Модель покупательского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:31, контрольная работа

Описание

Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.
В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности.

Содержание

1.Изучение фирм-конкурентов в маркетинге.


Методы изучения фирм-конкурентов …………………………………………...
3

Анализ показателей деятельности конкурентов ………………………..………
5

Анализ конкурентных стратегий на рынке ………………………………..……
6

2.Модель покупательского поведения. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.


Модель покупательского поведения ……………………………………..……...
7

Характеристики покупателя …………………………………………………..….
9

Факторы культурного уровня ………………………………………………….
9

Факторы социального порядка ………………………………………………...
11

Факторы личного порядка ……………………………………………………...
12

Факторы психологического порядка …………………………………………..
16

3.Организовать использование средств рекламы для охвата аудитории: подростков, домохозяек, служащих, работников сельского хозяйства ……….
20

Список литературы ……………………………………………………………….
21

Работа состоит из  1 файл

Модель покупательского поведения.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)


Содержание.

1.Изучение фирм-конкурентов в маркетинге.

 

Методы изучения фирм-конкурентов …………………………………………...

3

Анализ показателей деятельности конкурентов ………………………..………

5

Анализ конкурентных стратегий на рынке ………………………………..……

6

2.Модель покупательского поведения. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.

 

Модель покупательского поведения ……………………………………..……...

7

Характеристики покупателя …………………………………………………..….

9

   Факторы культурного уровня ………………………………………………….

9

   Факторы социального порядка ………………………………………………...

11

   Факторы личного порядка ……………………………………………………...

12

   Факторы психологического порядка …………………………………………..

16

3.Организовать использование средств рекламы для охвата аудитории: подростков, домохозяек, служащих, работников сельского хозяйства ……….

20

Список литературы ……………………………………………………………….

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изучение фирм-конкурентов в маркетинге.

Методы изучения фирм-конкурентов.

Исследование фирм-конкурентов, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка.

Рассмотрим подробнее каждый элемент цепочки исследования.

Определение существующих и потенциальных конкурентов.

Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:

      первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;

      второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегии.

Подход с точки зрения потребительского спроса имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция.

Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.

В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности.

К таким аспектам относятся:

      стратегия в области экспансии на рынке;

      стратегия в области ценовой политики;

      стратегия в области технологии и др.

При выявлении основных конкурентов в соответствии с типами стратегий необходимо учитывать степень мобильности стратегий конкурентов и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии конкурентов.

Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:

      фирмы, склонные к рыночной экспансии, которые действуют на географически сложных рынках;

      фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной и смежных отраслях;

      крупные фирмы-покупатели продукции данной компании;

      крупные поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании;

      мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке.

При наличии различий в реализуемых стратегиях уровень конкуренции относительно снижается.

Все перечисленные факторы ставят конкурирующие фирмы в определенные условия функционирования, оказывают существенное влияние на конкурентные стратегии фирм.

От условий конкуренции, сложившихся на рынке, будут зависеть предпринимаемые меры и, соответственно, ответная реакция конкурентов на эти меры, осуществляемые фирмами для достижения собственного конкурентного преимущества. Таким образом, при разработке предприятиями собственных конкурентных стратегий важно учитывать возможную реакцию внешней среды на эти акции. Применительно к промышленным рынкам можно выделить два типа возможной реакции по инструментам ответной реакции и два типа - по ее характеру.

По инструментам реакции выделяют, уже упомянутые, ценовые и неценовые методы.

По типу реакции условно можно выделить положительную эластичность реакции и отрицательную эластичность реакции в зависимости от того, ответная реакция конкурента противоположна акции фирмы или аналогична ей. Как показывают исследования, в основном преобладает положительная эластичность.

Так, при увеличении цены основным конкурентом 274 фирмы тоже повышают свои цены, и лишь 2 снижают; при снижении цены основным конкурентом 40 фирм снижали ее, а 8 повышали, действия остальных не носили столь выраженной зависимости. Аналогичная ситуация складывается и при снижении или увеличении основным конкурентом расходов на продвижение товара.

Конкуренция в области способов продвижения товаров на рынок наиболее вероятна при следующих характеристиках рынка:

      большая дифференциация в издержках конкурирующих фирм;

      сильная рыночная концентрация;

      рыночная дифференциация;

      быстрый рост рынка.

Ценовые методы конкуренции более приоритетны при высокой стандартизации продукта.

Анализ показателей деятельности конкурентов.

Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен на основе «характеристики фирмы» или «конкурентного досье» для каждого конкурента, являющегося необходимым элементом банка данных маркетинговой. Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особые в связи с коммерческой тайной трудности представляет структура затрат и издержек конкурента. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:

      численность персонала;

      структура прямых и накладных расходов;

      сравнительная стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий;

      капиталовложения в основной капитал и запасы;

      объем продаж.

Степень подробности анализа зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента.

 

Анализ конкурентных стратегий на рынке.

Существует, по меньшей мере, четыре основных типа маркетинговой стратегии конкурентной борьбы, каждый из которых ориентирован на разные условия маркетинговой среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия: виоленты, коммутанты, патиенты и эксплеренты. Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка, и все они нужны для нормального функционирования экономики.

Таким образом, на рынке происходит сосуществование и взаимное дополнение компаний разных типов, и конкурентная борьба, соответственно, ведется разными методами на основе разных конкурентных стратегий. При этом полное вытеснение одного из типов фирм невозможно, так как невозможна полная унификация человеческих потребностей.

Конкурентная борьба строится на дифференциации ниш, состоящей в том, что фирмы в силу своей неодинаковой приспособленности к деятельности в разных рыночных условиях, стремятся работать только на тех сегментах рынка, где они сильнее конкурентов.

По терминологии Портера, фирмы, ориентирующиеся на одну нишу, называются стратегической группой. Дифференциация ниш ослабляет конкурентную борьбу между различными стратегическими группами и усиливает её внутри таких групп.

Общая характеристика компаний, придерживающихся различных маркетинговых стратегий, представлена в таблице 1.

Таблица 1. Общие характеристики компаний, придерживающихся различных типов маркетинговых стратегий.

 

Коммутанты

Патиенты

Виоленты

Эксплеренты

Профиль производства

универсальный

специализированный

массовое

экспериментальное

Размер компании

 

крупные

крупные

 

 

средние

 

средние

мелкие

мелкие

 

мелкие

Устойчивость компании

 

высокая

высокая

 

 

 

 

 

низкая

 

 

низкая

Расходы на НЧОКР

 

 

высокие

высокие

 

средние

 

 

низкие

 

 

 

Факторы силы в конкурентной борьбе

гибкость, многочисленность

узкая специализация

высокая производительность

опережение в нововведениях

Естественный рост фирмы в ходе цикла жизни часто сопряжен с последовательной сменой стратегий.

Дело в том, что простое увеличение в размерах без смены стратегии маркетинга обречено на неудачу, чтобы продолжать развитие фирма должна менять конкурентные стратегии.

Прогноз поведения конкурентов обычно опирается на учет следующих факторов:

      размера и темпов увеличения прибыльности предприятия-конкурента;

      мотивов и целей производственно-сбытовой политики;

      текущей и предшествующей стратегии сбыта;

      структуры затрат на производство;

      системы организации производства и сбыта;

      уровня управленческой культуры.

Необходимость анализа особенностей и характера маркетинговой стратегии конкурентов связана с тем, что это дает возможность оценить их вероятные действия при продвижении на рынок своих товаров и/или услуг.

2.Модель покупательского поведения. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.

В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает.

Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является простая модель, представленная на рис. 2. На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в «черный ящик» сознания покупателя и вызывают определенные отклики.

Рис. 2. Простая модель покупательского поведения.

На рис. 3 эта же модель представлена в развернутом виде. В левом прямоугольнике побудительные факторы двух типов. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре момента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций.

Информация о работе Модель покупательского поведения