Понятие и сущность цены. Виды цен и их краткая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:17, реферат

Описание

В экономике действует множество различных видов цен, образующих систему, которая находится в постоянном развитии, гибка и динамична, что обусловлено постоянно изменяющимися условиями производства и сбыта продукции, товаров. Целью работы является выявление видов цен, а также показать, чем они характеризуются. В данной работе будет исследована классификация цен по различным признакам и в зависимости от того, какой принцип классификации взят за основу, подразделятся на виды и разновидности.

Содержание

Введение
Понятие и сущность цены.
Внутренние и внешние факторы формирования цены
Функции цены.
Заключение
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

понятие товара в маркетинге.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Пензенская государственная  технологическая академия»

(ПГТА)


Кафедра ИТММБС

 

 

                                            Курсовая работа

по дисциплине « Основы маркетинга»

на тему: «Понятие и сущность цены. Виды цен и их краткая характеристика».

 

 

Выполнила:    ст. гр08БМ3зи  

Бусова Е. Н..

Тел.89273841412

 Проверила: Позднякова Т.В.

                                                                                                    

 

 

Пенза 2013

Содержание

 

Введение                                                                                                                  3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сердцевина  любого хозяйственного механизма и любого экономического учения - это теория цен и практика их формирования. С точки зрения экономики, цена является самой первой стоимостной категорией - поскольку экономика как система специфических социальных связей возникает в виде актов непосредственного обмена товарами, в виде товарного и денежного выражения стоимости товара.

В экономике  действует множество различных  видов цен, образующих систему, которая  находится в постоянном развитии, гибка и динамична, что обусловлено  постоянно изменяющимися условиями производства и сбыта продукции, товаров. Целью работы является выявление видов цен, а также показать, чем они характеризуются. В данной работе будет исследована классификация цен по различным признакам и в зависимости от того, какой принцип классификации взят за основу, подразделятся на виды и разновидности.

Проблема ценообразования  относится к наиболее сложным  разделам экономики и является наиболее важным инструментом практики управления народным хозяйством. В реферате будет  проанализировано, как устанавливаются цены на различные товары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность цены.

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также  политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического  исследования. Статистика цен - самостоятельный  блок, входящий как составная часть  в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.

Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.

 Цена опосредует  все товарно-денежные отношения.  В наиболее общем виде цена  есть денежное выражение стоимости  товара. В свою очередь стоимость  товара определяется общественно  необходимыми затратами труда на его производство.

 Целесообразно  разделять два подхода к формированию  цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе  определяющим фактором ценообразования  являются производственные затраты,  прежде всего трудовые, связанные  с созданием, выпуском товара. При втором - в основу установления цены лежит конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

Сторонниками  первого подхода были такие известные  экономисты, как Адам Смит, Давид  Риккардо. Ими были заложены основы так называемых трудовых теорий цены. Последовательным сторонником таких теорий являлся и К. Маркс. Он ввел понятие общественно полезных затрат труда, соответствующих средним условиям и квалификации. При таком подходе производственный труд лишен конкретных особенностей. Его принято называть «абстрактным трудом». Общественно полезные затраты труда на производство товара образуют его стоимость. Согласно этим теориям цена товара есть денежное выражение его стоимости.

С точки зрения потребителя цена товара есть сумма  денег, которую он способен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях. Данная концепция лежит в основе всех нетрудовых теорий цены. При таком понимании в цене отражается положение товара на рынке, а именно нужда в этом товаре, потребность в нем. Чем выше потребительские достоинства товара, тем большую цену готов заплатить покупатель.

Современные теории рассматривают цену как результат  функционального взаимодействия комплекса  ценообразующих факторов: спроса, потребительского выбора, предложения.

 Под ценообразующими  факторами понимаются такие обстоятельства или условия, которые являются непосредственной причиной изменения уровня и структуры цен. В условиях свободного ценообразования выделяются следующие ценообразующие факторы.

 Факторы  спроса. Среди данных факторов  выделяют вкусы и предпочтения потребителей, размеры их денежных доходов и накоплений, потребительские свойства товара, его качественные характеристики.

 В рыночной  экономике право окончательного  решения о том, какие товары  будут покупаться, принадлежит покупателю. Поэтому фирма, управляемая рынком, должна в своих решениях исходить из цен, приемлемых для рынка.

 Любой покупатель  чувствителен к цене, однако эта  чувствительность может существенно  изменяться от одной ситуации  к другой в зависимости от  важности, приписываемой товару, или, напротив, от неценовых жертв, связанных с приобретением товара. Можно выделить девять причинных факторов, или детерминантов, важности цены.

1.Эффект уникальной  ценности. Покупатели не так чувствительны  к цене, если товар обладает  особыми, уникальными свойствами.

2.Эффект осведомленности  об аналогах. Покупатели менее  чувствительны к цене, если знают  о существовании аналогов. Поэтому  важным фактором потребительского  выбора является наличие на  рынке товаров-заменителей.

3.Эффект трудности  сравнения. Покупатели менее чувствительны к цене, если товары плохо поддаются сравнению.

4.Эффект суммарных  затрат. Покупатели менее чувствительны  к цене, если цена товара составляет  лишь небольшую долю их дохода.

5.Эффект конечной  пользы. Покупатели менее чувствительны к цене, чем меньшую долю составляет цена товара в общих расходах на получение конечного результата.

6.Эффект распределения  затрат. Покупатели менее чувствительны  к цене товара, если они делят  ее с другими.

7.Эффект безвозвратных  инвестиций. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если он применяется совместно с ранее приобретенным основным товаром, представляющим безвозвратные расходы.

8.Эффект связи  цены и качества. Покупатели не  так чувствительны к цене, если  товар вызывает сильные ассоциации с качеством, престижем, эксклюзивностью.

9.Эффект запаса. Покупатели менее чувствительны  к цене, если у них нет возможности  создать запас товара.

Внутренние  и внешние факторы формирования цены

 В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.

 Факторы  ценообразования - движущие силы, существенные обстоятельства, основные  причины, оказывающие определяющее воздействие на формирование цен. Прежде чем разработать стратегию формирования цены, предприятие должно проанализировать все факторы, влияющие на принятие решения по ценам.

 Дж. Б. Эванс,  В. Берман выделили пять основных  факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс ценообразования: потребители, правительство, участники каналов сбыта, конкуренты, издержки производства. Все эти факторы можно условно разделить на две основные категории - внутренние и внешние.

 К основным  внутренним факторам, определяющим уровень цен товаропроизводителей, относятся:

 ·        уровень издержек производства;

 ·        особенности производственного  процесса (мелкосерийное, индивидуальное  или массовое);

 ·        специфика производимой продукции (степень ее обработки, уникальность, качество);

 ·        доступность необходимых для  производства ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

 ·        организационный уровень, степень  использования прогрессивных методов  производства;

 ·        рыночная стратегия и тактика производителя и т. п. факторы.

 Основные  внешние факторы, влияющие на  процесс ценообразования на товар  конкретного производителя: 

 ·        потребительские предпочтения относительно  данного товара (благоприятные или  неблагоприятные);

 ·        уровень доходов покупателей; 

 ·        потребительские ожидания относительно  будущего/изменения цен и собственных  доходов производителя; 

 ·        цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняющие);

 ·        цены и неценовые предложения конкурентов и пр.

Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий  политику и конъюнктуру рынка  (соотношение спроса и предложения,  торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

- маркетинговый регулятор  рынка, с помощью которого осуществляется  воздействие на спрос и предложение,  структуру и емкость рынка,  покупательную способность рубля,  оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет  различные функции. Цена - это посредник  и соизмеритель при обмене товаров  на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Функции цены.

Стимулирующая функция цены

Значение стимулирующей  функции цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление  разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют роли выпуска и потребления разных товаров.

Производством цен реально  стимулировать или замедлять  – научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

Цена в рыночной экономике  выступает в качестве критерия оценки рациональности принятия решения, связанного с приобретением средств производства, строительством новых объектов, осуществлением любых хозяйственных операций. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продать свой товар. В наибольшей степени в такой функции эффективны цены, дающие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами. В настоящее время возможности стимулирования процессов воспроизводства на основе действующего в России механизма ценообразования достаточно существенны. Так реально стимулирование более рационального размещения производительных сил на территории России стимулирование научно-технического процесса, стимулирование рациональной структуры потребления. Каждая из этих сфер имеет специфические особенности и формы ценового стимулирования. Например, стимулирование рационального размещения производительных сил может осуществляться посредством ценовых средств, таких, как использование зональных цен, применение расчетных цен. Для этих целей могут быть использованы и розничные цены, например, для притока и закрепления рабочей силы в районы Крайнего Севера, если там будут регулировать цены на продукты питания и другие товары первой необходимости.

Немаловажно и стимулирование посредством цен технического процесса (разработка и внедрение современной передовой техники, технологии и организации производства, улучшения качества изделий, что позволяет существенно повысить производительность труда, экономить материальные ресурсы). Характерно стимулирование рациональной структуры потребления посредством ценовых мероприятий как производственного, так и личного потребления. На оптимизацию структуры производственного потребления способны благотворно влиять формирование уровня и соотношения цен на взаимозаменяемые виды продукции, обеспечение одинакового или различного уровня цен в пересчете на единицу потребительной стоимости (полезный эффект) и др.

Информация о работе Понятие и сущность цены. Виды цен и их краткая характеристика