Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 11:45, контрольная работа
Цель работы – проанализировать деятельность организации, ее кадровый потенциал и определить возможные пути его совершенствования.
Кадровый потенциал организации – важнейший стратегический фактор, определяющий ее успех.Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможность реализации экономических программ, структурной перестройки,расширения производства, роста качества продукции и производительности труда.Именно мероприятия, способствующие развитию персонала, позволяют увеличить кадровый потенциал компании.
К производственному персоналу относят работников, участвующих в процессе производства продукции (выполнения работ,оказания услуг), управляющих этим процессом и обслуживающих его.
По выполняемым
функциям производственный персонал делится
на шесть категорий: рабочие, ученики,
инженерно-технические
Ученики работники, с которыми заключен ученический договор с целью приобретения профессии.
Младший обслуживающий персонал работники, занятые выполнением функций обслуживания, не имеющим прямого отношения к производственному процессу (уборщики непроизводственных помещений, курьеры,гардеробщики, шоферы легковых машин).
К непроизводственному персоналу относят работников непромышленных организаций, состоящих на балансе предприятия (персонал не основной деятельности) в жилищном хозяйстве, медицинских и профилактических пунктах, детских дошкольных учреждениях и др.
Классификация
по профессионально-
Под профессией понимают вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и практических навыков, например: слесарь, токарь,фрезеровщик, механик, технолог, конструктор, программист, бухгалтер, экономист,товаровед и т. д.
В пределах профессии выделяют специальности вид деятельности, требующий дополнительных знаний и навыков для выполнения работы'на конкретном участке производства, например: профессия токарь, а специальность токарь-расточник, токарь-карусельщик.
Работники каждой
профессии и специальности
В первую очередь квалификация рабочих определяется присвоенными им разрядами или разрядами работ, которые они выполняют. По уровню квалификации рабочие делятся на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных.
По окончании профессионального обучения на производстве рабочему присваивается квалификация (разряд, класс, категория) по профессии согласно тарифно-квалификационному справочнику. Квалификационный разряд величина,отражающая уровень профессиональной подготовки работника. В соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией) работнику предоставляются работа, а по мере повышения квалификации присваивается более высокий разряд.
1.2 Основные аспекты
развития кадрового потенциала
Одним из основных
элементов развития персонала является
его обучение. Обучение персонала
– это целенаправленный, планомерный,
систематически осуществляемый процесс
овладения знаниями, умениями, навыками
и способами общения под
В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий несколько этапов.
С учетом стратегии
развития предприятия и потребности
в обучении разрабатываются перспективные
и текущие годовые планы
Процесс организации обучения начинается с определения потребности в обучении, которое может осуществляться на нескольких уровнях.
Первый уровень –потребность организации в целом. Данная потребность должна быть проанализирована специалистом по кадрам или отделом обучения в соответствии с общими производственными целями предприятия и кадровой политикой организации и при участии линейных менеджеров.
Второй уровень –потребность в обучении отдела или подразделения. Эта потребность лучше всего может быть определена менеджером этого подразделения при участии специалиста по обучению. Здесь необходимо провести дополнительный анализ: проанализировать текущую ситуацию в отделе.
Третий уровень – уровень выполняемых работ. Основное требование здесь – определить все функции и действия, которые осуществляют сотрудники в процессе реального выполнения конкретной работы. Потребности в обучении, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяются на основе заявок линейных руководителей и самих работников, путем опроса (анкетирования), тестирования сотрудников.
Предметом обучения являются:
Знания – теоретические,методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте.
Умения –
способность выполнять
Навыки – высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль.
Способы общения(поведения) – форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом,социальные отношения, коммуникабельность.
Различают три вида обучения:
Профессиональная
подготовка кадров – приобретение
знаний, умений, навыков и обучение
способам общения, направленным на выполнение
определенных задач. Подготовка считается
законченной, если получена квалификация
для осуществления
Повышение квалификации кадров – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Профессиональная переподготовка кадров (переквалификация) – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или сильно изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. По результатам профессиональной переподготовки слушатели получают диплом государственного образца, дающий право вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
В рамках системы непрерывного обучения на предприятии предполагаются следующие основные виды обучения персонала:
Обучение при приеме на работу осуществляется для изучения специфики деятельности и тесно связано с программой адаптации сотрудников. Начало обучения – сразу после оформления документов о приеме на работу. Продолжительность обучения от одной до двух недель. Успешное завершение первичного обучения обеспечивает допуск к работе в конкретной должности.
Ежегодное обучение руководителей и специалистов проводится с целью ознакомления их с новыми технологиями, эффективными приемами управления и анализа, инновациями в сфере производства и др. Длительность такого обучения обычно несколько дней.
Повышение квалификации,которое занимает особое место в обучении персонала предприятия как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации популярно на предприятиях в силу ряда причин:
1. Повышение
квалификации дешевле
2. Меньшая продолжительность
обучения в сравнении с
3. Целевая направленность
обучения на узком круге
1.3 Основные показатели оценки кадрового потенциала предприятия
Показатели динамики персонала
Для бесперебойного производственного процесса и выполнения планового задания необходимо определение обоснованной потребности в кадрах с учетом специфики производства и трудовых функций на рабочем месте. Расчет численности должен основываться на балансе фактического использования рабочего времени,потребности в работниках по профессиям, уровню квалификации и дополнительной численности. Кроме того, в кадровой политике предприятия должно быть отражено прогнозирование спроса на рабочую силу исходя из главных целей предприятия на предстоящий плановый период в соответствии с условиями выпуска продукции и ее сбыта. Для этого определяют общую и дополнительную потребность в персонале.
Общая потребность это численность персонала,необходимая для выполнения запланированного объема работ. Дополнительная потребностьхарактеризует дополнительное количество персонала к уже имеющейся численности на начало периода для выполнения намеченных задач.[15, с. 96]
Коллектив предприятия по численному составу характеризуется изменением числа работников вследствие приема на работу и выбытия по различным причинам. Анализ движения и текучести кадров важен при планировании численности работников. Движение работников за отчетный период может быть представлено в виде баланса:
Списочная численность
работников на конец отчетного периода
=Списочная численность
Движение работников характеризуется показателями оборота кадров и показателем постоянства кадров.
Оборот кадров это совокупность принятых на работу и выбывших работников, рассматриваемая в соотношении со среднесписочной численностью работников за определенный период.
Интенсивность оборота кадров характеризуется следующими коэффициентами:
общего оборота это отношение суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период к среднесписочной численности работников;
оборота по приему это отношение числа принятых за отчетный период к среднесписочной численности работников за тот же период;
оборота по выбытию это отношение выбывших работников за отчетный период к среднесписочной численности за тот же период.
Коэффициент восполнения работников характеризует восполнение работников, выбывших по различным основаниям из организации, вновь принятыми работниками и рассчитывается путем деления численности принятых работников за период на численность работников, выбывших по различным основаниям за этот период.
Коэффициент постоянства
кадров отношение численности
Численность работников, проработавших весь год = Численность работников, состоявших в списках на начало года (на 1 января) - Выбывшие в течение года
по всем причинам (кроме переведенных в другие организации)
Не исключаются выбывшие из числа принятых в отчетном году, так как в списках организации на 1 января их не было.
Коэффициент текучести
определяется как отношение излишнего
оборота к среднесписочной
Коэффициент закрепленности равен отношению числа лиц с определенным стажем, покинувших организацию к среднесписочной численности персонала за период.
Движение рабочих мест характеризуется изменением числа рабочих мест в организации в результате их создания или ликвидации.Применительно к статистике занятости число рабочих мест выражается фактической численностью работников и числом вакантных рабочих мест.
Число вакантных (свободных) рабочих мест выражается в количестве работников, требующихся в организации, при условии обеспечения их полной занятости.
Число дополнительно
введенных рабочих мест выражается
численностью работников, которые приняты
или могут быть приняты на вновь
образованные в отчетном периоде
рабочие места в результате расширения,
реорганизации производства,
Информация о работе Персонал предприятия как основа его кадрового потенциала