Обзор российского и мирового рынка пива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:40, реферат

Описание

Так уж исторически сложилось, что пиво в России не считалось алкоголем, а относилось к продуктам питания. Соответственно, регулирование налогообложения и рекламы в этой сфере существенно отличалось от таковых для алкогольной продукции. Данная ситуация оказалась весьма привлекательной для инвестиций, что привело к бурному развитию пивной отрасли.

Работа состоит из  1 файл

Pivo.doc

— 51.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский  государственный  торгово-экономический 

университет

Кафедра товароведения 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Рынки потребительских  товаров»

  на тему:

  «Обзор российского и мирового рынка пива» 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 5 курса ФКиМ

Группы  КМ 53/Д

Порохня А. С. 

Проверила:

проф. Цветкова Л.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва,2011г.

Введение.

Сейчас уже мало кто помнит, что начало пивному  буму было положено в 70-80-е годы прошлого века. «Партия и правительство» попытались переориентировать народ с водки на более слабые алкогольные напитки, для чего цену на пиво искусственно занизили, благо плановая экономика позволяла такие фокусы. В итоге спрос на пиво стал потихоньку расти. В I960 году на душу населения в СССР в год приходилось 13 литров пива, в 1970-м - уже 16, а в 1980-м - 24 литра. Горбачевская антиалкогольная кампания внесла свои коррективы. В 1985 году потребление пива упало до 18 литров на душу населения, но уже через пять лет вновь поднялось до 23 литров на человека. Затем наступили «мохнатые девяностые», появился дешевый питьевой спирт «Рояль», и пивом стало просто невыгодно напиваться. К 1995 году его потребление составляло «смешные» 12 литров на душу населения десь и далее данные Росстата). Впрочем, «музыкальную лавочку» быстро прикрыли, а чтоб заполнять вакуум, как обычно, вспомнили о пиве. И накатила третья волна. Пить пиво провозгласили модным, в результате к концу тысячелетия потребление выросло до 37 литров на человека.

Так уж исторически  сложилось, что пиво в России не считалось алкоголем, а относилось к продуктам питания. Соответственно, регулирование налогообложения и рекламы в этой сфере существенно отличалось от таковых для алкогольной продукции. Данная ситуация оказалась весьма привлекательной для инвестиций, что привело к бурному развитию пивной отрасли.

С 2000-го по 2007 год  производство пива в России выросло  более чем в 2 раза - с 5364 до 11 472 млн  литров (puv. I). Объемы потребления в 2007 году достигли исторического максимума  и HI литр и. человека, то есть больше, чем » Великобритании! Конечно, ниже, чем, например, в Чехии, где потребление пива в пересчете на одного жителя за год составляет около 160 литров, из которых, правда, около 20 приходится на иностранных туристов.

Но еще в начале 2000-х в печати стали появляться мнения, что «пивной рынок близок к насыщению», так как «рост не может продолжаться вечно». И если с «минимальным» периодом времени до начала этого процесса у экспертов и возникали разногласия, то с «максимумом» они были единодушны: спад должен был наступить не позднее 2010 года. Ошиблись. Спад начался на пару лет раньше. В 2008 году объемы производства снизились на 0,66%, в 2009-м - уже на 4,27%. В прошлом году пива в России было сварено на 7,3% меньше, чем годом ранее. Таким образом, с 2007 года суммарное падение производства составило 11,84%, или 1358,4 млн литров. То есть в 2010 году на долю каждого россиянина (вне зависимости от пола и возраста) было произведено на 10 литров пива меньше, чем в 2007-м.

Помимо падения  общероссийского производства произошло еще и его перераспределение по федеральным округам, поскольку упало оно весьма неравномерно и не везде.

В 2007 году лидером  был Северо-Западный федеральный  округ, где годовой объем производства пива составлял 136 литров на душу населения (рис. 2). В Центральном и Сибирском федеральных округах этот показатель превышал 90 литров на человека, в Южном  77 литров, Приволжском  74, Дальневосточном - 59, а в Уральском  57. Самым «малообеспеченным» федеральным округом был Северо-Кавказский, где производилось всего 8 литров пива на душу населения. То есть произошло элементарное выравнивание объемов производства пропорционально количеству населения, поскольку дисбаланс был просто огромный.

Двухкратное падение  «среднедушевого производства»  в СЗФО - «заслуга» пивоваренной компании «Балтика». Если в 2007 году питерскими заводами «Балтики» было сварено 1113,5 млн литров, то в 2009-м - всего 539 млн литрова 2010 год статистические данные по отдельным предприятиям пока недоступны), то есть на 51,5% меньше. Вместе с этим «Балтика» увеличила производство на пивоваренном заводах в Воронеже, Самаре, Хабаровске и открыла два новых производства, в Челябинске и Новосибирске, сократив таким образом транспортные расходы. В результате суммарный объем производства к 2009 году вырос на 6,5%. Сей факт еще раз подтверждает тезис о том, что в кризис лидеры рынка становятся только сильнее, за счет банкротства мелких компаний.

По итогам прошлого года в производстве пива лидирует Сибирский ФО - 86 литров на человека, за ним с небольшим отрывом идут Центральный и Приволжский - 85 и 83 литра соответственно. В Южном производство сократилось до 65 литров на человека в год, в Северо-Западном - до 58 литров (более чем в 2 раза!), Уральском и Дальневосточном - до 52, а в Северокавказском подросло до 9 литров на человека.

И хотя в целом  пить пиво россияне стали меньше, денег  они на это удовольствие теперь тратят значительно больше. Инфляция! В 2000 году, по данным Росстата, литр пива в  рознице стоил в среднем 18 рублей 70 копеек. К 2007 году цена поднялась до 34 рублей 70 копеек, то есть каждый среднестатистический россиянин за год потратил на пиво 2810 рублей 70 копеек. В 2010 году, по данным Росстата, средняя цена пива составляла 52 рубля 60 копеек за литр. Получается, что за прошлый год каждый из нас потратил на пиво по 3734 рубля 60 копеек. То есть на 33% больше, чем 4 года назад!

И это без учета  импортного пива, которое в среднем  в 3 раза дороже отечественного. Кстати, импорт, как и экспорт, на российский рынок пива оказывает ничтожно малое влияние. За пределы России экспортируется менее 1% произведенного пива, а на долю импортного приходится чуть более 2.66% всего потребления.

Стоит заметить, что  на протяжении почти всего десятилетия  доля производителя в розничной  цене пива составляла около 40% и лишь в период кризиса, в 2008-2009 годах, поднималась до 50%, По итогам же прошлого года доля производителя в розничной цене пива составляет всего 39%,

Хотя формально  алкоголь разрешено употреблять  с 18 лет, пиво крайне доступно. На сегодняшний день никто ничего не отслеживает, не контролирует, в том числе и продажу пива несовершеннолетним. Именно такое попустительство и недостаток регулирования (ведь явных запретов, кроме ограничений рекламы, не было) привели к тому, что молодежь начинает пить в 13 лет, в результате на 140-миллионное население России приходится 2 миллиона алкоголиков.

Основные  финансовые показатели российской пивоваренной отрасли в 2010 году.

В 2010 году, в России индекс производства пивоваренной отрасли  опустился до отметки 94,1% к уровню 2009 года, что, по предварительной оценке, составляет 1021 млн литров. Таким образом. уже второй год наблюдается серьезное сокращение объемов производства пива. При этом спад отчетного года оказался более значительным, чем в 2009 году, когда объем производства составил 95,2% к уровню 2008 года. В то время как многие другие отрасли, связанные с производством напитков и продуктов питания, в течение 2010 года вышли из кризиса, пивоварам этого не позволили сделать трехкратное повышение акцизной ставки и последовавший за ним рост цен, сделавший пиво менее доступным для потребителей. В целом отрасль за три неблагоприятных года (2008-2010) вернулась к производственному уровню 2006-го.

Акцизные поступления  от оборота пива (производство и  импорт) за январь-ноябрь 2010 года составили 78,15 млрд рублей и достигли 270,8% к январю-ноябрю 2009 года. За тот же период поступления от крепкого алкоголя выросли только на 13,8%, что соизмеримо с потребительской инфляцией. Доля поступлений от пива (производство и импорт) в подакцизной группе товаров «Напитки» увеличилась с 28,8% в январе-ноябре 2009 года до 48,7% в январе-ноябре 2010 года. Доля крепкого алкоголя за тот же период сократилась с 58 до 41,2%. Уменьшились также доли других подакцизных групп, в частности доля вина сократилась с 5,2 до 4,3%, слабого алкоголя - с 2,8 до 1,9%. Таким образом, в отчетном году пиво впервые стало главным источником бюджетных поступлений от акцизов на алкогольные напитки и пиво, сместив с этой позиции крепкий алкоголь.

Информация о работе Обзор российского и мирового рынка пива