Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение организационно-методических положений проведения анализа в системе маркетинга.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- определить место и роль анализа в системе маркетинговых исследований предприятия.
- охарактеризовать принципы и методы;
- исследовать теоретические и методологические основы маркетингового анализа.
Введение. 5
1. Место и роль анализа в системе маркетинговых исследований предприятия……………………………………………………………………….7
1.1 Система маркетинга. 7
1.2 Понятие, значение и цели маркетинговых исследований. 9
2. Маркетинговый анализ: принципы и методы.. 15
2.1 Методология анализа в маркетинговом исследовании. 15
2.2 Конъюнктурный анализ рынка. 16
2.3 Анализ масштаба и потенциала рынка. 25
2.4 Анализ структуры рынка. 27
Заключение. 30
Список литературы.. 32
Стратегический маркетинговый
анализ широко использует возможности
демографического анализа[13]. Он отражает
социально-демографическую
Параллельно проявляется действие фактора размера и состава семьи. В частности от них зависит спрос на товары, формирующие качество жизни, жилищные условия, степень комфорта и т.п. Однако следует принимать во внимание, что некоторые товары (телевизоры, холодильники, стиральные машины, часть предметов обстановки и т.п.) приобретаются в расчете на коллективное семейное потребление, когда влияют и численность семьи и ее состав. На стыке демографической среды и экономической среды действует фактор социальной дифференциации. Однако имеются несовпадающие и большие расхождения в оценках распределения населения по уровню доходов и сбережений. Влияние фактора роста дохода сдерживается инфляционными процессами.
Как видно, экономическая
и социально-демографическая
Стратегический анализ требует стабильности в осуществлении требований менеджмента. Без этого трудно принимать решения и неуклонно следовать им. Известно, что политика есть концентрированное выражение экономики. Социально-экономический анализ в свою очередь испытывает сильное влияние политической и правовой среды маркетинга, к которой относятся [4]:
- законодательная деятельность государства в рыночной сфере;
- принципы и методы налогообложения;
- государственная деятельность в сфере ценообразования;
- государственная политика
в области регулирования
- система государственной стандартизации и сертификации;
- контроль качества товаров и порядка торговли;
- юридическая защищенность бизнеса и потребителей.
Разработка товара, процесс
создания новых видов или
Использование достижений научно-технического прогресса (НТП) проявляется в различных формах:
- моральное старение товара или торговой технологии, вызывающее необходимость их замены или модернизации;
- потенциальная возможность
создания качественно нового
или кардинально
- совершенствование технологии,
позволяющее резко сократить
время на изготовления товара
и обеспечивающее экономию
Научно-технический прогресс
мощный фактор развития производства,
но он может стать фактором обострения
конкурентной борьбы, если его результатами
воспользуется конкурирующее
В анализе рыночного процесса
нужно учитывать, что определенное
влияние на структуру спроса оказывает
культурно-образовательная
- спрос на образование, в том числе потребность в профессиональном обучении;
- потребность в социально-
- спрос на различные духовные ценности, книги, Интернет и т.п.
Маркетинговая деятельность
должна принимать во внимание исторические,
религиозные, этнические традиции, а
также культурно-
Существенное, хотя и неоднозначное влияние оказывает на маркетинг информационная среда. Информационная среда формирует общественное мнение и отношение потребителей к производителям и к торговой деятельности. В информационной сфере сосредоточены средства рекламы. Информационная среда способствует расширению спроса на товары и услуги, можно даже сказать, что информация (особенно в форме рекламы) создает спрос. Не следует забывать, что в информационной среде даются оценки качества товаров. Специфической формой информационной среды являются паблисити и система "паблик-рилейшнз". Паблисити (publicity) – это деятельность по созданию известности рыночных предприятий и их товаров. Паблик-рилейшнз (public relations) представляет собой систему связей с общественностью, направленную на удовлетворение потребностей маркетинга. Важное место в этой системе принадлежит формированию благоприятного имиджа фирмы и ее продуктов. Маркетинговое исследование информационной среды представляет собой важное направление стратегического анализа [9].
2.3 Анализ
масштаба и потенциала рынка
Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающих на рынке в качестве продавцов, как производителей, выводящих свой товар на рынок, так и торговых посредников. При этом характеризуется функциональная специализация предприятий: вид товара, его ассортимент, основные свойства.
Объем продажи определяется следующими показателями [10]:
- размером сбыта произведенной продукции;
- оптовым товарооборотом,
выполняющим посреднические
- розничным товарооборотом.
Конъюнктурная оценка масштаба
рынка проявляется в
Производственный потенциал
рынка характеризует предельные
возможности товарного
Конъюнктурные опросы менеджеров/владельцев предприятий позволяют оценить состояние и тенденции портфеля заказов, а также охарактеризовать структуру поставщиков. Это позволяет определить или спрогнозировать потенциал развития рыночной ситуации. Когда заполненность портфеля заказов не превышает норматива и проявляется рост или хотя бы стабильность заказов, то перспективы потенциала рынка достаточно оптимистичны [15]. Состав поставщиков характеризуется на основе опроса менеджеров/владельцев сбытовых, оптовых и розничных торговых предприятий, являющихся покупателями товаров. Такой анализ дает возможность оценить процесс формирования товарного потенциала рынка как в экономическом пространстве (доля поставщиков-производителей и поставщиков-дистрибьюторов) и географическом пространстве (доля поставщиков из различных отечественных и зарубежных регионов).
Ключевой проблемой рынка является оценка потенциального количества товаров, которое способен поглотить рынок. Расчет потенциала рынка необходим для разработки стратегических и оперативных планов маркетинга. Он является составным элементом оценки рыночной конъюнктуры. Покупательский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка характеризуется тем количеством товара, которое рынок в конкретных условиях планирует и реально способен поглотить (купить) за определенный период времени.
Расчет емкости рынка базируется на потребительском принципе: определяется численность потребителей и прогнозируется средний уровень потребления.
Значительную роль в анализе рыночной ситуации и моделировании емкости рынка играет показатель насыщенности рынка. Его можно рассматривать в качестве индикатора обеспеченности населения товарами потребительского назначения. Насыщенность рынка ограничивает его емкость [17].
В виде компенсации спрос
стимулируется расширением
Для того, чтобы выяснить степень насыщения рынка товарами, используются специальные выборочные обследования домашнего имущества, в том числе на основе панельные обследования. Выбытие рассчитывается по нормативам средней службы изделия. Физический износ определяется по технологическим нормативам. Здесь же проявляется действие фактора уровня жизни: малообеспеченные семьи стремятся полностью выработать ресурс купленного изделия, до его полного разрушения.
Оценка потенциала рынка
может быть дополнена результатами
опросов оптовых и розничных
предпринимателей. В них дается характеристика
экономического положения, состояния
финансовых и товарных ресурсов, связей
с поставщиками и клиентами. У
руководителей предприятий
2.4 Анализ структуры рынка
Важнейшей характеристикой
конъюнктуры рынка является его
пропорциональность: сбалансированность/
Структура рынка и отдельных
его составляющих является важнейшей
качественной характеристикой. Структура
рынка поддается маркетинговому
воздействию, их необходимо регулировать
с помощью экономических
Анализ структуры рынка ставит перед собой следующие задачи [11]:
- определение размера продажи отдельных товаров и товарных групп;
- характеристика места отдельных товаров в общем объеме реализованной товарной массы;
- оценка и анализ структурных сдвигов в товарообороте;
- анализ и моделирование
социально-экономических и
Для изучения структуры рынка используется несколько достаточно эффективных способов:
Информация о работе Организационно-методических положений проведения анализа в системе маркетинга