Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:02, реферат
В процессе принятия решения о закупках деловые покупатели подвергаются воздействию различных факторов.
Если покупатель получает равноценные предложения от различных поставщиков, то ему трудно сделать рациональный выбор и он сосредоточивает внимание на личностных факторах. Если предложения поставщиков значительно различаются, то покупатель принимает во внимание экономические факторы.
На деловых покупателей оказывают влияние четыре основные группы факторов: факторы внешней среды и межличностных отношений, организационные и личностные.
1. Основные факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей товаров промышленного назначения.
2. Процесс закупки товаров производственного назначения.
3. Значение исследования поведения организаций-потребителей, проводимого в рамках маркетинга (примеры).
Каждый элемент внутри маркетинговой информационной системы выполняет определенные функции. Функция сбора информации состоит в постоянном наблюдении за изменениями, происходящими во внутренней и внешней среде фирмы. Эту функцию обеспечивает система сбора текущей маркетинговой информации. Функция исследования заключается в изучении текущих и долгосрочных проблем, стоящих перед предприятием.
Рис. 3.1. Структура системы маркетинговой информации
Функцию анализа осуществляет подсистема анализа маркетинговой информации. Анализ полученной информации осуществляется после структурирования и обработки полученных данных.
Основные виды источников информации для маркетинговых исследований: первичная информация о внутренней среде фирмы; первичная информация о внешней среде фирмы; вторичная информация из системы сбора текущей информации во внутренней и внешней среде фирмы; дополнительная вторичная информация о внешней среде фирмы; дополнительная вторичная информация о внутренней среде фирмы.
Система сбора текущей информации - это организованная, постоянно пополняющаяся совокупность методов и процедур, разработанных для создания, анализа и распространения информации. В систему сбора текущей информации включается накопление данных об основных показателях деятельности предприятия, сведений о продажах и т.п. Система сбора текущей информации включает две подсистемы: систему внутренней маркетинговой информации и систему внешней маркетинговой информации.
Система внутренней информации отражает текущую деятельность фирмы, содержит оперативные сведения, характеризующие состояние дел на предприятии. Источники внутренней информации: статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, внутренняя статистика, материалы раннее проведенных исследований, данные заявок, заказов, договоров, акты ревизий и проверок, отчеты, деловая переписка и т.д. Цель сбора внутренней информации - изучение и оценка возможностей соответствия производственно-ресурсных возможностей предприятия рыночным запросам. Сбор и отработка внутренней информации предполагает учет и анализ производственной мощности предприятия, оценку его материально-технической базы, учет товарного ассортимента, оценку вклада каждого вида продукции в прибыль, учет издержек производства и т.д.
Система внешней информации опирается на источники и методические приемы, с помощью которых можно получить информацию о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней маркетинговой среде. Сбор внешней информации - это накопление информации о рынках, конкурентах, потребителях. Система сбора внешней маркетинговой информации - выбор источников и методик, с помощью которых предприятие получает информацию о рыночной среде. Источники маркетинговой информации: персонал фирмы (продавцы, торговые агенты); замечания и отзывы дистрибьюторов, посредников; наблюдения экспертов; сведения о конкурентах; приобретение информации у специализированных фирм; собственные центры маркетинговой информации.
Маркетинговые исследования
создают информационно-
Рис. 3.2. Способы использования
управленческих решений по маркетингу
Маркетинговая информация - это цифры, факторы, сведения и другие данные, характеризующие рыночные процессы и явления и необходимые для обеспечения аналитических и прогнозных потребностей маркетинга.
Классификация маркетинговой информации необходима для подчинения различных аспектов маркетинговой информации целям маркетингового исследования и требованиям максимальной точности и корректности добываемых данных.
Историческая информация формирует представление об условиях и результатах деятельности предприятия в предшествующем периоде. Текущая информация отражает оперативное состояние бизнеса. Прогнозная информация - это вероятностная оценка позиций предприятия в перспективе.
Констатирующая информация содержит данные о состоянии объектов маркетингового воздействия. Поясняющая информация дает возможность сформировать представление о факторах и причинах, обусловливающих те или иные изменения в системе маркетинга. Плановая информация применяется в ходе разработки планов, программ, стратегий маркетинга. Информация, используемая при контроле маркетинга, охватывает аспекты, связанные с контролем текущей деятельности предприятия (анализ возможностей сбыта, доли рынка, оценка исполнения бюджета маркетинга и др.), а также ревизией маркетинговой стратегии.
Количественная информация позволяет выразить в конкретных числовых величинах сведения о состоянии исследуемых рыночных объектов: емкость рынка, долю рынка, размеры инвестиций, бюджет маркетинга, индекс цен и т.п. Качественная информация описывает объект исследования в качественных характеристиках (способы приобретения товаров, мотивы покупательского поведения и др.).
Постоянная информация отражает стабильные и длительное время не меняющиеся факторы рыночной среды. Переменная информация - это фактические количественные и качественные характеристики функционирования маркетинговой системы и ее отдельных элементов. Эпизодическая информация формируется по мере надобности, например, если понадобятся дополнительные данные о конкурентах или изменениях цен.
Первичная информация - это данные, собранные впервые для какой-либо конкретной цели. Вторичная информация - данные, которые уже существуют, собраны ранее для других целей (данные государственной статистики о ценах, демографической ситуации, публикации в научных трудах и журналах и т.д.).
Справочная информация носит ознакомительный, вспомогательный характер; представляется в виде системы справочников по фирмам, ценам, тарифам и т.п. Рекомендательная информация формируется в результате специальных маркетинговых исследований. Она содержит прогнозы продажи продукции, приоритеты выбора целевых рынков, посредников, поставщиков и т.п. Нормативная информация формируется в основном в производственной сфере и включает нормы и нормативы различных элементов производства, а также нормативные законодательные акты. Сигнальная информация возникает в ходе появления отклонений фактического поведения объектов маркетинговой среды от планируемого. Регулирующая информация содержит мероприятия, устраняющие отклонения после выявления причин данных отклонений.
К методам сбора информации в маркетинге относятся опрос, наблюдение, автоматическая регистрация данных (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Метод |
Определение |
Формы |
Пример |
Преимущества и проблемы | |
1. Первичные исследования |
Сбор данных при их возникновении |
||||
Наблюдение |
Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения |
Полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и без его участия |
Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витринами |
Часто объективней и точнее, чем опрос. Многие факты не поддаются наблюдению. Высоки расходы | |
Интервью |
Опрос участников рынка и экспертов |
Письменное, устное, по телефону |
Сбор данных о привычках потребителей, исследо- вание имиджа марок и фирм, исследование мотивации |
Исследование невоспринимаемых обстоятельств (например, моти- вов), надежность интервью. Влияние интервьюера, репрезентативность выборки | |
Панель |
Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени |
Торговая, потребительская |
Построение отслеживания торговых запасов в группе магазинов |
Выявление развития во времени | |
Метод |
Определение |
Формы |
Пример |
Преимущества и проблемы | |
Эксперимент |
Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов |
Полевой, лабораторный |
Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы |
Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий. Расход времени и денег | |
2. Вторичные исследования |
Обработка уже имеющихся данных |
Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики |
Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные |
Опрос - это выяснение позиций людей или получение от них справки по определенному вопросу. В маркетинге опрос - наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных (устно или письменно). Устные и телефонные опросы называются «интервью». При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они заполняют и отсылают по назначению.
Наблюдение - это способ получения информации, который:
Преимущества наблюдения по сравнению с опросом:
Возможные недостатки наблюдения:
Эксперимент - это исследование, устанавливающее влияние изменения одной (или нескольких) независимой переменной на одну (или несколько) зависимую переменную. Существенные признаки эксперимента:
Эксперименты разделяются на лабораторные (проводятся в искусственной обстановке) и полевые (проводятся в реальных условиях). При проведении эксперимента обычно возникают как минимум две проблемы: насколько изменения зависимой переменной можно отнести на счет независимых; насколько пригодны результаты эксперимента для других условий среды (репрезентативность эксперимента).
Динамика тенденций рынка, его конъюнктуры постоянно изменяется и развивается. Это в полной мере относится и к отдельным параметрам, и элементам рынка. В силу этого однократное изучение рынка, к примеру при сбыте продукта, явно недостаточно. Необходимая информация может быть получена посредством неоднократного опроса интересующей группы покупателей через заданные промежутки времени либо наблюдения за сбытом в определенной группе магазинов. Этот метод изучения рынка получил название «панели» (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Виды панели
Под панелью, как уже говорилось, понимается опрос группы покупателей через равные промежутки времени с использованием определенной совокупности вопросов. Основные признаки панели:
Потребительская панель основана на опросе. Участники панели получают от организации, проводящей исследование, опросные листы, которые должны периодически заполнять, указывая, как правило, вид, упаковку, фирму-произво-дителя, дату, стоимость, количество и место покупки товара. С помощью потребительской панели можно получить следующую информацию:
Пример:
«Исследование потребительских предпочтений калининградцев на рынке банковских вкладов»
В июле месяце компанией было проведено очередное маркетинговое исследование, посвященное рынку банковских вкладов.
Рассматривались следующие вопросы:
* анализ востребованности банковских вкладов у калининградцев;
* анализ наиболее
* анализ основных мотивов вложения средств в банковские вклады;
* выявление наиболее
популярной валюты для
* анализ основных критериев, которыми руководствуются калининградцы при выборе банка для размещения вклада;
* анализ основных мотивов
отказа от пользования
* оценка запоминаемости банков, размещающих рекламу о вкладах;
Информация о работе Моделирование поведения организаций-потребителей