Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:31, контрольная работа
Почти столетие живёт неповторимое есенинское слово. Огромная притягательная сила лирики Есенина признана сегодня всеми. Из своих 20-х годов он незримо шагнул к нам, в сегодняшний день. Есенин рассказывает о себе, своём времени и эпохе.
Только зная, как сказал поэт, можно понять и то, что он стремился выразить в своей лирике.
Введение 2-3
Глава 1. Понятие окказионализм. Отличительные признаки
окказиональных слов 3-4
Глава 2. Окказиональное словообразование. Основные
способы образования окказионализмов в лирике
С.Есенина 4-5
Глава 3. Функции окказионализмов в художественном
произведении. Окказионализмы в лирике
С.Есенина как средство создания художественного
образа 5-7
Заключение 7
Словарь есенинских окказионализмов 8-18
Литература
В стихотворении
«Колокольчик среброзвонный…»
наиболее выразительный
Колокольчик среброзвонный,
Лирическому герою слышится дорогой сердцу звук. Это не простая мелодия, а чистые, тонкие, чудесные звуки. Данный окказионализм создаёт яркий и красочный художественный образ.
Тема весны, обновления природы и души присутствует в стихотворении С.Есенина «Серебристая дорога…». Окказионализм «чисточетверговой» ассоциируется у автора с звездой, горящей над дорогой, словно свечкой в храме накануне Пасхи, как символом чистоты всего живого:
Ты зовёшь меня куда?
Как видим, С.А.Есенин экономными речевыми средствами создаёт выразительные художественные образы.
Данные экспериментального исследования подтверждают выдвинутую гипотезу об окказионализмах как средстве выразительности и создания художественного образа.
Заключение.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены окказиональные образования в лирике Есенина и впервые создан словарь есенинских окказионализмов.
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы и русского языка, факультативных занятиях, стать основой спецкурса, а также быть востребованы всеми, кто интересуется творчеством выдающегося русского поэта ХХ века.
Выдвинутая нами гипотеза нашла, на наш взгляд, подтверждение.
Данное исследование позволяет по-новому взглянуть на поэтическое творчество С.А. Есенина и является подготовительной работой по составлению столь необходимого «Словаря языка произведений
С.А. Есенина».
Словарь есенинских окказионализмов
Окказионализм |
Название произведения, контекст, в котором указывается образование |
Семантика |
Способ образования окказионализма |
Алостях (зари) |
«Выткался на озере алый цвет зари»
И пускай со звонами плачут глухари, Есть тоска весёлая в алостях зари. |
Шаловливое и игривое состояние природы, переданное с помощью ярко-красного цвета. |
Алый – алостях. Образовано суффиксальным способом, видимо, по аналогии со словом «шалостях». |
Белоногом (телке) |
«Корова»
Сердце неласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу о белоногом телке. |
Нежный, маленький, ласковый, трепетный. |
Сложное слово, образовано путём сложения основ по аналогии со словом «босоногий». |
Бескудрой (голова) |
«О Русь, взмахни крылами…»
Монашьи мудр и ласков, Он весь в резьбе молвы, И тихо сходит пасха С бескудрой головы. |
Умная, мудрая. |
Кудри – бескудрой. Образовано приставочным способом. |
Бродяжной (палкой и сумой) |
« Пойду в скуфье смиренным иноком…»
Глядя за кольца лычных прясел, Я говорю с самим собой: Счастлив, кто жизнь свою украсил Бродяжной палкой и сумой. |
Стран-нический, правдоиска-тельский, скитальничес-кий. |
Бродяга – бродяжный. Образовано суффиксальным способом под влиянием диалектных слов «бродяжий», «бродяжничес-кий» (в современных словарях «бродячий»). |
Взбрезжи |
«Хулиган»
Взбрезжи, полночь, луны кувшин Зачерпнуть молока берёз! Словно хочет кого придушить Руками крестов погост! |
Рассветить, зажечь. |
Брезжить – взбрезжи. Образовано приставочным способом. |
Взбыстрил (ветер) |
«Лисица»
Ей всё бластился в колючем дыме выстрел, Колыхалася в глазах лесная топь. Из кустов косматый ветер взбыстрил И рассыпал звонистую дробь. |
Стремитель-но, мгновенно. |
Быстрый – взбыстрить – взбыстрил. Образовано суффиксальным способом. |
Взвенивает (лес) |
«Топи да болота…»
Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. |
Издаёт высокие, тонкие звуки, имеющие характер кратковре-менного. |
Звенит – взвенивает. Образовано приставочно-суффиксальным способом, по аналогии со словом «вскрикивает» |
Вихлистого (приволья)
|
«На плетнях висят баранки…»
Балаганы, пни и колья, Карусельный пересвист. От вихлистого приволья Гнутся травы, мнётся лист.
|
Чрезмерного, сильного, шатающегося, неровного, колеблю-щегося.
|
Вихлять – вихлистого. Образовано путём усечения основы, суффиксальным способом. |
Водь |
«О Боже, Боже,эта глубь…»
Сойди на землю без порток, Взбурли всю хлябь и водь, Смолой кипящею восток Пролей на нашу плоть. |
Водное пространство на земле. |
Непроизводное слово. |
Волноватой (капусты) |
«Голубень»
Манит ночлег, недалеко до хаты, Укропом вялым пахнет огород, На грядки серые капусты волноватой Рожок луны по капле масло льёт. |
Неровность, подобная морской волне. |
Волна – волноватой. Образовано суффиксальным способом. |
Волоокой (тоске) |
«Мир таинственный, мир мой древний…»
Город, город, ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь. Стынет в поле в тоске волоокой, Телеграфными столбами давясь. |
Безысходная, жуткая, немая. |
Сложное слово, образовано путём сложения основ слов. |
Ворожбиные (травы) |
«…Матушка в Купальницу по лесу ходила…»
Травы ворожбиные ноги ей кололи, Плакала родимая в пупырях от боли. |
Таинствен-ные, колдовские, чарующие, предсказыва-ющие судьбу. |
Ворожба — ворожбиные Образовано суффиксальным способом. |
Встормошит
|
«Проплясал, прплакал дождь весенний…»
Всколыхнёт он Брюсова и Блока, Встормошит других. Но всё так же день взойдёт с востока, Так же вспыхнет миг. |
Заставит задуматься. |
Тормошит – встормошит. Образовано приставочным способом. |
Выбель (снежную) |
«Мир таинственный, мир мой древний…»
Так испуганно в снежную выбель Заметалась звенящая жуть… Здравствуй ты, моя чёрная гибель, Я навстречу к тебе выхожу! |
Искрящаяся, слепящая белизна. |
Выбелить – выбель. Образовано бессуффиксным способом. |
Вызвездило (небо) |
«О Русь, взмахни крылами…»
В руках – краюха хлеба, Уста – вишнёвый сок. И вызвездило небо Пастушеский рожок. |
Отражение сквозь звёзды. |
Звезда – вызвездило. Образовано суффиксальным способом. |
Выпеснил |
«Теперь любовь моя не та»
Грустя и радуясь звезде, Спадающей тебе на брови, Ты сердце выпеснил избе, Но в сердце дома не построил. |
Отдал, посвятил, воспел, выразил. |
Песня – песнить– выпеснил. Образовано приставочно-суффиксальным способом. |
Гарком (дупелей) |
«Я пастух; мои палаты…»
Я пастух; мои палаты – Межи зыбистых полей, По горам зелёным – скаты, с гарком гулким дупелей. |
Громкий, отрывистый крик. |
Гаркать – гарк. Образовано бессуффиксным способом. |
Гладь (воды) |
«Песнь о собаке» По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. |
Застывшая, зеркальная, неколебимая водная поверхность. |
Гладить – гладь. Образовано бессуффиксным способом. |
Гладь (белая) |
«Я по первому снегу бреду…»
Хороша ты, о белая гладь! Греет кровь мою лёгкий мороз. Так и хочется к телу прижать Обнажённые груди берёз. |
Бескрайний белоснежный покров. |
Гладить – гладь. Образовано бессуффиксным способом. |
Глубь |
«О Боже, Боже, эта глубь…»
О Боже, Боже, эта глубь – Твой голубой живот. Златое солнышко, как пуп, Глядит в Каспийский рот. |
Бездонный, бесконечный водный простор. |
Глубина – глубь. Образовано бессуффиксным способом. |
Голубень |
«Голубень» – название стихотворения. |
Состояние природы, её красота, наступление вечера. |
Голубой – голубень. Образовано суффиксальным способом. |
Голь (лужная) |
«Чёрная, потом пропахшая выть!»
Оловом светится лужная голь… Грустная песня, ты – русская боль. |
Ничем не прикрытое, обнажённое пространство. |
Голый – голь. Непроизводное слово, образовано по аналогии со словом «боль»,. |
Горевая (полоса) |
«Сторона ль моя, сторонка…»
Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса. Только лес да посолонка, Да заречная коса. |
Бедствующая, страдающая, полная горя и несчастья сторона. |
Горе – горевая. Образовано суффиксальным способом. |
Долюбить (снег) |
«Серебристая дорога»
Грусть ты или радость теплишь? Иль к безумью правишь бег? Помоги мне сердцем вешним Долюбить твой жёсткий снег. |
Насладиться до конца. |
Любить – долюбить. Образовано приставочным способом. |
Дрёме (тихой) |
«Я пастух; мои палаты…»
Вяжут кружево над лесом В жёлтой пене облака. В тихой дрёме под навесом Слышу шёпот сосняка. |
Полусонное состояние, которое, однако, позволяет слышать и чувствовать жизнь природы. |
Дремать – дрема. Образовано бессуффиксным способом. |
Дрёму |
«То не тучи бродят за овином…»
Заигрался в радости младенец, Пал в дрему, Уронил он колоб золочёный На солому. |
Полусонное, радостное состояние. |
Дрёма – дремать. Образовано бессуффиксным способом. |
Дрёма |
«О красном вечере задумалась дорога…»
Всё гуще хмарь,в хлеву покой и дрёма, Дорога белая узорит скользкий ров… И нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров. |
Полусонное состояние, которое, однако, позволяет слышать и чувствовать жизнь природы. |
Дремать –дрёма. Образовано бессуффиксным способом. |
Дрёмную (песню) |
«Чёрная, потом пропахшая выть!»
Где-то вдали, на кукане реки, Дремную песню поют рыбаки. |
Убаюкива-ющая, усыпляющая. |
Дрёма(есенин-ский окказионализм) – дрёмный. Образовано суффиксальным способом. |
Забольная (кукушка) |
«Сторона ль моя, сторонка…»
Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест. И забольная кукушка Не летит с печальных мест. |
Переполнен-ная безмерной, безысходной, гнетущей, горькой, мучительной, тоскливой болью и возвещающая об этом. |
Боль – забольная. Образовано приставочно-суффиксальным способом. |
Забоченились (избы) |
«Край ты мой заброшенный»
Избы забоченились, А их всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. |
Принять важный, солидный вид. |
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словом «подбочени-лись» |
Закадили (рощи) |
«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…»
Закадили дымом под росою рощи… В сердце почивают тишина и мощи. |
Распростра-нять лесной запах, и покрываться лёгкой прозрачной пеленой; темнеть. |
Кадить – закадить. Образовано приставочным способом. |
Захожий (богомолец) |
«Гой ты, Русь, моя родная…»
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. |
Тот, кто пытается понять истину жизни, постичь её смысл. |
Заходить – захожий. Образовано, бессуффиксным способом по аналогии со словом «прохожий». |
Звонами (плачут) |
«Выткался на озере алый цвет зари…»
И пускай со звонами плачут глухари, Есть тоска весёлая в алостях зари. |
Разнообраз-ные голосовые оттенки. |
Непроизводное слово. |
Звонистую (дробь) |
«Лисица»
Ей всё бластился в колючем дыме выстрел, Колыхалася в глазах лесная топь. Из кустов косматый ветер взбыстрил И рассыпал звонистую дробь. |
Звуки с переливами, множествен-ными оттенками. |
Звон – звонистую. Образовано суффиксальным способом. |
Звонно (чахнут) |
«Гой ты, Русь, моя родная…»
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. |
Издают пронзитель-ные, гулкие, острые, печальные, грустные, тревожные, скорбные, щемящие звуки. |
Звонный(устар.)– звонно. Образовано суффиксальным способом. |
Зыбистым (бегом) |
«Сыплет черёмуха снегом»
Сыпь ты, черёмуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. |
Лёгкий, порывистый. |
Зыбь – зыбистый. Образовано суффиксальным способом. |
Зыбистых (полей) |
«Я пастух; мои палаты…»
Я – пастух; мои палаты – Межи зыбистых полей, По горам зелёным – скаты с гарком гулких дупелей. |
Лёгкое, слабое колебание верхушек растений, находящихся в волнообраз-ном и непостоянном состоянии. |
Зыбь – зыбистый. Образовано суффиксальным способом. |
Избраздил (край) |
«О Русь, взмахни крылами…»
От Вытегры до Шуи Он избраздил весь край И выбрал кличку – Клюев, Смиренный Миколай. |
Исходил, исколесил в труде и заботах. |
Бразда – избраздить – избраздил. Образовано суффиксальным способом. |
Карком (заунывным) |
«Дымом половодье…»
Заунывным карком В тишину болот Чёрная глухарка К всенощной зовёт. |
Кричать, издавать звуки, похожие на «кар», предвещая что-нибудь. |
Каркать – карк. Образовано бессуффиксным способом. |
Кивливом (языке) |
«Я пастух; мои палаты…»
Говорят со мной коровы На кивливом языке. Духовитые дубровы Кличут ветками к реке. |
Общение через какие-то действия, движения, жесты в знак приветствия. |
Кивать – кивливый. Образовано путём усечения основы, суффиксальным способом. |
Кипятковая (вязь) |
«Всё живое особой метой»
И теперь вот, когда простыла Этих дней кипятковая вязь, Беспокойная, дерзкая сила На поэмы мои пролилась. |
Буйная, дерзкая. |
Кипяток – кипятковая. Образовано суффиксальным способом. |
Кленёночек (маленький) |
«Там, где капустные грядки…»
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Кленёночек маленький матке Зелёное вымя сосёт. |
Нежное, молодое, ласковое, трепетное существо. Кленёночек как живое существо. |
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словами «телёночек», «жеребёночек». |
Колдовная (сутемень) |
«Матушка в Купальницу по лесу ходила»
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. |
Таинствен-ная, чарующая, магическая, пророчащая счастье человеку. |
Колдовать – колдовная. Образовано путём усечения основы, суффиксальным способом. |
Колоб |
«То не тучи бродят за овином»
То не тучи бродят за овином И не холод. Замесила Божья Матерь сыну Колоб. |
Необходимое, нужное, радостное, светлое для людей. |
Колобок – колоб. Образовано бессуффиксным способом. |
Крепь |
«Отвори мне, страж заоблачный…»
Богу лишнего не надобно, Конь мой – мощь моя и крепь. Слышу я, как ржёт он жалобно, Закусив златую цепь. |
Опора, твёрдость, прочность, стойкость. |
Крепить – крепь. Образовано бессуффиксным способом. |
Кривенькой (тропинкой) |
«По селу тропинкой кривенькой…»
По селу тропинкой кривенькой В летний вечер голубой рекрута ходили с ливенкой Разухабистой гурьбой. |
Извилистая, изогнутая в результате многократн-ого прохождения по ней; запутанная дорога. |
Кривая – кривенькая. Образовано суффиксальным способом. |
Крутосклон (жёлтый) |
«Голубень»
Молочный дым качает ветром сёла, Но ветра нет, есть только лёгкий звон. И дремлет Русь в тоске своей весёлой, Вцепивши в руки жёлтый крутосклон. |
Большая возвышенность, напомина-ющая поэту небосклон. |
Сложное слово, образовано путём сложения основ по аналогии со словом «небосклон» |
Купальской (ночи) |
«Матушка в Купальницу по лесу ходила»
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. |
Необыкно-венная, таинственная, колдовская. |
Купалы – купальской. Образовано суффиксальным способом. |
Лебедёночек |
«То не тучи бродят за овином…»
Говорила Божья Матерь сыну Советы: «Ты не плачь, мой лебедёночек, Не сетуй…» |
Нежное, молодое, трепетное существо. |
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словами «жеребёночек», «телёночек». См. стихотворение С.Есенина «Там, капустные грядки». |
Легкодымней (пелена) |
«Опять раскинулся узорно…»
Там синь и полымя воздушной И легкодымней пелена. Я буду ласковый послушник, А ты – разгульная жена. |
Очень лёгкий, прозрачный покров. |
Сложное слово, образовано путём сложения основ, суффиксальным способом. |
Лиходейная (разлука) |
«Под венком лесной ромашки…»
Лиходейная разлука, Как коварная свекровь. Унесла колечко щука, С ним – милашкину любовь. |
Страшная, злая, злодейская, коварная. |
Лиходей – лиходейная. Образовано суффиксальным способом. |
Лихоманную (грусть) |
«Заглушила засуха засевки»
Собрались прихожане у чащи, Лихоманную грусть затая. Загузынил дьчишко ледящий: «Спаси, Господи, люди твоя». |
Вызывающая злобу, зависть, накликающая беду. |
Сложное слово, образованное путём сложения основы слов, суффиксальным способом. |
Лужная (голь) |
«Чёрная, потом пропахшая выть!..»
Оловом светится лужная голь… Грустная песня, ты – русская боль. |
Пустое, безжизненное пространство; залитое водой углубление на почве. |
Лужа – лужная. Образовано суффиксальным способом. |
Лычных (прясел) |
«Пойду в скуфье смиренным иноком…»
Глядя за кольца лычных прясел, Я говорю с самим собой: Счастлив, кто жизнь свою украсил Бродяжной палкой и сумой. |
Изгородь из липы или ивы; узкие полоски, скреплённые между собой в виде колец. |
Лыко – лычных. Образовано суффиксальным способом. |
Младень (святый) |
«О Матерь Божья…»
И да взыграет В ней, славя день, Земного рая Святый младень. |
Молодость земли. |
Младенец – младень. Образовано бессуффиксным способом. |
Млечность (немая) |
«Не напрасно дули ветры…»
Не гнетёт немая млечность, Не тревожит звёздный страх. Полюбил я мир и вечность, Как родительский очаг. |
Вселенная, звёздное небо. |
Млечный – млечность. Образовано суффиксальным способом. |
Молитвослов-ным (ковылём) |
«Запели тесаные дороги…»
И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылём. |
Возвеща-ющий, рассказыва-ющий о чём-то святом, томном, сокровенном. |
Сложное слово, образованное путём сложения основ, суффиксальным способом. |
Муть (лесная, дремучая) |
«Я по первому снегу бреду…»
О лесная, дремучая муть! О веселье оснеженных нив!.. Так и хочется руки сомкнуть, над древесными бёдрами ив. |
Труднопро-ходимая, страшная, ужасная. |
Муть – мутить. Образовано бессуффиксным способом. |
Нежнопенная (волна) |
«Зашумели над затоном тростники»
Ходит девушка по бережку грустна, Ткёт ей саван нежнопенная волна. |
Ласковая, кроткая, мягкая, трепетная. |
Сложное слово, образовано от основ слов, суффиксальным способом. |
Незакатные (глаза) |
«Там, где вечно дремлет тайна…»
Но за мир твой, с выси звёздной, В тот покой, где спит гроза, В две луны зажгу над бездной Незакатные глаза. |
Вниматель-ные, вопроша-ющие, говорящие, горящие, зовущие, любящие. |
Закатный – незакатный. Образовано приставочным способом. |
Непасенных (рощах) |
«Гляну в поле, гляну в небо…»
Снова в рощах непасенных Неизбывные стада, И струиться с гор зелёных Златоструйная вода. |
Чистые, нетронутые. |
Пасти – непасенных. Образовано приставочно-суффиксальным способом. |
Облак |
«Пропавший месяц»
Облак, как мышь, подбежал и взмахнул В небо огромным хвостом. Словно яйцо, расколовшись, скользнул Месяц за дальним холмом. |
Живое существо, пробегающее по небу. |
Употребление в мужском роде единственного числа, непроизводное слово. |
Облак-тын |
«Под красным вязом крыльцо и двор…»
В меже под елью, где облак-тын, Мне снились реки златых долин. |
Нечто, напоминающее забор, частокол. |
Употребление слова в мужском роде, непроизводное слово. |
Перезвонною (волной) |
«Под венком лесной ромашки..»
Не пойду я к хороводу: Там смеются надо мной, Повенчаюсь в непогоду С перезвонною волной. |
Издаваемый звон в несколько голосов, переклика-ющихся между собой. |
Перезвоны – перезвонная. Обра |
Переклик (венчальный) |
«Хороша была Танюша, краше не было в селе…»
«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу, Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу». Не заутренние звоны, а венчальный переклик, Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик. |
Крича, давать о себе знать во время свадебного обряда. |
Перекликаться – переклик. Образовано бессуффиксным способом по аналогии со словом «переклич» (чередование к /ч) |
Перелесиц (тёмных)
Перелесиц (за прядью) |
«То не тучи бродят за овином…»
«…Жутко им меж тёмных Перелесиц, Назвала я этот колоб – Месяц».
«За тёмной прядью перелесиц…»
За тёмной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве. |
Темнеющие леса, отделённые друг от друга полянами.
|
Лес – перелесица. Образовано приставочно-суффиксальным способом. |
Подтыками |
«Матушка в Купальницу по лесу ходила…»
Матушка в Купальницу по лесу ходила, Босая, с подтыками, по росе бродила. |
Подобранная снизу одежда. |
Подтыкать – подтык. Образовано бессуффиксным способом. |
Поспешливо (вынимали) |
«Калики»
Вынимали калики поспешливо Для коров сбережённые крохи. и кричали пастушки насмешливо: «Девки, в пляску. Идут скоморохи». |
Очень быстро, торопливо, с чувством милосердия, заботы. |
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словом «насмешливо». |
Приволь |
«Гой ты, Русь, моя родная…»
Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных лех, Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит девичий смех. |
Полная свобода, жизнь природы. |
Приволь [j] э – приволь. Образовано бессуффиксным способом. |
Примечталось |
«Нивы сжаты, рощи голы…»
Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного Ждать зимы седой осталось. |
Мысленный образ чего-то сильно желаемого, манящего; предмет желаний, стремлений. |
Мечталось – примечталось. Образовано приставочным способом по аналогии со словом «привидилось». |
Приятцей (милою доверчивой) |
«Собаке Качалова»
Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. |
Небольшая степень проявления признака. |
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словами «хитреца», «гнильца». |
Просиничном (платье) |
«Не ветры осыпают пущи…»
Я вижу – в просиничном плате, На легкокрылых облаках, Идёт возлюбленная Мати С Пречистым Сыном на руках.
|
Воздушный, лёгкий, невесомый, синевато-голубой. |
Просинь – просиничное. Образовано суффиксальным способом от разговорного слова «просинь». |
Разымчивость (попутная) |
«Голубень»
Ночлег, ночлег, мне издавна знакома Твоя попутная размывчивость в крови, Хозяйка спит, а свежая солома Примята ляжками вдовеющей любви. |
Возбуждён-ное состояние. |
Разымчивый (устар.) – разымчивость. Образовано суффиксальным способом. |
Сгиб (кто-то) |
«Нощь и поле, и крик петухов…»
Кто-то сгиб, кто-то канул во тьму, Уж кому-то не петь на холму. Мирно грезит родимый очаг О погибших во мраке плечах. |
Разрушаться, умирать, исчезать безвозвратно. |
Гиб (несовершенный вид) – сгиб. Образовано приставочным способом. |
Синь (сосёт)
Синь (дремлет)
Синь
Синь
Синь (затуманится) |
«Гой ты, Русь, моя родная…»
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза.
«Сохнет стаявшая глина»
Пахнет вербой и смолою. Синь то дремлет, то вздыхает. У лесного аналоя Воробей псалтырь читает.
«На плетнях висят баранки..»
На плетнях висят баранки, Хлебной брагой льёт теплынь. Солнца струганные дранки Загораживают синь.
«Опять раскинулся узорно…»
Там синь и полымя воздушной И легкодымней пелена. Я буду ласковый послушник, А ты – разгульная жена.
«За горами, за жёлтыми долами…»
Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идёшь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту. |
Необычайное, прекрасное состояние природы (светлое, голубое, синее).
|
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом.
|
Синь (стекла) |
«О красном вечере задумалась дорога…»
Осенний холод ласково и коротко Крадётся мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. |
Необычайное, прекрасное, одухотворён-ное состояние природы. |
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом. |
Синь (стынет)
Синь (равнинную) |
«Голубень»
Водою зыбкою стынет синь во взорах, Бредёт мой конь, откинув удила, И горстью смуглою листвы последний ворох Кидает ветер вслед из подола.
«Нощь и поле, и крик петухов…»
Нощь и поле, и крик петухов… С златой тучки глядит Саваоф. Хлёсткий ветер в равнинную синь Катит яблоки с тощих осин. |
Бескрайнее, необъятное, свободное, голубое пространство.
|
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом.
|
Синь (упавшая) |
«Запели тёсаные дороги…»
О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску. |
Необычайное,яркое голубое, синее состояние природы (река, небо). |
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом. |
Синь |
«О Матерь Божья…»
Срок ночи долог. В них спит твой сын. Спусти, как полог, Зарю на синь. |
Бескрайнее, необъятное, свободное пространство. Предрас-светная пора. |
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом. |
Синь (равнинная) |
«Песни, песни, о чём вы кричите?»
Но равнинная синь не лечит. Песни, песни, иль вас не стряхнуть?.. Золотистой метёлкой вечер Расчищает мой ровный путь. |
Свободное, широкое сине- голубое пространство. |
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом. |
Среброзвон-ный (колокольчик) |
«Колокольчик среброзвонный»
Колокольчик среброзвонный, Ты поёшь? Иль сердцу сниться? Свет от розовой иконы На златых моих ресницах. |
Тонкий, нежный, чудный, чистый. |
Сложное слово, образованное путём сложения основ, суффиксальным способом. |
Стозвоном (сосняка) |
«Поёт зима – аукает…»
Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. |
Сильные, громкие, разнообраз-ные звуки, охватыва-ющие и наполняющие всё вокруг. |
Образовано путём сложения основ слов. |
Стозвонных (зеленях) |
«Край любимый! Сердцу сняться»
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. |
Сильные громкие, разнообраз-ные звуки, охватывающие всё вокруг. |
Образовано путём сложения основ, суффиксальным способом. |
Сыпкий (дождик) |
«О муза, друг мой гибкий…»
О муза, друг мой гибкий, Ревнивица моя. Опять под дождик сыпкий Мы вышли на поля. |
Мелкий, далеко разносимый ветром. |
Сыпь – сыпкий. Образовано суффиксальным способом. |
Тонкогубый (ветер) |
«О красном вечере задумалась дорога…»
Обняв трубу, сверкает по повети Зола зелёная из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. |
Тонкий, жалобный, нежный, печальный, тоскливый, сожалеющий. |
Сложное слово, образованно путём сложения основ по аналогии со словами «тонкокожий», «тонкошеий», «тонконогий». |
Хлюпь |
«Чёрная, потом пропахшая выть!..»
Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. |
Нетвёрдое, жижеобраз-ное пространство. |
Хлюпать – хлюпь. Образовано бессуффиксным способом. |
Цветь (сиреневую) |
«Отговорила роща золотая…»
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. |
Богатство, разнообразие чувств, переживаний, надежд. |
Цвести – цветь. Непроизводное слово. |
Чисточетверго- вой (свечкой) |
«Серебристая дорога…»
Серебристая дорога, Ты зовёшь меня куда? Свечкой чисточетверговой Над тобой горит звезда. |
Звезда, горящая над дорогой, словно свечка в храме накануне Пасхи, как символ чистоты помыслов и обновления жизни. |
Образовано путём сложения основ, суффиксальным способом |
Шири (синей) |
«За тёмной прядью перелесиц…»
Но и тебе из синей шири Пугливо кажет темнота И кандалы твоей Сибири, И горб Уральского хребта. |
Безбрежное, безграничное, бесконечное, необозримое, вольное, живительное родное пространство. |
Широкий – ширь. Образовано бессуффиксным способом. |
Шишкопёрой (лебеде) |
«Весна на радость не похожа…»
У голубого водопоя На шишкопёрой лебеде Мы поклялись, что будем двое И не расстанемся нигде. |
Трава, с неровной, покрытой шишками поверх-ностью, слегка бугристая. |
Сложное слово, образовано путём сложения основ. |
Шумоты (пугливой) |
«В хате»
А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. |
Громкое звучание во время какой-то суеты, осторожной и пугливой. |
Шум – шумота. Образовано суффиксальным способом, видимо, возникло под влиянием слова «суета». |
1. Виноградов В.В. Грамматика
современного русского
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.
Т.1 – Т.4 – М.: Рус. яз., 1999. – 699с., 779с., 555с., 688с. –
ISBN 5-200-02658-Х.
3. Елисеев И.А., Полякова
Л.Г. Словарь
4. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. Т.1. Стихотворения. – М.: Наука: Голос, 1995. – 672 с. – ISBN 5-02-011246-1.
5. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1. – М.: Правда, 1970. –
383 с.
6. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1./ Под ред. В.Г. Базанова, А.А. Есениной, Е.А. Есениной и др. – М.: Художественная литература,
1977. – 429с.
7. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1. Стихотворения. – М.:
ТЕРРА – Книжный клуб: Литература, 2001. – 384 с. – ISBN 5-275-00355-2.
8. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. Учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1973. – 304 с.
9. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования – М.: Наука, 1973. – 151 с.
10. Львова С.И. Уроки
словесности. Пособие для
1996. – 416 с. – ISBN 5-7107-0566-7.
11. Ожегов С.И., Шведова
Н.Ю. Толковый словарь
12. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский
язык. – М.: Международные отношения, 1994. – 560 с. – ISBN 5-7133-0787-5.
13. Розенталь Д.Э., Теленкова
М.А. Справочник по русскому
языку. Словарь
14. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского язхыка: В 2 т.
Т.1. – Т.2. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 860 с., 941 с. – ISBN 5-17-013394-4 (АСТ), ISBN 5-271-06696-7 (Астрель).
15. Толковый словарь русского языка./ Под ред. проф. Ушакова Д.Н. Т.1. – Т.4. – М.: ОГИЗ, 1938 – 1940.
16. Фельдман Н.И. Окказиональные
слова и лексикография.
17. Ханпира Э.И. Стилистические исследования. – М.: Наука, 1972.
18. Энциклопедия. Русский язык. / Гл. ред. Ю.Н. Караулова. – изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1998. –
703 с. – ISBN 5-85270-248.
позиции структурно-семантического анализа; 3) определить способы и приёмы их
использования в творчестве поэта.
Автор работы выдвинул гипотезу: окказионализмы в творчестве С.Есенина
определяют степень художественности, семантическое и стилистическое своеобразие
произведений поэта.
Данная тема интересна своей актуальностью: при изучении творчества С. Есенина
многие совершают ошибки, относя диалектные слова и неологизмы к собственно
окказионализмам. В работе четко определены границы между неологизмами,
диалектизмами и окказионализмами.
Изучив специальную литературу (23 источника), выработаны параметры
исследования, в основу которых положены не только лингвистические данные об
окказионализмах, но и поэтическое представление о созданных образах. В процессе
поиска, наблюдения, анализа лирических произведений систематизированы и
обобщены используемые авторами художественные средства.
Колокольчик среброзвонный,/Ты поешь? Иль сердцу снится?/Свет от розовой иконы/На
златых моих ресницах. <…>
В стихотворении «Колокольчик среброзвонный…» продолжается игра звуков. В нем
мы слышим наиболее выразительный
лексический окказионализм
Данный окказионализм создаёт яркий и красочный художественный образ.
А в окне на сени скатые,/От пугливой шумоты,/Из углов щенки кудлатые/Заползают в
хомуты.
Шумота – это звуки во время какой-то суеты, осторожной и пугливой. Этот
семантический окказионализм в иниконтексте необходим для сохранения ритма стиха.
В работе четко прослеживается структура и сделаны выводы, соответствующие
поставленным целям и задачам. Исследуемая тема также имеет прикладное значение.
Она может быть использована в качестве дополнительного материала к урокам
литературы, при подготовке к экзаменам как по русскому языку, так и по литературе, а
также в качестве элективного курса по русскому языку позиции структурно-семантического анализа; 3) определить способы и приёмы их
использования в творчестве поэта.
Автор работы выдвинул гипотезу: окказионализмы в творчестве С.Есенина
определяют степень художественности, семантическое и стилистическое своеобразие
произведений поэта.
Данная тема интересна своей актуальностью: при изучении творчества С. Есенина
многие совершают ошибки, относя диалектные слова и неологизмы к собственно
окказионализмам. В работе четко определены границы между неологизмами,
диалектизмами и окказионализмами.
Изучив специальную литературу (23 источника), выработаны параметры
исследования, в основу которых положены не только лингвистические данные об
окказионализмах, но и поэтическое представление о созданных образах. В процессе
поиска, наблюдения, анализа лирических произведений систематизированы и
обобщены используемые авторами художественные средства.
Колокольчик среброзвонный,/Ты поешь? Иль сердцу снится?/Свет от розовой иконы/На
златых моих ресницах. <…>
В стихотворении «Колокольчик среброзвонный…» продолжается игра звуков. В нем
мы слышим наиболее выразительный лексический окказионализм первой степени.
Данный окказионализм создаёт яркий и красочный художественный образ.
А в окне на сени скатые,/От пугливой шумоты,/Из углов щенки кудлатые/Заползают в
хомуты.
Шумота – это звуки во время какой-то суеты, осторожной и пугливой. Этот
семантический окказионализм в иниконтексте необходим для сохранения ритма стиха.
В работе четко прослеживается структура и сделаны выводы, соответствующие
поставленным целям и задачам. Исследуемая тема также имеет прикладное значение.
Она может быть использована в качестве дополнительного материала к урокам
литературы, при подготовке к экзаменам как по русскому языку, так и по литературе, а
также в качестве элективного курса по русскому языку