Основные этапы разработки и реализации управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:33, реферат

Описание

Тема работы актуальна, потому что эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Принятие решений – основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и классификация решений 5
1.1. Сущностные особенности процесса принятия решения. Классификация решений 5
1.2. Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений 10
1.3. Учет факторов риска и неопределенности при принятии решений 13
1.4. Особенности SWOT-анализа 18
2. Этапы и процесс принятия решения 21
2.1. Процесс и процедура принятия решений 21
2.2. Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления 24
Заключение 27
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Реферат по разработке упр.реш..docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

      Предельное  значение параметра проекта для  некоторого t-го года его реализации определяется как такое значение этого параметра в t-м году, при  котором чистая прибыль участника  в этом году становится нулевой.

      Одним из наиболее важных показателей этого  типа является точка безубыточности, характеризующая объем продаж, при  котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.

      При определении этого показателя принимается, что издержки на производство продукции  могут быть разделены на условно-постоянные (не изменяющиеся при изменении объема производства) издержки ЗС и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объему производства ЗV.

      Точка безубыточности (Тб) определяется по формуле

             (1) 

      где Ц — цена единицы продукции.

      Для подтверждения работоспособности  проектируемого производства (на данном шаге расчета) необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж (на этом шаге). Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее проект.

      Метод расчета усложняется, если при изменении  объемов производства или, что то же, при изменении уровня использования производственной мощности величина издержек изменяется нелинейно, хотя алгоритм остается прежним.

      Если  вероятности различных условий  реализации проекта известны точно, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания

                           (2)

      где ЭОЖ — ожидаемый интегральный эффект проекта;

      Эi — интегральный эффект при i-ом условии  реализации;

      Рi — вероятность реализации этого  условия.

      В общем случае расчет ожидаемого интегрального  эффекта рекомендуется производить по формуле

      ЭОЖ = Эmin.             (3)

      где Эmax и Эmin — наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям;

        — специальный норматив для  учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующего хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности. При определении ожидаемого интегрального экономического эффекта его рекомендуется принимать на уровне 0,3 /10/.

      По  мере увеличения уязвимости бизнеса  от финансовых рисков многие компании признают, что поиск решений проблем  риска может быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем. Это обстоятельство заставило по-особому взглянуть на роль и место заведующего финансовым отделом (финансиста) компании и радикальным образом изменить его финансовые функции.

      1.4. Особенности SWOT-анализа

 

      При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT-анализ (рис. 1).

      В проанализированной нами литературе сущность SWOT-анализа раскрывается укрупнено. Он является одним из первых этапов стратегического планирования. На наш взгляд, идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

      SWOT-анализ  нами предлагается разбить на  ряд этапов.

      На  первом этапе SWOT-анализа глубоко  изучаются силы - конкурентные преимущества фирмы в следующих областях4:

      • патентоспособность выпускаемых товаров;

      • цена товаров;

      • прогрессивность технологии;

      • квалификация кадров;

      • стоимость ресурсов, применяемых  фирмой;

      • возраст основных производственных фондов;

      • географическое расположение фирмы;

      • инфраструктура;

      • система менеджмента (в т. ч. маркетинга);

      • сила конкуренции на "входе" и "выходе" системы менеджмента фирмы и др.

      На  втором этапе SWOT-анализа изучаются  слабости фирмы. Он начинается с анализа  конкурентоспособности выпускаемых  товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности: на 0-м уровне - комплексный показатель конкурентоспособности конкретного товара; на 1-м уровне - полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на 2-м уровне - конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.

      На  третьем этапе SWOT-анализа изучаются  факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.

      На  четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые  для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

      На  последнем, пятом этапе SWOT-анализа  согласуются силы с возможностями  для формирования проекта отдельных  разделов стратегии фирмы.

 

       2. Этапы   и  процесс   принятия  решения

      2.1. Процесс и процедура  принятия решений

 

      Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только   в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике5:

  • методологию управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организацию разработки управленческого решения;
  • оценку качества управленческих решений.

      Попытаемся  коротко рассмотреть инструментарий и понятийный аппарат менеджера.

      Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки  вариантов, составление  логических схем выполнения операций.

            Методы разработки управленческих решений включают в  себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих   решений. К ним  относятся способы анализа, обработки  информации, выбора вариантов действий и пр.

      Организация разработки управленческого решения  предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных  работников в процессе  разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных  требований, инструкций, ответственности.

      Технология  разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям  рациональности их  осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий  выполнения работы.

      Качество  управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или  иной мере  потребностям успешного  разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

      Объект  принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия  независимо от его формы собственности. В частности, объектом  принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

      Решение - результат выбора из множества  вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта  или плана работы.

      Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все  виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить6:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

      Ценность  получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения.

      Принятие  решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и  управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать  как фактор повышения эффективности  производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

      Все принимаемые в любой сфере  деятельности решения можно условно  классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим  влияние на образование прибыли.

      Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению  в жизнь поставленной задачи.

      Принятие  решения, как правило, сопряжено  с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает  на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической  подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

      Принятию  решения предшествуют несколько  этапов:

  • возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
  • выбор критериев, по которым будет принято решение;
  • разработка и формулировка альтернатив;
  • выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  • утверждение (принятие) решения;
  • организация работ по реализации решения - обратная связь

      2.2. Критерии для оценки  возможностей организационной  структуры управления

 
      
  1. Определение степени способности применяемой  организационной структуры управления обеспечить  получение нормы прибыли.
  2. Степень способности существующей структуры управления создавать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП.
  3. Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять  действия.
  4. Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда  за счет по детальной специализации общественного труда и производства.
  5. Степень эффективности системы производственного контроля при данной организационной структуре  управления.

      Объектом  для возникновения проблем могут  служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия  стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение  себестоимости продукции, снижение роста производительности труда  и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные  ситуации, высокая текучесть кадров.

Информация о работе Основные этапы разработки и реализации управленческого решения