Особенности маркетинга известных фирм (на примере компании Coca-Cola)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 02:04, курсовая работа

Описание

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и нашей роли потребителей, и в нашей роли граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
2. Краткая история Coca-Cola Company 8

3. Система сбыта и рыночная доля 10

4. Потребители 11

5. Конкуренты 15

6. Продукция, торговая марка, объемы продаж 17

7. Маркетинговые стратегии Компании Coca-Cola 20

Список использованных источников 25

Работа состоит из  1 файл

курсовая-маркетинг.известных.фирм.Coca.Cola.docx

— 149.95 Кб (Скачать документ)

План: 

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

2. Краткая история Coca-Cola Company 8

3. Система сбыта и рыночная доля 10

4. Потребители 11

5. Конкуренты 15

6. Продукция, торговая марка, объемы продаж 17

7. Маркетинговые стратегии Компании Coca-Cola 20

    Список использованных источников 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
              1. Введение

В сегодняшнем  сложном мире все мы должны разбираться  в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные  нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно  знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно  разбираться в маркетинге и нашей  роли потребителей, и в нашей роли граждан. Знание маркетинга позволяет  нам вести себя более разумно  в качестве потребителей, будь то покупка  зубной пасты или нового автомобиля. По данной теме написано очень много  книг и исследовательских работ.

Прежде чем  говорить о развитии маркетинга, в  том числе и в Российской Федерации, необходимо немного порассуждать об эволюции самого понятия «маркетинг», о том, что же он из себя представляет, каковы его цели и задачи.

"Маркетинг" (от английского «market» — «рынок»)  буквально означает «деятельность  на рынке». В маркетинговых разработках  традиционно выделяют два подхода:  теоретический (научное обобщение  накопленного опыта) и практический, или функциональный. Первый включает  в себя трактовку маркетинга  в качестве системы рыночного  управления. Маркетинг как «философия  бизнеса» развивается во времени  и в пространстве, причем каждая  страна в соответствии со своим  национальным менталитетом вносит  свой вклад в его совершенствование.  Первоначально понятие «маркетинг»  вошло в обиход в США: в  Пенсильванском университете в  1901—1905 гг. читался курс лекций  под названием «Маркетинг продуктов», а в университете штата Висконсин  в 1910 г. преподавались «Методы маркетинга». В 20—30-х годах стали систематически появляться публикации по маркетинговой проблематике. В них, в частности, в работах Е. Маккарти, выделялись четыре важнейших элемента маркетинга: «товар» («product»), «цена» («price»), «рынок, или рыночное пространство» («place»), «стимулирование спроса и продвижение товара» («promotion»). Эта модель предусматривала управление деятельностью на рынке на трех уровнях: покупателей (потребителей) ресурсных и затратных факторов; показателей эффективности; внешних факторов, которые фирма не контролирует и к которым должна приспосабливаться (в частности, связанных с общим состоянием экономики). И все же начало широкого распространения и интенсивного изучения идей маркетинга относится к 50-м годам текущего столетия. Именно в это время в США и других индустриально развитых странах стал формироваться «рынок покупателя», который характеризуется приоритетным положением покупателя по отношению к продавцу. Однако до середины 60-х годов маркетинговая деятельность была направлена главным образом на решение проблемы сбыта произведённых товаров, причем предприниматели ориентировались не на потребности рынка, а на свои производственные возможности. Современный же маркетинг ставит производство товаров и оказание услуг в прямую зависимость от рынка, от непосредственного потребителя товаров и услуг и даже от возможности сформировать предпочтения последнего.

В дальнейших пунктах  своей курсовой работы я постараюсь раскрыть взаимосвязь маркетинга и  общества на примерах, с точки зрения экономики в целом, отдельных  предприятий, социологии и культуры в России и за рубежом.  
 
 

Определения маркетинга.

Вся деятельность фирмы (включая программы научно-технической  подготовки производства, капиталовложения, использование финансовых средств, рабочей силы, дизайн, сервисное  и техническое обслуживание покупателей) должна в обязательном порядке базироваться на точном знании потребностей данного  целевого рынка, объема и структуры  покупательского спроса и особенностей потребителей в ближайшей и отдаленной перспективах.

Практическая  ипостась маркетинга состоит в выработке  конкретных рекомендаций по различным  аспектам производственно-коммерческой деятельности фирм и нацелена на решение  таких задач, как анализ и изучение рынков, позиционирование продуктов, ценообразование, товарно-распределительная политика, реклама и управление сбытом.

Пройдя ряд  этапов в своем развитии - производственный, товарно-функциональный, распределительно-сбытовой – новейший маркетинг получил  наиболее широкое распространение  в форме рыночной концепции управления, принципиальным отличием которой является смещение центра тяжести управленческих решений от обособленно развиваемых  производств и сбыта к их соединению в единый технологический процесс. Определяющим моментом данной концепции  маркетинга является сложившийся за многие годы взгляд, согласно которому главное содержание маркетинговой  деятельности образует ориентация всех видов предпринимательской активности на удовлетворение потребностей покупателей (потребителей).

Незыблемое правило, которому следует большинство преуспевающих  бизнесменов, гласит: следует производить  и продавать не то, что удобно и выгодно самому предпринимателю, а то, в чем существует действительная потребность непосредственных покупателей. Если таковая отсутствует, то грамотный в маркетинговом отношении бизнесмен обязан пытаться ее сформировать и внедрить в сознание (и даже подсознание) широких покупательских масс. Именно таким путем захватывают российский рынок всемирно известные компании «Mars Incorporated» со своими продуктовыми линиями, не традиционными для российского потребителя, «Procter & Gamble» и многие другие.

Вне зависимости  от степени развитости рыночных отношений, которые делают жизненно необходимым  использование маркетинга в практике производственно-коммерческой деятельности предприятий и фирм, он всегда остается реально существующей системой увязки производства и потребления, способом их согласованного взаимодействия, играющим важнейшую роль в воспроизводственных  процессах. Данное обстоятельство отражено во многих определениях маркетинга, предложенных зарубежными и отечественными авторами. «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством  обмена» (Ф. Котлер); «Маркетинг – определённая форма разрешения противоречий производства и потребления как моментов воспроизводственного процесса» (О. Третьяк). Американская ассоциация маркетинга считает, что маркетинг  – «предпринимательская деятельность, связанная с планированием движения товаров и услуг от производителя  к покупателю или потребителю».

Имеет смысл, думается, обратить также внимание на следующие  два положения известных западных маркетологов. Первое: маркетинг не является особой функцией бизнеса, а  представляет собой «определенный  взгляд» на эту сферу (речь, следовательно, идет об упоминавшейся интерпретации  маркетинга как «философии бизнеса»). Второе: существует лишь одно достоверное  определение цели предпринимательства  — «создание потребителя». В единстве этих тезисов содержится, как представляется, принципиальный подход к решению проблемы соотношения предпринимательской деятельности и маркетинга.

Какого-либо одного общепринятого, «официального» определения  маркетинга до сих пор не существует. В зависимости от угла зрения исследователей даются различные дефиниции, в том  числе следующие: «инструмент познания конкретной рыночной ситуации на уровне отдельной фирмы», «орудие управления коммерческой деятельностью», «система управления сбытовой деятельностью», «философия бизнеса», «методология выработки  хозяйственных решений в условиях рынка», «научная дисциплина, изучающая  закономерности рыночного спроса и  покупательских предпочтений». В своей  совокупности эти трактовки, думается, содержат основные принципы, характеризующие  главные направления развития стратегии  эффективного предпринимательства: овладение  определенной частью рынка и обеспечение  эффективной реализации товаров  и услуг; ориентация на долговременный результат маркетинговой работы; единство стратегии и тактики  активного приспособления к потенциальному и реальному спросу покупателей; организация процесса создания новой  продукции и услуг; совершенствование  системы и методов сбыта и  распределения товаров и услуг; регулярный контроль всех маркетинговых  операций по критерию «затраты - результаты»; исправление ошибок и недостаточно обоснованных решений.

Перечисленные общие принципы и определяют уточненные функции маркетинга: 1) изучение рынка  той или иной продукции и услуг  по основным группам потребителей; 2) планирование производства и услуг  исходя из потребностей потенциальных  и реальных покупателей; 3) обеспечение  сбыта посредством целенаправленного  воздействия на процесс принятия решений со стороны потенциальных  и реальных покупателей (которые  руководствуются как рациональными, так и эмоциональными мотивами при  выборе товаров и услуг); 4) поиск путей реализации товарных потоков, позволяющих корректировать движение запасов и минимизировать временной интервал между производством и потреблением продукции: 5) изучение деятельности конкурентов, их товаров, рыночной стратегии и тактики; 6) организация научно-исследовательской и производственной деятельности с целью создания новой продукции и ее коммерческой реализации; 7) определение перспективных целей маркетинговой деятельности по мере достижения ранее поставленных.

Выполнение перечисленных  функций требует от фирмы разработки и осуществления маркетинговых  программ, понимания реального соотношения  маркетинга и предпринимательства. Первый, согласно современной его  трактовке — не прямая функция  второго, а определённый к нему подход, исходящий из того, что целью бизнеса  является "создание потребителя". Маркетинговая деятельность позволяет  определить, для кого, что, как и  сколько производить, т. е. ответить на главные вопросы рыночного  хозяйствования. 

2. Краткая история Coca-Cola Company 

     Как следует из информации, представленной на сайте всемирно известной компании Coca-Cola [http://www2.coca-cola.com/], она существует, чтобы приносить пользу и освежающее удовольствие. Основанная в 1886, Компания является ведущим изготовителем и распространителем безалкогольных напитков, концентратов и сиропов, использование которых позволяет производить почти 400 марок напитка. Штаб-квартира Компании находится в Атланте, имеет представительства в более чем 200 странах мира.

     Торговая  марка Coca-Cola была зарегистрирована в Патентном Бюро США 31 января 1893 г. Сироп для Coca-Cola по данным компании был создан фармацевтом из Атланты (штат Джорджия) доктором Джоном Ститом Пембертоном 8 мая 1886 года. В смеси с содовой водой сироп превратился в новый напиток, названный Coca-Cola.

     Если  Пембертон был отцом напитка, то Аза Кендлер стал отцом компании Coca-Cola. С 31 января 1893 года, в год регистрации торговой марки, Компанией были выплачены первые дивиденды по акциям (20 долларов на акцию). С тех пор каждый год Компания неукоснительно выплачивала дивиденды своим акционерам.

     Для развития бизнеса необходимы две  вещи - хороший продукт и хорошая  реклама. Аза Кендлер начал первую в истории Coca-Cola рекламную кампанию под лозунгом: «Пейте Coca-Cola! Прекрасную и освежающую!» (Delicious and Refreshing). Компания Coca-Cola начала свою деятельность с создания отдела реализации. Аза привлек молодых, энергичных «барабанщиков» (drummers), так в Америке называли сотрудников торгового отдела. А поскольку хорошая реклама не ограничивается логотипом и лозунгом, пусть даже и очень удачным, Аза Кендлер применял и новые для того времени формы рекламной деятельности. Он начал рассылать по почте купоны на получение бесплатной порции Coca-Cola а также разнообразные сувениры с изображением товарного знака Coca-Cola.

     1902 год ознаменовался появлением  главного конкурента - компании Pepsi-Cola. Первыми двумя странами где  Кока-Кола развернула свою деятельность  после завоевывания Америки стали  Куба и Панама случилось это  в 1906 году. Международное отделение  Coca-Cola Company, давшее начало разливу Coca-Cola во многих странах мира, было создано в 1926 г.

     Летом 1928 года американская команда привезла 1000 ящиков Coca-Cola на Олимпийские игры в Амстердам. В скором времени Coca-Cola и спорт стали нераздельными понятиями. Coca-Cola постоянный спонсор Олимпийских игр, Мирового чемпионата по хоккею, Кубка ФИФА по футболу, мировых теннисных турниров и других спортивных соревнований.

     В течение ХХ века Компания превратилась в эталон успешной организации бизнеса  и маркетинговых стратегий.

3. Система сбыта и рыночная доля

 

     В настоящее время для управления бизнесом Компания разделена на 2 сектора: Бизнес-сектор Северной Америки и  Международный Бизнес-сектор. Бизнес-сектор Северной Америки состоит из Coca-Cola USA (в США), Coca-Cola Ltd. (в Канаде) и Coca-Cola FOODS, находящейся в Хьюстоне и производящей соки и соковые напитки.

     Система производителей The Coca-Cola Company является самой крупной и разветвленной  производственной и дистрибьюторской сетью в мире.

     Сегодня Coca-Cola обладает третьим по величине в мире уровнем биржевой капитализации, который составляет на Нью-Йоркской фондовой бирже примерно $147 млрд. долл.,что в 3.3 раза выше чем у «Дженерал моторс». В то же время по величине годового оборота Coca-Cola занимает лишь 190-е место среди мировых корпораций.

     По  контракту с Coca-Cola Company боттлерам разрешается разливать и продавать безалкогольные напитки компании в пределах определенных территориальных границ и по условиям, которые отвечают требуемым единым стандартам качества. Ботлерские предприятия предоставляют необходимый капитал для инвестирования в виде земли, строений, оборудования, машин, тары. Большинство ресурсов приобретаются на местных рынках. Компания же со своей стороны поставляет концентраты и основу для напитков и предоставляет управленческую поддержку, чтобы обеспечить боттлерам прибыльность бизнеса. Производство товара, контроль качества, разработка оборудования и завода, маркетинга, подготовка персонала - лишь некоторые сферы в которых компания делится своим опытом.

     В 1991 году Coca-Cola Company открыла свое представительство  в Москве. По объемам продаж в  России она сначала проигрывала PepsiCo в соотношении 1:10 (Pepsi появилась  в СССР почти на 20 лет раньше благодаря  выбору Н.С.Хрущева). К 1998 году Система  Coca Cola в России располагала уже одиннадцатью заводами - от Владивостока до Санкт-Петербурга. В конце 2001 года была завершена крупнейшая сделка в истории Компании в России: все 11 заводов системы Coca Cola и исключительные права на розлив напитков The Coca Cola Company были приобретены крупнейшим общеевропейским боттлером – Coca Cola Hellenic Bottling Company. В 1998 году объемы продаж напитков Coca Cola в три раза превысили те же показатели главного конкурента Компании - Pepsi.

Информация о работе Особенности маркетинга известных фирм (на примере компании Coca-Cola)