Нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:49, реферат

Описание

Актуальность темы работы. Проблема взаимоотношений власти и общества волновала человечество с самых древних времен. С тех пор, как начали зарождаться самые примитивные формы социальной организации, люди стали делиться на управляемых и управляющих. Фактически термином «политика» начали с сократовских времен определять науку управления людьми.

Содержание

Введение
1. Сущность и отличительные особенности политических технологий:
1.1. Понятие политических технологий
1.2. Субъект и объект политического влияния и манипулирования
2. Нелегитимное политическое манипулирование
2.1. Методы нелегитимного политического манипулирования
2.2. Обман и секретность информации
2.3. Предоставление обширной информации
2.4. Языковые нелегитимные политические технологии
2.5. Борьба с нелегитимными политическими технологиями
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

технологии.docx

— 35.60 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ  И СПОРТА УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   «ОДЕССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра социальных теорий

 

Реферат

по политическим технологиям

на тему: Нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними

 

Выполнила студентка 3 курса 2 группы

Направление подготовки:

Правовая политология  и социология

Специальность: политология

Полищук Юлия

 

 

 

 

г. Одесса -2013 год.

ПЛАН:

 

Введение

1. Сущность и отличительные  особенности политических технологий:

1.1. Понятие политических  технологий

1.2. Субъект и объект  политического влияния и манипулирования

2. Нелегитимное политическое манипулирование

2.1. Методы нелегитимного  политического манипулирования

2.2. Обман и секретность  информации

2.3. Предоставление обширной  информации

2.4. Языковые нелегитимные  политические технологии

2.5. Борьба с нелегитимными политическими технологиями

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы работы. Проблема взаимоотношений власти и общества волновала человечество с самых древних времен. С тех пор, как начали зарождаться самые примитивные формы социальной организации, люди стали делиться на управляемых и управляющих. Фактически термином «политика» начали с сократовских времен определять науку управления людьми.

Основной причиной успеха общественного движения, партии или  конкретного кандидата на выборах  является их рейтинг, то есть популярность. Поэтому особенное значение приобретает  формирование претендентами на власть нужного им общественного мнения. Зачастую способы влияния на него выпадают из имеющегося правового поля и представляют серьезную опасность. Поэтому и возникает необходимость  анализа и понимания механизмов функционирования систем политической манипуляции в Украине. Исследование существующих систем политического манипулирования невозможно без оценки степени участия народа в формировании властных элит, анализа реальных и возможных злоупотреблений субъектов политического процесса, новых вызовов обществу, которые готовит дальнейшая либерализация по западному образцу.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в выявлении сущности нелегитимных политических технологий и методов борьбы с ними.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие политических  технологий;

2.проанализировать методы нелегитимного политического манипулирования;

3.рассмотреть методы борьбы с нелегитимными политическими технологиями.

Объект исследования - нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением нелегитимных политических технологий и методов борьбы с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и  отличительные особенности политических  технологий

1.1. Понятие политических  технологий

Политические технологии - совокупность последовательно применяемых  процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную  и эффективную реализацию целей  и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте. В целом как совокупность определенных знаний и умений, обеспечивающих решения субъектом конкретных задач в сфере власти, политические технологии именуются также и как политический маркетинг.

Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность  действий, выработку соответствующих  алгоритмов поведения субъекта. Именно алгоритмы вычленяют и закрепляют наиболее оптимальные и эффективные  способы решения той или иной задачи, а также дают возможность передавать и тиражировать обретенный опыт.

Как правило, потребность  в формировании политических технологий проявляется там и тогда, где  и когда имеются повторяющиеся, порой даже стеореотипизированные действия и при этом наличествуют вполне определенные требования к условиям и результатам данного типа деятельности.

 

 

 

 

1.2. Субъект и  объект политического влияния  и манипулирования

Субъект - источник практическо-политической активности, который направлен на объект. Это лицо или группа лиц, которые имеют широкие возможности для реализации своей воли, в интересах которых осуществляется политическое влияние и манипулирование.

Современная партия, как  и современное государство, стремится  к тому, чтобы создать возможно более широкую базу, привязать к себе большее число приверженцев, а отсюда возникает необходимость в единой бюрократии. Дух бюрократизма губит характеры и в худшую сторону меняет, портит взгляды людей. В любой бюрократии господствует карьеризм, расчет на повышение в должности и тем самым на милость начальников, помыкание низами, смиренное пресмыкательство перед теми, кто наверху.

Объект политического  влияния и манипуляции - широкие  массы, различные социальные слои, т.е. ведомое большинство, которое возглавляется  ведущим меньшинством. Усложнение общественной жизни, усиление ее противоречивости, неравномерное распределение образования, культуры и информации среди населения  неизбежно ведут к образованию  познавательных барьеров, сохранению и увеличению препятствий, затрудняющих осмысление индивидами основ общественно-политической жизни. Человеку становится все труднее  разбираться в происходящем, охватывать общественно-политический процесс  в целом, быть компетентным в его  главных вопросах, отражать его в  виде единого, системного образа, оценивать  общий характер общественных событий  и проблем.

 

 

 

2. Нелегитимное  политическое манипулирование

2.1. Методы нелегитимного  политического манипулирования

Политическое манипулирование  получает особенно широкое распространение  в условиях идейно-политических кризисов, дезинтеграции всех сторон общественной жизни и связанной с ними социальной дезориентации человека. Иными словами, речь идет о ситуации, когда нет  реальной картины происходящего, когда  отсутствуют обоснованные и убедительные аргументы для проводимого курса, когда нет удовлетворительной программы  на будущее.

Исследуя различные формы  и методы современного политического  манипулирования, американский ученый Р. Гудин выделяет две главные модели манипулирования - «рациональную» и «психологическую». Основной характеристикой психологической модели является использование автоматической реакции индивида на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования заключается в данном случае в выборе наиболее подходящих стимулов для приведения в действие именно тех психологических механизмов, которые способны вызвать желаемую для манипулятора реакцию. При таком подходе человек рассматривается как простой механизм, действующий по принципу стимул - реакция.

По Гудину, в «рациональной» модели манипулирование осуществляется не через использование психологических мотивов, а посредством обмана и вероломства. Среди форм манипулирования, относимых к этой модели, американский исследователь выделяет следующие:

· сокращение количества доступной  для рядового гражданина информации;

· использование секретности, т.е. преднамеренного утаивания информации, которая способна подорвать официальный  политический курс;

· использование пропаганды, т.е. предоставление гражданам отчасти  верной, но тенденциозной информации;

· информационная перегрузка, т.е. сознательное предоставление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно  усвоить и верно оценить ее. Смысл такого подхода состоит  в затруднении для индивидов  фактического доступа к информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.

 

2.2. Обман и  секретность информации

Наиболее очевидным примером политики обмана Гудин считает передачу намеренно неверной информации, например, такой, как «Тонкинская резолюция», которая на основе предложенной ЦРУ версии об атаке вьетнамцами американских военных кораблей, послужила для президента США Джонсона основанием для ведения неограниченной войны против Вьетнама.

Политика обмана имеет  свои законы.

Во-первых, ложь должна быть определенным образом дозирована и  не переходить некоторых пределов, чтобы сохранить видимость правдоподобности.

Во-вторых, политик должен хорошо знать, что ожидает от него аудитория. Тот факт, что истина выступает  порой в менее привлекательной  форме, чем фикция, создает для  политика определенную почву для  маневрирования. Задача политика в  этом смысле состоит скорее в поисках  выгодных для него иллюзий, на которых  он может «сыграть».

Третьей составляющей политики манипулирования по Гудину является так называемая «логика коллективного действия», т.е. определенная солидарность политиков, основывающаяся на понимании того психологического явления, что общественность теряет доверие ко всей группе политиков, если раскрывается обман одного из ее членов Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы.

Важным средством манипулирования, кроме фактического обмана, Гудин считает секретность. Её суть состоит не в извращении фактов, как это происходит в случае обмана, и не в их фальсификации, а в изъятии и сокрытии информации, которая идет вразрез с установками существующего политического курса. Утаивание соответствующих данных и истины искажает информационную базу принятия решений.

При этом принципы, на которых  основываются ограничения, нуждаются  в определенном обосновании. Наиболее сильным аргументом такого рода Гудин считает апелляцию к какому-либо «священному принципу», распространенную в политике. Например, в средние века религиозные доктрины утверждали, что только короли и принцы должны владеть «тайнами государственного правления». Аналогичны доводы Никсона в пользу «привилегий исполнительной власти», к которым он прибегал при расследовании «уотергейтского дела». Они представляют собой ту же «священность» конституционной доктрины, что и «священность» права монарха в средние века, считает автор. Аргументом того же типа является и засекречивание информации под предлогом «национальной безопасности» или «тайн государственного правления».

Кроме простого утаивания  информации, Гудин выделяет «более сложную стратегию, которая строится на институализированной секретности», как особенно опасную его форму. Речь идет о том, что в системе, удерживаемой «официальными секретами», единственным способом эффективно участвовать в процессе принятия решений, является получение информации из рук официальных лиц, наделенных секретами. Таким образом, люди оказываются тесно привязанными к своим руководителям, или, как выражается автор, «кооптированными». Из-за страха потерять доступ к информации они вынуждены мириться с любой формой официальной политики независимо от того, нравится она им или нет. В этой стратегии, пишет Гудин, секретность играет решающую роль, поскольку предоставление информации, которую нельзя получить иным путем, становится взяткой, вовлекающей несогласных в отношения кооптации. Другими словами, секретность служит средством «умиротворения кооптируемых групп».

 

2.3. Предоставление  обширной информации

Предоставление слишком  обширной информации, которая способствует запутыванию проблемы и тем самым  подрывает доверие к информации, отвечающей реальности является ещё  одним способом манипулирования  общественным мнением. Информационную базу принятия решений, таким образом, можно искажать только через утаивание  необходимой информации. Система  перегрузки чрезмерной информацией  предполагает прямо противоположное  тому, что требуется при использовании  вышеизложенных методов манипулирования.

Здесь используется максимальное раскрытие информации, а вместо обмана - полное и точное изложение фактов вместо секретности. При этой стратегии  возможности для манипулирования  лежат не в сфере фактов, а в  сфере их интерпретации. В такой  ситуации рядовой гражданин «теряется» от обилия фактов и не может интегрировать  их в сколько-нибудь рациональную систему. Именно этим и пользуется обычно политик, предлагая концептуальные рамки, соответствующие  его собственным политическим интересам.

В процессе концептуализации информации происходит отбрасывание ненужных фактов, сокращение «негативной» для  манипулятора информации, «фильтрация» информации. Такая фильтрация информации осуществляется не только в направлении сверху вниз, т.е. от правящих кругов к массам, но и наоборот, от нижестоящих эшелонов власти к вышестоящим в случае, когда определенные группы общественных деятелей или отдельные лица заинтересованы в том, чтобы вышестоящий политический деятель принял решение определенного рода.

 

2.4. Языковые нелегитимные  политические технологии

Информация о работе Нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними