Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:31, контрольная работа
Почти столетие живёт неповторимое есенинское слово. Огромная притягательная сила лирики Есенина признана сегодня всеми. Из своих 20-х годов он незримо шагнул к нам, в сегодняшний день. Есенин рассказывает о себе, своём времени и эпохе.
Только зная, как сказал поэт, можно понять и то, что он стремился выразить в своей лирике.
Введение 2-3
Глава 1. Понятие окказионализм. Отличительные признаки
окказиональных слов 3-4
Глава 2. Окказиональное словообразование. Основные
способы образования окказионализмов в лирике
С.Есенина 4-5
Глава 3. Функции окказионализмов в художественном
произведении. Окказионализмы в лирике
С.Есенина как средство создания художественного
образа 5-7
Заключение 7
Словарь есенинских окказионализмов 8-18
Литература
Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио»
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Нижний Ломов
Окказионализмы как средство художественной выразительности
в лирике С.Есенина
Введение
Глава 1. Понятие окказионализм. Отличительные признаки
окказиональных слов 3-4
Глава 2. Окказиональное словообразование. Основные
способы образования
С.Есенина
Глава 3. Функции окказионализмов в художественном
произведении. Окказионализмы в лирике
С.Есенина как средство создания художественного
образа
Заключение
Словарь есенинских окказионализмов
Литература
Введение.
Почти столетие живёт неповторимое есенинское слово. Огромная притягательная сила лирики Есенина признана сегодня всеми. Из своих 20-х годов он незримо шагнул к нам, в сегодняшний день. Есенин рассказывает о себе, своём времени и эпохе.
Только зная, как сказал поэт, можно понять и то, что он стремился выразить в своей лирике.
С.А.Есенин, как и другие писатели и поэты, является автором целого ряда образоьт ваний, получивших название окказионализмов. Вопрос об окказиональных образованиях освещён в науке не в достаточной степени, исключение составляет ограниченное число специальных работ. Требованием времени становится создание «Словаря есенинских окказионализмов».
Стало очевидным, что существенным пробелом является отсутствие в подавляющем большинстве самых авторитетных изданий лингвистического комментария к его произведениям.
Актуальность данной работы определяется необходимостью восполнить имеющиеся, на наш взгляд, пробелы в современной науке по данной проблеме.
Объект исследования: лирические произведения С.А.Есенина.
Предмет исследования: окказиональные образования в лирике Есенина.
Цель исследования: выявить окказиональные образования и определить их роль в конкретном художественном тексте.
Гипотеза исследования: окказиональные образования в лирических произведениях поэта являются средством художественной выразительности и создания художественного образа.
Представленные цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание
понятия «окказиональные
2. Определить и назвать основные способы образования окказионализмов.
3. Сформулировать основные функции окказионализмов в художественном произведении и экспериментально проверить и обосновать выдвинутые положения.
4. Составить словарь
В работе мы опирались на труды Земской Е.А., Фельдман Н.И., Ханпира Э.И., Виноградова В.В, Лопатина В.В..
В ходе исследования применялись следующие методы:
- теоретические: анализ
- эмпирические: различные виды
наблюдения над текстом,
- статистические методы
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Уточнено содержание понятия «окказиональное образование».
2. Названы основные функции
3. Выявлены окказиональные образования и составлен словарь.
Глава 1. Понятие окказионализм. Отличительные признаки окказиональных слов.
В современной лингвистике различаются понятия (и термины) язык и речь.
В отличие от языка речь – сама деятельность говорящего и результат этой деятельности. Речь создается в процессе общения людей, в процессе говорения. В ней применяются, прежде всего, те или иные средства языка (например, определённые слова, формы слов, синтаксические конструкции) в зависимости от данной речевой ситуации, от задания говорящего, который стремится в каждом конкретном случае передать с помощью этих языковых средств определённое содержание, определённую мысль. Но встречаются в речи и индивидуальные средства, присущие только данному отрезку речи, данному контексту, создаваемые (а не воспроизводимые) именно в этом контексте.
К числу таких средств – собственно речевых, а не языковых – и относятся слова, которые созданы и живут лишь в данном контексте и вне этого контекста не воспроизводятся.
Наиболее распространённое название таких слов – окказиональные слова, или окказионализмы (от латинского occasio – случай). Сам термин показывает, что подобные слова созданы однажды, «по случаю».
Впервые этот термин употреблён Н.И.Фельдманом в 1957 году.
В лингвистической литературе есть и другие названия подобных образований. Однако они не приняты столь широко, как термин «окказионализмы». В.В.Лопатин замечает, «что каждый из предлагаемых терминов, по-своему оправданный, характеризует рассматриваемое явление со своей стороны, со своей точки зрения, и тем самым оно получает разностороннее освещение». ( 8, 64)
Наиболее удачные термины: «индивидуальные слова», «авторские или индивидуально-авторские неологизмы», «стилистические или индивидуально-стилистические неологизмы», «неологизмы контекста», «одноразовые неологизмы», «литературные неологизмы», «слова-самоделки», «слова-эспромты», «слова-метеоры», «неологизмы поэта», «поэтические неологизмы», «эгологизмы».
Научное определение понятия «окказионализм», на наш взгляд, дано в работе Ю.А. Бельчикова: «Окказионализмы (от лат. occasionalism – случайный) – речевые явления, возникающие под влиянием контекста, ситуации, речевого общения для осуществления какого-либо актуального коммуникативного задания, главным образом для выражения смысла, необходимого в данном случае; создаются на базе продуктивных / непродуктивных моделей из имеющегося в структуре языка материала вопреки сложившейся литературной норме». (18, 283-284).
Назовём основные отличительные признаки окказиональных слов:
1) тесная связь с контекстом;
2) новизна, свежесть независимо
от реального времени их
3) индивидуальный характер (связь с определённым творцом);
4) эстетическая выразительность.
Глава 2. Окказиональное словообразование. Основные способы образования окказионализмов в лирике С.Есенина.
Нами
было проанализировано 94 стихотворения
С.Есенина, написанных в 1910-
Диаграмма 1. Процентное соотношение выявленных окказионализмов по способам их образования.
В процессе экспериментального
исследования получены
1) С.Есенин создаёт окказионализмы, в основном, по действующим словообразовательным моделям (78,4%).
2) Подавляющее большинство слов образовано суффиксальным (33%) и бессуффиксным способом (30,9%).
Глава 3. Функции окказионализмов в художественном произведении. Окказионализмы в лирике С. Есенина как средство создания художественного образа.
В основе создания индивидуально-стилистических неологизмов (окказионализмов) лежит стремление открыть в слове новые смысловые грани.
На особую роль окказиональных образований обратил внимание ещё Н.И.Фельдман, называя их «уместными и особо выразительными»… (16, 66). В последние годы появились работы, в которых изучаются экспрессивно-выразительные ресурсы окказионализмов. И.И.Голуб замечает: «Назначение этих слов иное – служить выразительным средством в контексте одного, конкретного произведения» (12, 100).
Окказиональные образования, на наш взгляд, выполняют следующие функции в конкретном произведении:
1. Передают определённое чувство, состояние.
2. Выделяют наиболее важное слово, на которое делается смысловой, логический акцент.
3. Служат для свежего и яркого выражения понятий.
4. Создают определённый
художественный эффект и
5. Являются средством
создания художественного
Проведённые наблюдения и анализ текста произведения поэта подтвердили высказанные нами предположения.
Стихотворение С.Есенина «Там, где капустные грядки…» написано в 1910 году:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт. (7, 36)
Что же позволяет это раннее стихотворение, представляющее собой четверостишие, назвать лирическим шедевром? Как мы полагаем, С.Есенин максимально использовал экспрессивно-выразительные возможности созданного им окказионализма: « кленёночек маленький матке зелёное вымя сосёт». (7, 36)
Индивидуально-стилистический неологизм «кленёночек» образован по аналогии со словами телёночек, жеребёночек. Нежное, молодое, ласковое, трепетное существо. Кленёночек показан у поэта как живое существо. Есенину удалось создать удивительный и неповторимый образ.
В другом раннем стихотворении, написанном в 1910 году, «Выткался на озере алый цвет зари» (7, 46) встречается не менее выразительный окказионализм: «и пускай со звонами плачут глухари, есть тоска весёлая в алостях зари». (7, 46) Окказионализм «алостях» создан, видимо, под влиянием слова «шалостях». Это и понятно, ведь в поэтическом творении идёт о естественных человеческих чувствах, о влюблённости. Алость – это шаловливое и игривое состояние природы, переданное с помощью ярко-красного цвета и отражающее переживания героев.
Один из современников Есенина, услышав прочитанное самим поэтом стихотворение «В хате», рассказывает в своих воспоминаниях: «Ещё более произвело на меня впечатление «В хате» («Пахнет рыхлыми драченами…»)… Ночью, уже ложась спать, я восхищался этой «пугливой шумотой» и жалел, что не могу припомнить всего стихотворения»…
В произведении описывается раннее утро, что-то не получается у матери с ухватами на кухне, старый кот осторожно крадётся к махотке, поднимают возню куры. Все эти действия совершаются осторожно и тихо, но в целом создаётся непроизвольный шум, который Есениным называется «пугливой шумотой». Шумота – это звуки во время какой-то суеты, осторожной и пугливой.