Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:10, реферат
С средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно ( газеты, журналы, радио ТВ ), каждое из них формирует то или иное мнение . Но меня привлекло телевидение и поэтому я хотел бы более подробнее рассмотреть его влияние но общество. Телевидение обладает большим преимуществом : оно доступно, привлекает свое внимание наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью.
Введение.
Формирование общественного мнения в СМИ. 2
Общая характеристика СМИ. 3
Взаимодействие СМИ. 4
Телевидение как механизм социального контроля. 9
Заключение. 20
Список литературы. 21
Телевидение как механизм социального контроля
Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения . Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков - представителей разных общественных наук . Юристы рассматривают правовые вопросы функционирования телевидения, экономистов интересует телевидение как экономический институт, социологов - как институт, направленный на интеграцию или дезинтеграцию общественной жизни . Сейчас я попытаюсь рассмотреть телевидение как институт, оказывающий существенное влияние на общественные процессы, их конфигурацию, структуру, динамику.
Именно так определяли суть социологического направления в теории массовых коммуникаций его основоположники У. Шрамм, Г. Лассуел, П. Лазерсфелд, Р. Мертон, Б. Берелсон, У. Риверс, Г. Шиллер, Дж. Гербнер, и др. Специфика подхода к СМИ, по мнению этих исследователей, состоит в " изучение их структурно - функциональных взаимосвязей с общественными системами, гарантирующими гуманное равновесие между свободой и контролем, обусловленное в конечном счете осознанно - ответственным отношением к использованию СМИ на благо социального согласия " ( Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика . Теоретические концепции, проблемы, прогнозы . М. 1995 . с. 51 . )
Характер взаимоотношений и взаимодействия общества и СМИ зависит от того, на каких базовых принципах они функционируют в конкретных политика - культурных и национально - государственных системах . Анализ организации и деятельность СМИ в разных странах позволил ученым сделать вывод , что, с одной стороны, любая общественная система так или иначе контролирует СМИ, а с другой - сами СМИ являются важнейшим источником контроля и формирования общественного мнения в обществе .
Телевидение, как и другие СМИ, служит политическим, социальным и экономическим интересам тех, кто господствует в обществе . Где - то такое служение обеспечиваются откровенным вмешательством правительства ( с помощью цензуры и других средств контроля ), где - то - боле тонкими экономическими ( коммерческими ) механизмами . Но находясь под контролем тех или иных социальных сил, телевидение само выполняет функцию социального контроля, воздействуя на общественное сознание, формируя общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения и др.
Сегодня, когда изменилась основа существования и деятельности отечественного телевидения как института общества, функционирование нынешнего российского телевидения имеют большие сходства с американским или, по крайне мере, европейским ТВ, нежели с бывшим советским . Рассмотрим основные теоретические концепции и эмпирические исследования американских ученых влияние СМИ а в частности телевидения на общественное сознание .
***********
Вопросы, связанные с эффективностью воздействия СМИ на общество, волновали исследователей еще в 50 - 60 - е. . гг. Один из основоположников коммуникативистики У. Шрам в трактовках эффективности этого воздействия выделяют два типа крайностей : либо преувеличение пропагандийских и манипулятивных возможностей информационных систем и их роли как источника социальных изменений, либо утверждение их исключительно стабилизирующего и консервативного воздействия на общество . В качестве примера первой позиции он приводит антиутопический роман Дж. Оруэлла " 1984 ". Этому произведению противопоставляется позиция П. Лазерефелда и Р. Мертона которые не отрицают ни возрастающей роли СМИ в жизни общества, ни их пропагандистских возможностей, но считают, что огромные дозы массовой информации сами по себе могут стать " социальным наркотиком " для масс, отучая их от активного участия в общественной жизни, познания ее законов и превращая в пассивных потребителей новостей . В статье " Массовые коммуникации, популярные вкусы и организованное социальное действие ", эти социологи отмечают, что поскольку СМИ поддерживаются большим бизнесом, связанным с существующей социально - экономической системой, они вносят свой вклад в сохранение этой системы . Поддерживая статус - кво , эти средства оказываются неспособными ставить по сомнение структуру общества и даже оказывают на нее " цементирующее воздействие " ( Землянова Л.М. Указ. соч. с. 51 -52 )
Гербер Шиллер, автор таких известных трудов, как " Массовые средства информации и американская империя " ( 1973 ), " Средства массовой информации и культурное господство " ( 1976 ), также рассматривает американские СМИ как средства манипулятивного воздействия, направленного на поддержание и сохранения статус - кво . " Содержание и форма средств массовой информации Америки - утверждает Шиллер, - мифы и средства их передачи полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении, а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие . Именно такого состояния индивида и стремится добиться СМИ и вся система в целом, так как пассивность " гарантирует сохранение статус - кво " ( Шиллер Г. Манипуляторы сознанием . М . , 1980 . с . 47 ) .
Концепции " статус - кво " придерживаются ученые Анненберской школы ( Анненберская школа коммуникаций была создана при Пенсивальском университете в 1959г. С целью изучения СМИ . Ученые Анненберской школы под руководством профессора Джардджа Гербнер внесли значительный вклад в развитие теоретического базиса куманикативистики, а также провели серии уникальных исследований по программам " Профиль насилия " и " Культурные индикаторы ",) которые в ряде работ раскрыли системную сущность телевидения как одного из средств сохранения целостности сложившихся общественных отношений и структур . " Телевидение - это главное культурное оружие американского общества, - писал Гербнер и Гросс в 1976г. - это средство установления порядка, способствующее расширению и укреплению, а не изменению, ослаблению или угрозам уничтожения общепринятых концепций, верований и форм поведения . Его главной социальной функцией является распространение и стабилизация социальных моделей и культивизация не изменений, а сопротивления им ". Сравнивая теорию " статус - кво " и концепцию Дж. Оруэлла, У. Шрвамм приходит к выводу, что истина, как всегда находится где - то посередине, вероятней, немного ближе к теории " статус - кво" .
Хотелось
бы отметить, что эти
концепции позволяют
Однако такая биполярность подходов в анализе влияния СМИ на население вряд ли может удовлетворить современные запросы как практики функционирования мультимедийных средств информации, так и специалистов, которые заняты этой проблемой . По мере все ускоряющегося процесса технизации информационных источников, превращения их во все более изощренные институты по воздействию на общественное сознание и поведение людей возникает настоятельная потребность понять более глубокие механизмы проникновения идей, распространяемых СМИ .
Значительный вклад в изучение механизмов воздействия на общественное сознание внесли ученые Анненберской школы, осуществившие под руководством Дж . Гербнера большую серию исследований содержания телевизионных передач и воздействия телевизионных образов на аудиторию . Ими была предложена модель влияние телевидения, основанная на концепции символического интеракционизма . Центральная ее идея состоит в том, что телевидение создает символический образ реальности, который, в свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства индивидом . В прежние времена эту функцию выполняли мифология, фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы символической социализации и контроля . В нашу эпоху такую миссию стало выполнять телевидение .
Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами телезрителей " в шаблонных капсулах, содержащих продукцию массового производства информации и развлечений". И таких " капсул " - телевизионных сюжетов и образов, сообщаемых идей - складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия ( хотя и необязательно и соглашения ) между большими и разнородными группами людей . Этот мир обусловливает образ мышления, чувств и поведения не индивидуумов, а масс в целом . Исходя из этих посылок, ученые Анненберской школы проводят исследование системы телевизионных сюжетов и образов, используя метод контентанализа .
Осмысляя данные своих исследований, Дж . Гербнер и Л . Гросс пришли к выводу, что " телевидение, как и любой иной мифический мир, представляет собой выборочную и функциональную систему сообщаемых идей ".
Так, основное место в " телевизионном мире ", как показали результаты контент - анализа, занимают представители средних и высших слоев, люди с престижными профессиями и хорошим материальным положением, преимущественно мужчины . Женщины фигурируют как воплощение любовных страстей и семейных отношений . Неудачники, выходцы из низших слоев встречаются реже . Значительное место занимает тема насилия, потому что, как считают авторы, это " самое простое и дешевое драматургическое средство демонстрации правил игры за власть ", ибо " в символическом мире открытое физическое действие делает сценически зримым то, что в реальном мире обычно прячется " .
Ученые также констатировали, что " главное направление ", культивируемое телевидением, имеет свои вполне определенные политические характеристики - позиция середины, умеренного нейтралитета и невмешательства в идеологические конфронтации между радикалами и консерваторами . Такая позиция, привлекающая к себе большую часть зрителей, по мнению авторов, формируется и под воздействием императивов массового рыночного спроса . Важнейшей пружиной телевизионного бизнеса является ставка на среднего деидеологизированного массового зрителя, настроенного, как правило, на консервативный лад и поэтому способного легко усваивать любые внушаемые телеконцепции . Но поскольку для телебизнеса главной задачей является мобилизация масс потребителей создаваемой продукции, избирается и соответствующая позиция, допускающая как консервативную, так и псевдолиберальную идеологию . Эту систему политических ориентаций Дж . Гербнер называет " коммерческим популизмом " .
Оценивая результаты исследований Анненберской школы, можно сказать, что это была одна из первых попыток объединить разработку теории влияния телевидения на процессы социального контроля с детальным изучением содержания массовой коммуникации и измерением эффектов их воздействия на уровне индивидуального восприятия .
Одним из механизмов манипулирования общественным сознанием, который использует телевидение, является привлечение внимания к определенным проблемам . Только та проблема, которая освещена телевидением, становится достоянием общественного внимания . Телевидение выступает как бы основным " проблематизатором " общества . Но информационная картина мира, созданная новостными и информационно - аналитическими телевизионными программами, показывают как данность ту картину, которую зафиксировали телевизионные операторы и " препарировали " журналисты, аналитики, эксперты . И эта картина не обязательно адекватна реальности .
Несоответствие между реальным и " телевизионным " мирами проявляется наглядно в освещении, например, темы преступности и насилия в программах американского телевидения . Хорошо известно, например, что насилия и преступления составляют значительную часть телевизионного эфира . Однако изображение преступлений на телевидении не соответствует реальной статистики преступлений . В телепередачах большее место занимают преступления против человека, в обществе - преступления против собственности . В телепередачах преступления по меньшей мере в 10 раз более распространены, чем в реальной жизни .