Наблюдение, как метод исследования системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 11:16, контрольная работа

Описание

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Но житейские наблюдения случайны, неорганизованны и бесплановы, в отличие от этого, научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, психолог воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Содержание

Введение
3
Сущность метода наблюдения
5
Виды наблюдений
8
Достоинства и недостатки метода наблюдения
12
Заключение
14
Список использованной литературы
15
Практическая часть
16

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

 

 

НОУ ВПО Дальневосточный  институт международного бизнеса

Факультет «Экономика и  международный бизнес»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:

«Исследование систем управления »

Тема:

Наблюдение, как метод исследования системы управления.

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Шовкун  Татьяна Валерьевна Группы 558- М

Шифр 08-М-11

Проверила:

к.э.н., доцент

Зенкова Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2013

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

3

Сущность метода наблюдения

5

Виды наблюдений

8

Достоинства и недостатки метода наблюдения

12

Заключение

14

Список использованной литературы

15

Практическая часть

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

 

В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трёх основных методов  сбора первичной социологической информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной  формой - житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Но житейские наблюдения случайны, неорганизованны и бесплановы, в отличие от этого, научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, психолог воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в само описание наблюдаемого.

Метод наблюдения используется в социальной психологии при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются в различных обстоятельствах:

- во-первых, для того  чтобы получить предварительный  материал для уточнения направлений  планируемого исследования. Осуществляемое  в подобных целях наблюдение  расширяет видение изучаемого  явления, способствует выделению  значимых ситуаций, определению "действующих лиц". Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, "срезы" социальной действительности, дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальной проблемы.

- во-вторых, метод наблюдения  используют, когда надо получить  иллюстративные данные. Они, как  правило, существенно "оживляют", делают зримым несколько суховатый  анализ статистики или результатов  массового опроса.

- в-третьих, наблюдение  выступает в качестве основного  приема получения первичной информации. Если перед исследователем стоит  эта цель, то ему необходимо  соотнести позитивные и негативные  аспекты метода.

Каждый из нас ежедневно  использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.

 

 

 

1. Сущность метода наблюдения.

 

Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а  также в обыденной жизни. Его  применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления  поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В  процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и  в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.

Итак, для того, чтобы  превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в  научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

  • вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться, и обосновываться данными наблюдения.
  • определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:
  • объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
  • предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
  • категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;
  • наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;
  • условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);
  • единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.
  • подготовить инструментарий наблюдения:
      • дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
      • карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
      • протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
      • классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
      • аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
      • программу обработки данных наблюдения.

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной  исследовательской цели и чётко  сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.

Надёжность (достоверность  и устойчивость) данных может быть повышена, если выполнять следующие  правила:

  • максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.
  • один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.
  • исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

Основное наблюдение может осуществляться несколькими  лицами, что тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.

2. Виды наблюдений

 

Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям на виды:

  • По степени формализованности процедуры
  • По степени участия наблюдателя в исследовании
  • По месту проведения
  • По регулярности проведения.
  • Рассмотрим виды наблюдений более подробно.

Итак, по степени формализованности  выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.

При нестандартизированном наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Стандартизированному наблюдению, напротив, свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, а это подразумевает, в свою очередь, повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

В зависимости от положения наблюдателя  различают соучаствующее (или включённое) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. Открытому варианту свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что  наблюдаемые не знают о наблюдателе  и думают, что он– один из них. Здесь наблюдателю понадобятся  не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать  одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.

В простом наблюдении наблюдатель  регистрирует события "со стороны". Идеальный наблюдатель невключенного  наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

По условиям организации  наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). Эти разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога: в лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.

Информация о работе Наблюдение, как метод исследования системы управления