Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:29, контрольная работа
Основными источниками внешней вторичной информации являются:
- публикации национальных и международных официальных организаций;
- публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;
- публикации торгово-промышленных палат и объединений;
- сборники статистической информации
1
Первичная и вторичная маркетинговая информация
3
2
Методы сбора первичных данных
9
3
Практическое задание № 7
14
Список литературы
15
2. Методы сбора первичных данных.
В начале конкретного социологического исследования, на его разведывательном этапе, когда социолог приступает к знакомству с объектом, он должен получить первичные сведения о деятельности исследуемого коллектива. Источником такой информации может служить документация, с изучением которой, как правило, начинается конкретное социологическое исследование проблемы.
Анализ документов - один из широко применяемых методов сбора первичной информации. К документам в социологии труда относятся печатные, рукописные и другие материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации, которая накапливается в результате деятельности исследуемого объекта.
Социологи используют в
своей работе огромное количество различного
рода документов: государственные и
правительственные акты, речи политических
руководителей, статистические сборники
и многие др.
Круг социологических документов очень
широк и, чтобы хорошо ориентироваться в
их многообразии, необходимо знать их
классификацию.
Так, по статусу документы классифицируются
на: официальные и неофициальные.
По форме фиксирования информации документы классифицируются на письменные (рукописные, печатные, машинописные), иконографические (кино, фото, картины), фонографические (магнитофонные записи, грампластинки).
По целевому назначению документы классифицируются на специальные (анкеты, тесты, протоколы наблюдений и др.) и косвенные (справочная и др. литература).
По выполняемым функциям документы классифицируются на информационно-регулятивные (служебная документация), коммуникативные и культурно-воспитательные (материалы общественно-политических организаций).
По источнику информации документы классифицируются на первичные (отчеты конкретных социологических исследований) и вторичные (монографии, учебные пособия).
Существует множество методов анализа документов. Все они могут быть разделены на два основных вида: традиционный (классический) и качественно- количественный (формализованный) анализ.
Традиционный анализ основывается на механизме глубокого понимания текста, направленного на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах. Его можно подразделить на внешний (проверка подлинности документа, анализ "исторического контекста" документа и тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению) и внутренний (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обусловивших его появление).
Косвенно-количественный анализ используют для преодоления субъективности традиционного анализа, более глубокого понимания содержания документа, а также при работе над документами, содержащими большие массивы информации. Он основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели, что делает измеримым качественное содержание документа, и результаты анализа становятся достаточно объективными.
Информацию о трудовой
ситуации и поведении в ней
работников можно получить, используя
метод наблюдения. Наблюдение - это
целенаправленное визуальное восприятие и регистрация социальной
действительности, ее наиболее важных
событий, процессов, явлений.
В зависимости от места нахождения исследователя
относительно исследуемого объекта наблюдение
подразделяется на два вида: включенное
(участвующее) и невключенное (неучаствующее).
При включенном наблюдении исследователь
непосредственно включается в изучаемый
социальный процесс, входит в изучаемую
социальную среду, выполняет функции изучаемых
им работников и анализирует происходящие
в наблюдаемой группе события как бы изнутри.
При не включенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта и события, регистрируются со стороны без вмешательства наблюдателя в их ход.
В зависимости от степени
осведомленности исследуемой
В зависимости от степени формализации
процедуры, то есть жесткости предписаний
относительно того, что и как наблюдать,
наблюдения делятся на свободные (бесструктурные)
и стандартизированные (структурные).
Свободное наблюдение характеризуется
отсутствием жестко установленного предписания
извне. Стандартизированное наблюдение
отличается от свободного своей строгой
регламентацией процедуры наблюдения,
времени и избранного объекта.
По принципу регулярности во времени наблюдения делятся на систематические и эпизодические.
В зависимости от количества наблюдаемых объектов наблюдения делятся на сплошные и частичные.
По месту проведения
и способу организации
В чистом виде рассматриваемые типы наблюдений в конкретном социологическом исследовании не встречаются.
Преимуществом метода наблюдения является то, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Недостатком метода наблюдения является прежде всего трудоемкость его осуществления.
Опрос самый популярный метод сбора первичной информации. Он основан на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетирование) социально- психологическом взаимодействии исследователя с респондентом. Он позволяет исследователю имитировать любые ситуации для того, чтобы получить информацию непосредственно от самого человека о его реальных поступках в настоящем и прошлом, о планах и намерениях на будущее, о фактах конкретной деятельности, ее мотивах, результатах, субъективном состоянии, чувствах, склонностях, суждениях.
На основе опроса выясняют мнение членов коллектива по различным вопросам коллективной деятельности и прежде всего тем, что не нашли отражения в официальных документах, результатах наблюдений и других методов исследования. Надежность информации, получаемой при опросе, зависит от содержания и характера планируемой информации, техники опроса, уровня компетентности респондента.
На практике чаще всего встречаются три разновидности опроса: анкетирование, интервью и эксперт-опрос.
Анкетирование - это письменный опрос на основе анкеты, с помощью которой опосредуется взаимодействие исследователя и респондента. Он чаще всего используется для сбора информации о массовых социальных явлениях.
Анкетирование может использоваться при исследовании любой социальной проблемы, если для ее решения требуется информация о явлениях общественного и индивидуального сознания: потребностях, интересах, мотивах, установках, мнениях, ценностных ориентациях отдельных индивидов или целых социальных групп, а также объективных социальных фактах (организации труда и быта, образовании и квалификации, материальном стимулировании и т.п.).
Анкета представляет собой строго упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, которые направлены на раскрытие содержания проблемы. Она имеет определенную структуру и состоит, как правило, из трех частей: вводной, основной и демографической ("паспортички").
Достоинствами метода анкетирования являются возможность получения в относительно короткий срок значительного объема эмпирической информации, а также обеспечение анонимности ответов; недостатком - невозможность проконтролировать ситуацию формулировки ответа, его самостоятельность, полноту.
Для более глубокого
изучения проблемы, выяснения неточностей,
противоречий, обнаруживающихся при
обработке результатов
Практическое задание
вариант № 7
Выделить признаки, по которым можно типизировать людей по их отношению к моде. Сформируйте типические группы людей по их отношению к моде. Определите требования таких групп населения к модным товарам.
Решение.
Можно выделить следующий ряд признаков, по которым можно типизировать людей по их отношению к моде: место жительства, культура, национальность, религиозные взгляды, возраст, сфера деятельности, уровень дохода, наличие вкуса, стиля.
Таблица 1
Типичные группы |
Требования к модным товарам |
Отрицающие моду |
Игнорирование модных товаров, спрос на классику, цена, качество. |
Равнодушные к моде |
Цена, качество, практичность |
Практично модные |
Цена, качество, практичность, мода |
Провинциалы в моды |
Модные товары прошлых сезонов |
Лидеры моды |
Самые модные товары |
Список литературы.
Информация о работе Первичная и вторичная маркетинговая информация