Общие характеристики СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:10, реферат

Описание

С средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно ( газеты, журналы, радио ТВ ), каждое из них формирует то или иное мнение . Но меня привлекло телевидение и поэтому я хотел бы более подробнее рассмотреть его влияние но общество. Телевидение обладает большим преимуществом : оно доступно, привлекает свое внимание наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью.

Содержание

Введение.
Формирование общественного мнения в СМИ. 2
Общая характеристика СМИ. 3
Взаимодействие СМИ. 4
Телевидение как механизм социального контроля. 9
Заключение. 20
Список литературы. 21

Работа состоит из  1 файл

ohsmi.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

    Явный  " перекос "  существует  и   в  социально - демографическом   составе  преступников .  В   телепередачах  среди  преступников  преобладают  белые  мужчины   из  среднего  класса  в  возрасте  от  30  до  40  лет,  треть   из  которых  является  специалистами  высокого  класса  или  занята  интеллектуальным  трудам .  В  обществе  преступники  распределены  более равномерно  между  социальными  классами.

     Мотивами  у  трех  четвертых  " телевизионных   преступников "  выступают   жадность,  месть  или  проблемы  психологического  характера .  Мотивы  преступления  редко  анализируются  в  контексте  сложных  социальных  процессов  или  как  результат  противоречий  социальной  структуры .  Телевидение  показывает  в  основном  процесс  расследования,  преследования  и  ареста .  Преступник  в  " телевизионном  мире "  почти  всегда  бывает  задержан  и  наказан,  в  отличие  от  реального  мира,  где  уровень  раскрываемости  преступлений  и  совершения  правосудия  низок .  Обвинения,  предъявление  исков,  судебные  процедуры  и  вынесение  приговора  практически  не  рассматривается .

    Х . Тейлор  и  Т . Дозьер   изучили   американские  телевизионные   передачи  за  период  с  1950  по  1976 г.  Особенно  их  интересовали  передачи,  в  которых  лица,  вершащие  правосудие,  были  изображены  как  герои .  В  ходе  их  анализа  и  в  ходе  последующего  анализа,  сделанного  Р . Стаплсом  и  Т . Джоннсом,  были  выявлены  некоторые  интересные  моменты .

    Например,  начиная  с  1965 г.  в  качестве  стражей  правопорядка  чаще  всего  фигурировали  мужчины  с  черным  цветом  кожи .  Черный  супергерой  имел  определенный  набор  черт  характера :  очень  мужественный,  вспыльчивый,  агрессивный,  грубый,  резкий,  яркая  личность,  житейски мудрый,  простодушный,  вызывающий  доверие и симпатию .  Авторы  считают,  что телевидение слишком идеализирует,  пропагандирует  этого героя как модель  подражания  для черных  подростков .  Делается  это с той целью,  чтобы подростки представляли  себе  работу  в  полиции  как  возможность  сделать  хорошую  карьеру .

    Телевидение  оправдывает  и  легитимизирует  применение  насилия,  если  оно  направленно  на  защиту  статус - кво .  В  этом  случае  насилие  является  морально  ( если  не  законодательно )  допустимым  и  социально  необходимым .  Герой  должен  применять  насилие,  так  как  силы  зла  не  остановятся  ни  перед чем,  чтобы  уничтожить  демократию ,  Те,  кто  нарушает  статус-кво,  изображаются  как  неразумные  революционеры .  Те  герои,  которые  выходят  за  рамки  традиционных  законов  и  сами  решают,  что  является  несправедливым,  почти  всегда  принадлежат  к  белой  расе .  Представители  черной  расы  не  появляются  на  экране  в  таком  качестве,  возможно,  чтобы  не  вызвать  движения  линчевателей  среди  представителей  черной  расы .  Имеющие  черный  цвет  кожи  могут  применять  социально  оправданное  насилие  только  для  защиты  своего  положения  или  действуя  под  непосредственным  руководством  белых .

    Эти  же  авторы  полагают,  что  насилие   на  телевидении  выступает   механизмом  социального  контроля,  так  как  применения  насилия   теми,  кто  защищает  статус-кво,  легитимизируется,  то  есть  рассматривается   как  социально  положительное  явление,  а  также  пропагандируется  идея,  что  полиция  представляет  собой  воплощение  справедливости .  Но  Тейлор  и  Дозьер  отмечают,  что  эти  образы  часто  бывают  полны  иронии .  Например,  черные  супергерой  телевизионных  передач  часто  в  реальной  жизни  являются  самыми  презираемыми  членами  негритянского  сообщества .  Система  правосудия,  карающая  преступников,  представлена  как  равная  для  всех,  без  этнических  и  расовых  предрассудков ,  а  на  самом  деле  она  дискриминирует  права  меньшинств .

    В  работе  " Функции  социального  контроля,  выполняемые  изображением  насилия   в  СМИ "  Шаттенберг  делает  интересное  замечание :  полезность  и  польза,  которую  приносит  телевидение,  вовсе  не  уменьшаются  от  того,  что  образ,  созданный  телевидением,  о  системе  социального  контроля,  имеет  мало  общего  с  реальностью .  Телевидение  приобрело  социальные  функции,  которые  когда-то  приписывались  системе  публичного  наказания  Эмилем  Дюркгеймом .  Телепередачи  на  криминальные  темы  составляют  вид  общественного  ритуала,  где  преступник  определен,  опознан  и  наказан  ( в  полном  соответствии  вашим  ожиданиям )  и  где  восстанавливается  нарушенная  социальная  норма.  Таким  образом,  телевидение  распространяет  информацию  о  границе  морали  подобно  тому,  как  это  делали  раньше  публичные  казни .  Оно  напоминает,  что  процесс  социального  контроля  продолжает  существовать,  хотя  он  сейчас  и  скрыт  от  всеобщего  обозрения  в  результате  возросшей  рационализации  и  бюрократизации  общества .  В  реальном  мире  правосудие  часто  медлительно,  неполно  и  вообще  является  делом  грязным.  Телевидение  хотя бы  на  символическом  уровне  восстанавливает  баланс  в  пользу  социального порядка .

Этот  пример  с  изображением  насилия  в  СМИ  показывает,  что  телевидение  играет  роль  своеобразных  очков,  с  помощью  которых  человек  воспринимает  мир,  очков,  рекомендованных  не  окулистом,  а  мастером  по их  изготовлению.

    Наиболее  интересным  с  точки  зрения  социологического  анализа  выступает  процесс   влияния  телевидения  на  стратификационную  структуру   общества,  на  подтверждение   или  опровержение  существующих  социальных  различий . 

Здесь  необходимо  заметить,  что  в  современном  обществознании  при  всем  многообразии  объяснительных  моделей  существования  социального  неравенства  преобладает  подход,  который  во  главу  угла  ставит  индивида,  его  заложенные  природные  отличия.  СМИ,  в  свою  очередь,  скорее  подтверждают,  чем  ставят  под  сомнение  индивидуалистическое  объяснение  процессов  социальной  стратификации .  К .Гулд  и  С . Дагмар  в  своей  работе  " Телевидение :  искаженный  взгляд  на  бедность "  говорит  о  стереотипе  бедности,  который  создает  телевидение :  бедные  редко  недовольны  своей  судьбой  или  ставят  под  сомнение    справедливость  самой  системы ;  при  этом  реальные  экономические  трудности  минимизируются  или  идеализируются.

    В статье  " Класс и род в развлекательных передачах на  телевидении в прайм - тайм :  наблюдения  с точки зрения  социалистов и феминистов "  на  основе  анализа 10  самых высокорейтенговых передач прайм-тайма Х . Стивс и М . Смит  утверждают,  что  понятие  социального  класса  в  телевизионных  передачах  чрезмерно  упрощено  и  не  способно  отразить  многое  из  социальной  реальности .

Телевидение  дает  портреты  только  людей  из  высшего  и  среднего  классов,  а  персонажи  из  среды  рабочего  класса  практически  отсутствуют.  Женщины  изображаются  преимущественно  как  источник  эмоциональной  жизни  для  мужчин,  или  в  связи  с  приобретением  товаров  и  услуг,  или  в  процессе  поддержания  и  демонстрации  своей  привлекательности .  В  профессиональном  плане  они  занимают  подчиненное  место  по  отношению  к  мужчинам  и  обладают  меньшей  властью .  Брак  играет  значительную  роль  в  достижении  более  высокой  ступени  в  структуре  занятости .  Нет  персонажей,  которые  представляли бы  большинство  женщин , т.е.  имеющих  низкооплачиваемые,  считающиеся  чисто  женскими  профессии - канцелярия,  сфера  услуг .  Обойдена  вниманием  и  проблема  так  называемого  " двойного  рабочего  дня "  женщины .  Стивс  и  Смит  говорят,  что  подобные  образы  женщин  укрепляют  "  идеологию  угнетения".  

    Конечно,  любые   заявления  об  эффективности   СМИ  в  передаче  различных   точек  зрения  о  процессах   социальной  стратификации  является  дискуссионным.  Сообщения,  передаваемые  с  помощью  телевизионных  образов,  являются  сложными  символическими  феноменами,  глубоко  укорененными  в  конкретных  социальных  и  исторических  условиях .  Люди  могут  использовать  их  при  объяснении  социальной  действительности ;  они  могут  влиять  на  формирование  их  взглядов,  мнений  о  процессах  социальной  стратификации .  Однако  долгосрочный  эффект  воздействия  телевизионных  сообщений  на  когнитивные  структуры,  посредством  которых  люди  обобщают  и интерпретируют  свой  опыт  и наблюдения,  пока  неизвестен .

    В  американской  литературе  по  социологии  и   коммуникативистике  нет  систематического  анализа  ценностной  структуры   телевизионных  передач,  но  ее  можно  попытаться  воссоздать  по  большому  количеству  замечаний,  сделанных  о  ней.

    В  основе  телевизионной  идеологии   современного  общества,  базирующегося   на  частной  собственности   и  законах  предпринимательства,  лежат  следующие  ценности :  индивидуализм,  протестантская  трудовая  этика  ( несмотря  на  то,  что  реклама  и  развитие  культуры,  ориентированной  на  потребление,  разрушают  ее ),  подчинение  авторитетам  и  власти,  жертвенность,  дисциплина,  образование  (одновременно  с  некоторыми  антиинтелектуалльными  чертами ),  материализм,  технологический  прогресс,  умеренность  семья,  плюрализм  (если  только  различия  и  разнообразие  не  угрожает  статус-кво)  и  институциональная   ответственность.

    Телевидение,  как  правило,  показывает,  что  решение  проблем  лежит  исключительно  на  индивидуальном,  личностном  уровне.  Оно  предполагает  в  своей  основе  консенсус  ценностей  и  опирается  на  модель  порядка,  а  не  конфликта .  Предлагаемые  решения  проблем,  как  правило,  являются  воображаемыми,  так  как  они  скрывают  основной  внутренний  конфликт  между  ценностями  и  идеалами  ( например,  счастьем  и  достижением )  и  институтами  современного  индустриального  общества .  Эти  институты  характеризуются  процессами  приватизации,  рационализации  и  бюрократизации.  Все  это  может  сильно  затруднить  достижение  идеальных  целей .  В  свою  очередь  идеалы  отражают  основные  моральные  принципы,  которые  редко  оспариваются .

     Обобщая,  можно  сказать,  что  хотя  телевидение  имеет  внешние  " ограничители "  ( в  виде  цензуры  и  коммерческого  спонсорства ),  в  гораздо  большой  степени  оно  является  жертвой  ограничений,  которые  оно  само  на  себя  наложило,  определив,  что  их  главной  целью  является  привлекать  и  развлекать  как  можно  более  широкую  аудиторию

 

Заключение.

 

     Проведенный   анализ  различных  точек   зрения  и  позиций  исследователей,  анализировавших  деятельность  телевидения,  функционирующего  в  условиях  развитой  рыночной  экономики,  позволяет  сделать  вывод,  что  они  констатируют  его  значительную  роль  в  реализации  механизма  социального  контроля  общества.  Вторгаясь  во  все  сферы  общественной  жизни,  телевидение  оказывает  колоссальное,  все  возрастающее  влияние  на  общество,  каждого  его  члена,  что  порождает  еще  одно  " проблемное  поле ",  которое  требует  особого  разговора - проблему  социальной  ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

Культура  русской  речи.

Москва , 1998г.  560с.

 

 

Средства  массовой  информации  и  пропаганды.

Москва , 1997г. 352с.

 

 

Прохоров Е. П.

Введение  в  теорию  журналистики.

Москва , 1995г. 294с.

 

 

Полуэхтова И. А. 

Телевидение  как  механизм  социального  контроля.

// Вестник  Московского  университета:  Социология  и  политология . - 1998г. - № 1 . - С. 49 - 60 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Общие характеристики СМИ