоянны и обязательны, а группа этих методов может изменяться, сохраняя принципы в зависимости от изменения условий. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности.

     Существует  две группы принципов построения системы управления персоналом:

  1. принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом организации;
  2. принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом организации.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  реализация всех принципов построения системы управления персоналом осуществляется путем взаимодействия. Сочетание принципов в первую очередь зависит от определенных условий функционирования системы управления персоналом в организации. Осуществление всех принципов построения управления персоналом залог качества в управлении организации. 

    1. Методы  управления персоналом
 

     Руководитель  осуществляет управление производством с помощью методов и рычагов управления.

     Применительно к управлению этот метод означает действия, способствующие достижению какой-либо цели управления. Однако, чтобы окончательно достичь поставленной цели, возникает необходимость воздействовать на сотрудников управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.

     «Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, с помощью которого возрастает возможность выполнения поставленной задачи (цели)»6.

     Для того чтобы успешно решать любые  задачи на любом уровне управления необходимо применение руководителем комплекса методов управления. Рассмотрим методы управления персоналом.

     Они подразделяются на:

  • административные;
  • социально-психологические;
  • экономические.

     «Административные методы управления персоналом - методы управления персоналом, использующие осознанную необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности и другие мотивы»7.

     Административные  методы управления характеризуются  непосредственным воздействием управляющей системы на управляемый объект, ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности.

     К числу административных методов  управления относятся нормативно-правовые и организационно-распорядительные методы.

     Нормативно-правовые методы управления - совокупность средств законодательного, нормативно-правового и административно-управленческого воздействия на социально-правовые отношения персонала на производстве.

     «Организационно-распорядительные методы управления - это метод, включающий в себя различные формы распорядительства, подготовку и принятие управленческих решений в виде письменных или устных приказов и распоряжений, а также контроль за их выполнением в процессе производства»8.

     «Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии»9.

     Объектом  воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы: социологические  методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направлены воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

     Данное разделение в принципе условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изоляции, а в группе (коллективе) разных по психологии людей. Отметим, что эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

     «Экономические  методы – это элементы экономического механизма, с помощью которых  обеспечивается прогрессивное развитие производства»10.

     Экономические методы управления основаны на взаимодействии личных, групповых и корпоративных  мотивов и интересов работников и их прямой зависимости от общих производственных результатов, прибыли предприятия.

     Основным  экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование. Оно объединяет все используемые экономические методы управления.

     Экономическое развитие организации - это основная форма обеспечения сбалансированных отношений между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг.

     С экономической точки зрения необходимо стимулировать, а также материально мотивировать труд работников. Под стимулированием труда понимается это экономическая категория отношений между работодателем и работниками по поводу распределения материальных благ или стимулов труда, которые предоставляются им за их личный трудовой вклад в общие результаты предприятия.

     Материальными мотивами являются общий доход, т.е. прибыль, заработная плата, натуральные выплаты, социальные доплаты и прочие денежные средства.

     В группу экономических методов управления предприятием также следует включить:

- методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования;

- осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением платежной дисциплины;

- рациональное использование собственных оборотных средств; использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий;

- применение экономический мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, транспортников и др.

     Таким образом, можно сделать вывод, что методы управления персоналом играют важную роль в управлении организации. Целями  методов управления персоналом являются повышение уровня персонала организации, улучшение «качества кадров», а также повышение производительности труда, что, следует отметить, немаловажно для руководителя организации. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Технологии и методы управления персоналом играют значительную роль в формировании качественной системы управления персоналом.

     Методы  управления в управлении организацией выполняют организационно-экономические функции. Именно с помощью различных методов и методик составляются прогнозы и бюджеты развития фирмы, разрабатываются перспективные и оперативные планы управления производством, осуществляются принятые процедуры отбора, найма и использования рабочей силы, координируется повседневная деятельность персонала, ведется учет и контроль расходов и доходов на предприятии.

     Без знания общей методологии управления невозможно установить соотношение  методов и стиля управления, разработать эффективные способы и приемы воздействия руководителей на своих работников, создать на предприятии эффективную систему управления персоналом, упорядочить процесс управления трудовой деятельностью работников.

     В ходе работы были изучены методологии и технологии управления персоналом. В заключение изученного можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Методологии в управлении