Организация проведения маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание

Целью написания данной дипломной работы является изучение порядка и этапов проведения маркетинговых исследований.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов организации маркетинговых исследований в Республике Беларусь;
- изучение организации службы маркетинга на исследуемом предприятии;
- определение путей совершенствования маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы организации маркетинговых исследований 6
1.1. Маркетинговые исследования и их виды 6
1.2. Основы исследования маркетинга. 7
1.3. Цели, задачи, основные понятия маркетинговых исследований 10
1.4. Маркетинговая информационная система. 11
2. Методологические подходы организации маркетинговых исследования 12
2.1. Опыт организации маркетинговых исследований. 12
2.2. Правила маркетинговых исследований. 14
2.3. Общая характеристика последовательности этапов проведения 15
2.4. Организация маркетинговых исследований 18
3. Анализ маркетинговой деятельности 21
3.1. Краткая характеристика организационно-экономической деятельности предприятия (ООО «Трактир на Парковой») 21
3.2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Трактир на Парковой» 24
3.2.1 Изучение потребителей 24
3.2.2. Маркетинговая среда и служба маркетинга предприятия 27
3.2.3. Система управления маркетингом 31
Заключение 37
Список использованных источников 40

Работа состоит из  1 файл

Маркетинговые исследования.doc

— 305.50 Кб (Скачать документ)

Целесообразность такой подчиненности обусловлена необходимостью гарантировать объективность выводов и рекомендаций, получаемых в результате исследования, которые нередко носят критический характер, содержат критические оценки различных аспектов деятельности фирмы, затрагивающие интересы различных ее отделов и служб и, следовательно, должны представляться непосредственно руководителю фирмы. Это позволяет обеспечить объективность и независимость исследовательской работы от других функциональных руководителей и служб фирмы, дает оценить значение полученных результатов, абстрагируясь от возможных последствий для того или иного отдела, а также снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций между ними и директором по маркетингу. [3, стр. 287]

Поэтому наиболее целесообразным представляется двойное подчинение отдела маркетинговых исследований: как директору по маркетингу, так и непосредственно директору-распорядителю.

Для обеспечения отдела маркетинговых  исследований необходимой внутренней информацией, аккумулируемой другими  службами фирмы, следует лишь четко определить порядок предоставления ему последней. Попытки же некоторых фирм возложить на отдел маркетинговых исследований всю ответственность за ведение в фирме внутренней отчетности себя не оправдали, т.к. лишь привели к отвлечению этого отдела от его основной функции, затруднив при этом доступ к информации других служб.

Помимо организационного и информационного, важное значение для эффективности работы отдела маркетинговых исследований имеет  кадровое обеспечение. Ведущие специалисты этого отдела должны обладать не только знаниями в области маркетинга, но и в области статистики, психологии и социологии. Особенно высокие требования должны предъявляться к руководителю отдела маркетинговых исследований, который помимо высочайшей компетентности и административных способностей должен обладать высокой личной принципиальностью и честностью, т.к. от него прежде всего зависит трактовка результатов проведенных исследований, которая служит основой для принятия руководством ответственных для фирмы решений.

 

 

3. Анализ маркетинговой деятельности

ООО «Трактир на Парковой»

 

3.1. Краткая характеристика организационно-экономической деятельности предприятия (ООО «Трактир на Парковой»)

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Трактир на Парковой» осуществляет свою деятельность в соответствии с  Уставом и зарегистрировано в  реестре общереспубликанской регистрации решением Мингорисполкома в 1997 году под №101365 733 и находится по юридическому адресу: г. Минск, пр. Победителей, 11.

Основной целью ООО  «Трактир на Парковой» является осуществление  хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

ООО «Трактир на Парковой» осуществляет торгово-производственную деятельность, а также следующие виды деятельности:

- производство изделий  из мяса, включая мясные консервы;

- производство готовых  рыбных блюд;

- производство хлеба  и хлебобулочных изделий;

- производство сухарей  и печенья, производство пирогов  и пирожных с продленной сохранностью;

- розничная торговля  пищевыми продуктами, напитками  и табачными изделиями в специализированных  магазинах;

- рестораны и кафе;

- бары и др.

Организацией получены лицензии на розничную торговлю и торгово-производственную деятельность, лицензия на розничную торговлю алкогольными и табачными изделиями, также выдано разрешение на право торговли спиртными напитками в розлив и торговли продукцией собственного производства, покупными товарами, пивом, табачными изделиями по профилю организации. ООО «Трактир на Парковой» - объект общественного питания второй наценочной категории, режим работы с 12.00 до 24.00 ежедневно без выходных.

При определении цен на продукцию собственного производства ООО «Трактир на Парковой» руководствуется Инструкцией по ценообразованию для предприятий общественного питания всех форм собственности г. Минска, утвержденной решением Мингорисполкома от 02.09.2002 г. № 1315. Продажные цены определяются организацией с применением предельной наценки к розничным ценам в размере 70 %.

Мощность торгового  зала составляет 60 посадочных мест, форма  обслуживания - обслуживание официантами, по специализации относится к универсальным и общедоступным объектам общественного питания.

ООО «Трактир на Парковой»  оснащено современным торгово-технологическим  оборудованием.

Уставный фонд общества согласно учредительному договору объявлен в размере 27400 тысяч рублей.

Образование финансовых ресурсов и имущества ООО «Трактир на Парковой» происходит за счет:

- средств, передаваемых  по правопреемности;

- доходов от основной  деятельности;

- кредитов банков и  других кредитов;

- капитальных вложений;

- иных источников.

На основе полного  хозрасчета Общество обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств организации.

Структура управления предприятием ООО «Трактир на Парковой» представлена на рисунке 2.1.


 


 

 

 

 

 

 


Рисунок 3.1. Схема управления ООО «Трактир на Парковой»

П р и м е ч а н и  е.  Источник: [16]

 

ООО «Трактир на Парковой» управляют  специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат два основных критерия - образование, соответствующее специальности, а также опыт работы в сфере торговли и общественного питания. Для всех специалистов разработаны должностные инструкции.

Возможности успешного  ведения данного вида деятельности определяются ситуацией в экономике, характеризуются достаточно большой емкостью рынка и особым вниманием потребителей к качественной продукции.

Высшим органом управления ООО «Трактир на Парковой» является Общее собрание участников.

ООО «Трактир на Парковой» возглавляет  директор, назначаемый Общим собранием участников. Наем директора осуществляется по контракту, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора, условия его материального обеспечения и освобождения от должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Директор самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, за исключением отнесенных законодательством к компетенции Общего собрания участников.

Связь между директором и основными подразделениями  линейная, а затем подчинение происходит по функциональному признаку. Данный вид сочетает преимущества линейного и функционального типа, то есть представляет собой единство распорядительства и квалифицированное осуществление функций управления специальным аппаратом - администрацией.

В целом структура  управления ООО «Трактир на Парковой»  отвечает предъявляемым к ней  требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа  звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет  возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство обществом.

В обществе применяется  повременно-премиальная форма оплаты труда. Должностные оклады установлены  в соответствии с тарифными разрядами  и тарифными коэффициентами, определенными коллективным договором и тарифной ставки 1-го разряда. Размер тарифной ставки 1-го разряда по состоянию на 01.01.2006 составляет 112,6 тыс. руб.

Оплата труда работников общества производится с нормами, предусмотренными трудовым законодательством и коллективным договором. В организации разработаны и утверждены положение о премировании работников за основные результаты хозяйственной деятельности, производительный и качественный труд; положение о выплате надбавки за выслугу лет; положение о порядке выплаты вознаграждений по итогам работы за год; положение о единовременном поощрении; положение о порядке установления надбавок за высокое профессиональное мастерство, напряженность в работе, вредные условия труда.

ООО «Трактир на Парковой» тесно  сотрудничает с рядом предприятий, которые являются поставщиками своей продукции либо выступают в роли оптовых посредников: Хладокомбинат № 2 - мороженое, мясные полуфабрикаты; Слонимский мясокомбинат, ООО «Викос» - мясная гастрономическая продукция, мясные полуфабрикаты; Птицефабрика им. Крупской и Дзержинская птицефабрика - птица, полуфабрикаты из птицы; Рыбокомплекс, рыбхоз «Волна», УП «Стайлерс» - рыба, морепродукты рыбные полуфабрикаты; ООО «Атабел», ОДО «Крутобор» - свежие овощи и овощная консервированная продукция; Европейские вина, Гарсия - спиртные напитки и так далее.

 

3.2. Анализ   маркетинговой   деятельности ООО «Трактир на  Парковой»

3.2.1 Изучение потребителей

 

 

Маркетинговая деятельность по изучению потребителя определяет структуру потребительских предпочтений на рынке предприятия общественного питания.  Исследования мотивов поведения потребителей на рынке ставят целью прогнозирование поведения определенных групп потребителей на рынке. Анализ рынка преследует цель определения потенциальной емкости рынка для выпускаемой продукции, определение характера потребительского спроса, распределение спроса по разным регионам. Задачей маркетинговой деятельности по исследованию услуг предприятия общественного питания является определение потребностей рынка в новых изделиях, улучшения или модернизации уже существующих.

Общая цель исследования рынка состоит в определении  условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в питании и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на  услуги, т.е. конъюнктуры рынка.

Взгляды, потребности  и желания клиентов предприятий  общественного питания  постоянно  меняются.  Рассматривая  индустрию питания нельзя не заметить, что понятия населения о наилучших видах обслуживания на предприятиях общественного питания  изменяются, как и мода на престижные рестораны. В наши дни увеличивается число деловых  посетителей предприятий общественного питания взгляды и пожелания которых тоже необходимо учитывать, так как  индустрия питания сейчас развивается очень динамично. Поэтому, любое предприятие общественного питания должно постоянно следить за всеми изменениями, происходящими на рынке данных услуг, успевать реагировать на каждое из них: отставание от более удачливых и прозорливых грозит недоверием потребителя ресторану, что может привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа, т.е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов.

 

 

 

 

 

 

Схема маркетингового исследования такова:

 

Выявление проблем и  формулирование целей исследования

Отбор источников информации

Сбор информации

Анализ собранной информации

Представление полученных результатов

Анализ использования исследования


 

Все эти этапы взаимосвязаны  между собой и немыслимы один без другого. 

Выявление проблем  и формулирование целей исследования.

Итак, для успешного  проведения маркетингового исследования необходимо, прежде всего, выявить проблемы, стоящие перед предприятием общественного питания и сформулировать цели исследования.  Цели могут быть:

- поисковыми, то есть  предусматривать сбор каких-то  предварительных данных, проливающих  свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу;

- описательными, то  есть предусматривать описание  определенных явлений, например, выяснить численность пользующихся  услугами данного предприятия  общественного питания;

- экспериментальными, то  есть предусматривающими проверку  гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например, о том, что снижение цен  на обслуживание на 10% вызовет увеличение численности клиентов более чем на 15%.

Отбор источников информации

Следующим этапом проведения маркетингового исследования является выбор источника информации.  Собираться могут вторичные или первичные данные.

Вторичные данные – это  информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.

Первичные данные – это  информация, которая собрана впервые  для какой-либо конкретной цели.

Сбор информации.  Методы маркетинговых исследований.

Обычно исследование начинается со сбора вторичных данных.  Они служат отправной точкой исследования.  Они дешевле и более доступны.

В зависимости от направления  и характера исследований информация может черпаться из самых различных источников.  Исследования могут разделяться на внутриресторанные исследования и исследования внешней среды.  Источниками информации для внутриресторанных исследований являются, прежде всего, различные отчетные документы, характеризующие деятельность ресторана.  Они составляются в основном работниками предприятий общественного питания. Информация при исследованиях внешней среды обычно берется из трех основных источников:

Информация о работе Организация проведения маркетинговых исследований