Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:40, реферат
Так уж исторически сложилось, что пиво в России не считалось алкоголем, а относилось к продуктам питания. Соответственно, регулирование налогообложения и рекламы в этой сфере существенно отличалось от таковых для алкогольной продукции. Данная ситуация оказалась весьма привлекательной для инвестиций, что привело к бурному развитию пивной отрасли.
Эта тенденция еще более заметна по доле пива в акцизных поступлениях от напитков, производимых в России.
Доля пива в акцизах, собираемых от оборота импортируемых напитков, увеличилась: с 10,8% в январе-ноябре 2009 года до 19,0% в январе-ноябре 2010-го. Сумма акциза от импорта пива составила 278% к уровню аналогичного периода 2009 года и достигла 2,33 млрд рублей. Этот рост вызван не увеличением объемов ввозимого пива, а троекратным повышением акцизной ставки. Импорт пива в январе-октябре 2010 года составил 95,3% к показателю аналогичного периода 2009 года (в натуральном выражении). Однако из-за сокращения объемов производства пива в России доля акцизов от ввозимой продукции в общей сумме пивного акциза повысилась с 2,9 до 3%. При этом сокращению (до 91,3%) подвергся ввоз недорогих марок пива из СНГ, тогда как импорт из стран дальнего зарубежья вырос до 116% (за тот же период). Это также связано с ростом акцизной ставки и ее влиянием на роз- ничную цену продукта.
По итогам 2010 года, несмотря на значительное сокращение рынка пива как в натуральном, так и в стоимостном выражении, фискальная нагрузка на пивоваренную отрасль многократно возросла на фоне льготного режима налогообложения для других отраслей. С одной стороны, это негативно сказалось на развитии отрасли и не позволило ей в 2010 году преодолеть спад. С другой стороны, это существенно повысило значимость отрасли для консолидированного бюджета России, и особенно - для региональных бюджетов. Регионы с развитым пивоварением в еще большей степени, чем раньше, заинтересованы в процветании отрасли и в ее поддержке.
Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, рост пивного рынка продолжается за счет стран Азии, Латинской Америки и Африки, с прибавкой 1-1,5% в 2010 году (по оценке Plato Logic). В то же время отрасль испытывает сокращение в странах Европы со старыми традициями пивоварения, таких как Чехия, Германия, Британия. Так, в Чехии потребление пива за 2010 год уменьшилось на 12%, при этом вдвое возрос объем экспорта. В Британии продажи пива в третьем квартале упали на 5 млн дал (по сравнению с третьим кварталом 2009 года), а по данным Ассоциации пабов и британского пива, объем продаж уменьшился на 9,7%. В этих странах, как и в России, ключевой проблемой отрасли стал рост фискального давления. Правительства, оказавшись в ситуации сокращения доходной части бюджета, стремятся изыскать новые источники поступлений, даже вопреки долгосрочным экономическим интересам. В октябре 2010 года представители европейских пивоваров (Brewers of Europe) на основании независимого исследования заявили, что увеличение акцизов всего на 20% ведет к потере 70 ООО рабочих мест в Европе и падению государственных доходов в размере 115 млн евро. Пивовары предупреждают, что рост акцизных ставок приведет к уменьшению доходов, полученных правительствами от налогов на прибыль, от выплат по социальному обеспечению, от налога на добавленную стоимость. С учетом смежных производств, произвольное повышение акцизных ставок на пиво ставит под угрозу рабочие места 1,8 млн европейцев. Эта ситуация вызывает трудности даже для крупных компаний Европы, если они не входят число мировых лидеров отрасли. Так, известный немецкий производитель пива Warsteiner вынужден был продать свое последнее подразделение за рубежом - компанию Cerveceria Argentina S.A. Isenbeck (CASA Isenbeck), которая является третьим по величине пивоваренным предприятием Аргентины, с объемом продаж 6 млн дал. Покупателем выступил концерн SABMiller Pic. Ранее, в 2008 году, Warsteiner Group уже продал три пивоваренных завода в Африке.
В то же время компания
SABMiller Pic. за октябрь-декабрь 2010 года сообщила
об органическом росте объемов продаж
пива на 3% и росте выручки на 6%
по сравнению с аналогичным
Как сообщили эксперты из Canadean (одно из ведущих исследовательских агентств по алкогольным и безалкогольным напиткам в Британии), объем потребления пива в мировом контексте может вырасти с показателя в 1,860 млрд. гектолитров в 2010 году до 2 млрд. гектолитров (это 200 млн. м3) к 2013 году. Прирост составит 7,5%.
Рост мирового объема потребления пенного напитка в 2010 году по отношению к предыдущему году составил 2,4%, в то время как в 2009 году он составлял всего 0,5%. Но как отмечено в официальном отчете Canadean, этот показатель все же ниже ежегодного роста в 5%, который наблюдался на протяжении последнего десятилетия.
По данным Canadean, в Азии уровень потребления пива в 2010 году достиг показателей в 650 млн. гектолитров (прирост 6%), в Африке рост составил 8%, а в странах Латинской Америки – 3%. Вместе с тем, в странах Европы, наоборот, наблюдается снижение показателей. В Центральной и Восточной Европе уровень снижения составил 1%, а в Западной Европе – 2%. Отмечено снижение показателей и в Северной Америке – на 1%. В Новой Зеландии и Австралии за 2010 год наметился рост потребления пива примерно на 1%.
Далее, как отмечает Canadean, основными странами, в которых отмечался рост потребления пива за 2010 год были: Бразилия, Вьетнам, Индия и Китай. Максимальное снижение потребления пива отмечено в Чехии (на 7%), а также в Сербии и Румынии (по 5%). Что касается России, то по данным компании Canadean, объемы потребления пива за 2010 год остались прежними.
В целом за 2010 год уровень потребления пива на душу населения по всему миру составил примерно 27 литров в год. Несмотря на зафиксированное снижение, чехи продолжают лидировать в списке наиболее приверженных к пиву наций. Уровень потребления пива на человека в год здесь составляет 135 литров. Но, еще пару лет назад этот показатель по стране был на уровне 160 литров в год. Несмотря на то, что Индия вошла в список стран с наибольшим ростом показателя потребления пива (уровень роста составил 17%), объем потребления пива на душу населения в год в этой стране составляет всего 1,5 литра.
Прогнозируемый
рост объемов потребления к 2013 году
произойдет за счет стран Азии и
Латинской Америки, уверены эксперты
из Canadean. Что касается Европы, то прогнозы
на восстановление потребления могут
претерпеть изменений в худшую сторону,
если в России будут утверждены законодательные
изменения относительно условий упаковки,
продажи, дистрибуции и рекламы пива. В
целом, как отмечают эксперты агентства,
в Западной Европе уровень потребления
пива будет постепенно идти на спад. По
прогнозам к 2016 году общее мировое потребление
пива на душу населения может вырасти
с 27 литров (показатель 2010 года) до 30 литров.