Основные этапы разработки и реализации управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:33, реферат

Описание

Тема работы актуальна, потому что эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Принятие решений – основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и классификация решений 5
1.1. Сущностные особенности процесса принятия решения. Классификация решений 5
1.2. Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений 10
1.3. Учет факторов риска и неопределенности при принятии решений 13
1.4. Особенности SWOT-анализа 18
2. Этапы и процесс принятия решения 21
2.1. Процесс и процедура принятия решений 21
2.2. Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления 24
Заключение 27
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Реферат по разработке упр.реш..docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

      МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 

      Реферат на тему:

      «Основные  этапы  разработки  и  реализации  управленческого 

      решения». 
 
 
 
 

      Выполнила:

      Студентка 5 курса

      Группы  51Мнз1

      Смазнова  Н.А. 

      Проверил:

      Трояновский В.М. 
 
 
 

      Москва 2011

 

       Содержание 

Введение 3

1. Понятие и классификация решений 5

1.1. Сущностные  особенности  процесса  принятия  решения. Классификация  решений 5

1.2. Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений 10

1.3. Учет факторов риска и неопределенности при принятии решений 13

1.4. Особенности SWOT-анализа 18

2. Этапы  и  процесс  принятия  решения 21

2.1. Процесс и процедура принятия решений 21

2.2. Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления 24

Заключение 27

Список литературы 29

 

Введение 

      Тема  работы  актуальна, потому  что  эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений  в ситуациях исключительной сложности  достигается путем использования  научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов  принятия решений.

      Принятие  решений – основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей  процесса принятия решений в различных  условиях, знание и применение различных  методов и моделей принятия решений  играет значительную роль в повышении  эффективности работы управленческого  персонала.

      В нашей стране долгое время проблеме обучения управленческого персонала  не уделялось должного внимания. Это  происходило потому, что в административно-командной  системе основные решения принимались  на уровне министерств и ведомств. На более низком уровне эти решения  только претворялись в жизнь. Также  на более низком уровне принимались  тактические решения, которые также  контролировались вышестоящими органами. В условиях перехода к рыночной экономике  существенно увеличивается ответственность  при принятии решений руководителей  всех уровней. Это связано с тем, что каждое решение может повлиять на положение данной конкретной организации, и нет вышестоящих органов, разрабатывающих  и контролирующих принятие стратегических решений.

      Целью  работы  является  изучение  основных  этапов  разработки  и  реализации  управленческого  решения.

      Для  выполнения  поставленной  цели  необходимо  реализовать  следующие  задачи:

  • Проанализировать  понятия – «решение»;
  • Охарактеризовать  виды  решений;
  • Изучить  этапы  и  процессы  принятия  решений;
  • Провести  анализ  схемы  принятия  решений  в  конкретной  практической  ситуации.

      Предметом  исследования  является  анализ  схем  принятия  решений  в  организации.

      Объектом  исследования  являются  этапы  разработки  реализации  решений.

      Методологическую  основу исследования составляет подход к познанию объективной реальности с использованием методов: системного анализа, сравнений и аналогий, исторического и структурно-функционального.

 

           1. Понятие  и классификация  решений

      1.1. Сущностные  особенности   процесса  принятия  решения. Классификация   решений

 

      Принятие  решений, так же как  и  обмен  информацией, - составная  часть  любой  управленческой  функции. Необходимость  принятия  решений  возникает  на  всех  этапах  процесса  управления, связана  со  всеми  участками  и  аспектами  управленческой  деятельности и  является  её  квинтэссенцией. Поэтому  так  важно  понять  природу  и  сущность  решений.

      Попытаемся  дать  сначала  самую  общую  характеристику. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают  ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных  вариантов действия. Результат этого  выбора и будет являться решением. Таким образом решение – это  выбор альтернативы.

      Каждому из нас ежедневно приходится десятки  раз что – то выбирать, на собственном  опыте развивая способности и  приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор  одежды из имеющегося гардероба, выбор  блюд из предложенного меню.

      Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения  являются универсальной формой поведения  как отдельной личности, так и  социальных групп. Эта универсальность  объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность  решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной  жизни.

      Что же отличает управленческие (организационные) решения?

  • Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
  • Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.   Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
  • Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет , то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений , а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
  • Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения1.

      Рассмотрев  эти отличительные особенности  принятия решений в организациях, можно дать следующее определение  управленческого решения.

      Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации2.

      В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать.

      Рассмотрим  более  подробно  классификацию  решений.

  • Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
  • Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
  • Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
  • Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
  • Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе  их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
  • Метод разработки решения. Некоторые решения, как  правило , типичные, повторяющиеся , могут  быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому  алгоритму. Другими словами, формализованное  решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Например, при составлении  графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого  соотношения между количеством  оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь  пять ремонтников. Точно так же, когда  финансовый менеджер принимает решение  об инвестировании свободных средств  в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный  капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.

      Формализация  принятия решений повышает эффективность  управления в результате снижения вероятности  ошибки и экономии времени: не нужно  заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая  ситуация. Поэтому руководство организаций  часто формализует решения для  определённых, регулярно повторяющихся  ситуаций, разрабатывая соответствующие  правила, инструкции и нормативы.

      В то же время в процессе управления организациями часто встречаются  новые, нетипичные ситуации и нестандартные  проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую  роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

      Конечно, на практике большинство решений  занимает промежуточное положение  между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы, используемые в  процессе принятия решений, рассмотрены  ниже.

  • Количество критериев выбора.

        Если выбор наилучшей альтернативы  производится только по одному  критерию (что характерно для  формализованных решений), то принимаемое  решение будет простым, однокритериальным.  И наоборот, когда выбранная альтернатива  должна удовлетворять одновременно  нескольким критериям, решение  будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее  большинство решений многокритериальны,  так  как они должны одновременно  отвечать таким критериям, как:  объем прибыли, доходность, уровень  качества, доля рынка, уровень  занятости, срок реализации и  т.п.

  • Форма принятия решений.

        Лицом, осуществляющим выбор из  имеющихся альтернатив окончательного  решения, может быть один человек  и его решение будет соответственно  единоличным. Однако в современной  практике менеджмента всё чаще  встречаются сложные ситуации  и проблемы, решение которых требует  всестороннего, комплексного анализа,  т.е. участия группы менеджеров  и специалистов. Такие групповые,  или коллективные, решения называются  коллегиальными. Усиление профессионализации  и углубление специализации управления  приводят к широкому распространению  коллегиальных форм принятия  решений. Необходимо также иметь  в  виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность  за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.

Информация о работе Основные этапы разработки и реализации управленческого решения