Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 05:51, реферат
Маркетинг - относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Интенсивное развитие теории и практики менеджмента привели к тому, что был накоплен огромный эмпирический материал о бизнес - процессах, о потребительском поведении и конкурентной борьбе. Ряд ученых смогли систематизировать и обобщить имеющиеся факты. Прогресс в теории, практической деятельности на рынке породил новое течение в науке управления - маркетинг.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и сущность маркетинга………………………………………....4
2. Цели и задачи маркетинга………………………………………………...6
3. Понятие и классификация маркетинговой информации…………….…8
3.1 Сущность маркетинговой информации………………………….8
3.2 Классификация видов информации……………………………..11
4. Анкетирование и интервьюирование…………………………………...14
Заключение……………………………………………………………….….19
Список используемой литературы…………………………………………20
В МИС также входит
система обеспечения
Информация не только основа для принятия оптимальных решений, но и ресурс, обеспечивающий стратегически важное преимущество перед конкурентами. Информация - орудие конкурентной борьбы.
Сегодня к маркетинговой
информации предъявляется ряд
Таблица 1. - Схема содержания принципов маркетинговой информации
Принципы |
Обеспечение их соблюдения |
Актуальность |
Представление реальных сведений в нужный момент времени |
Достоверность |
Адекватность сведений, обеспечиваемая соблюдением научных принципов сбора и обработки информации, борьбой с любой тенденциозностью |
Релевантность |
Обеспечивается получением информации в соответствии с поставленными задачами |
Полнота отображения |
Обеспечивается составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его иерархической структуры и связей |
Целенаправленность |
Соответствие информации генеральной цели исследования |
Информационное единство |
Подчинение методологии обработки данных единство требованиям теории информатики и статистической теории наблюдений |
Таким образом, сегодня маркетинговая информация должна быть актуальна, достоверна, соответствовать целям и задачам исследования.
3.2 Классификация видов информации.
Единство принципов маркетинговой информации не противоречит возможной ее дифференциации в соответствии с объективными условиями маркетинга. Различают следующие типы маркетинговой информации.
1. По форме планирования маркетинга:
· оперативная - срочная информация, используемая в оперативном (операционном) планировании для неотложного использования.
· стратегическая - информация, используемая в стратегическом планировании.
Стратегическая информация отличается от оперативной глубиной и охваченным периодом. Потребность в оперативной информации, характеризующей положение на рынке на какой-то момент времени или за краткий временной промежуток, очень велика. По некоторым данным, в ней нуждаются 85% рыночных структур, а в информации о действиях конкурентов, об изменениях в спросе и реакции потребителей на новый товар и т.п. - 70%.
2. В зависимости от назначения информации и источников ее получения:
· аналитическая - представляет собой объект анализа: оценка рыночной ситуации, выявление закономерностей и тенденций, разработка прогнозных моделей и т.п.
· рекомендательная - включает в себя собранные и разработанные фирмой или внешними информационными службами базы данных, прогнозы и сценарии.
· сигнальная - предупреждает
о возможных сдвигах и
· регулирующая -предупреждает об отклонениях от плана.
· справочная и нормативная - выполняет вспомогательные и служебные цели.
3. По регулярности поступления:
· непрерывная (дискретная). Поступает через одинаковые интервалы времени.
· переменная. Поступает
через различные интервалы
· спорадическая (эпизодическая).
Собирают при возникновении
4. По признаку изначальной
предназначенности для
· первичную;
· вторичную.
Первичная информация, или первичные данные (primary data)- информация, собранная впервые для какой-либо конкретной задачи, предназначенная специально для конкретных маркетинговых потребностей фирмы. Первичная информация собирается в форме полевого исследования.
Вторичная информация, или вторичные данные (secondary data) - это информация, предварительно собранная для других целей, не связанных с проблемой текущего маркетингового исследования.
Различия между первичными и вторичными данными наглядно представлены в таблице 1.
Таблица1 - Сравнение первичной и вторичной информации
Первичная информация |
Вторичная информация | |
Цель сбора |
Для решения проблемы исследования |
Для решения других задач |
Процесс сбора |
Требует значительных усилий |
Быстрый и легкий |
Затраты на сбор |
Большие |
Относительно небольшие |
Время на сбор |
Длительное |
Короткое |
Значит, вторичная информация,
по сравнению с первичной
5. Вторичная информация в зависимости от места сбора делится на:
· внутреннюю;
· внешнюю.
Внутренняя информация представляет собой данные, получаемые из статистической и бухгалтерской отчетности самой фирмы. К внешней относится любая информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях. К ней относится:
· информация, собираемая
и разрабатываемая органами государственной
статистики и его местными органами,
а также другими
· информация, собираемая и разрабатываемая научными учреждениями и учебными заведениями;
· информация, публикуемая в СМИ;
· информация рекламного
и коммерческого характера
· информация, размещенная в компьютерных базах данных;
· синдицированные услуги.
Условно говоря, внешнюю информацию можно разделить на официально опубликованную, доступную для всех и так называемую синдикативную информацию, недоступную для широкой публики и издаваемую отдельными организациями; такая информация приобретается за деньги. Специальные информационно-консультационные организации собирают и обрабатывают первичную информацию, а затем ее продают, скажем, своим подписчикам.
Деление информации на первичную и вторичную является отправной точкой при организации сбора информации. Это связано с выбором источника ее получения. Поэтому необходимо обратить особое внимание на достоинства и недостатки первичной и вторичной информации. Вторичная информация, по сравнению с первичной, собирается достаточно легко и быстро, при этом финансовые и временные затраты незначительны. Однако основным недостаткам вторичной информации является трудность оценки полноты, достоверности и возможности использования информации, а также ее доступность для конкурентов, в то время как первичная информация может быть собрана в объеме, необходимом для исследования и практически отсутствует вероятность ее использования конкурентами.
4. Анкетирование и интервьюирование
Опрос – метод
исследования, основанный на устном или
письменном обращении к определенной группе
людей с вопросами, содержание которых
представляет проблему исследования на
эмпирическом уровне. Объект опроса (опрашиваемый)
называется респондентом.
Существуют две основные разновидности
опроса: анкетирование и интервьюирование
(беседа). Они различаются друг от друга
формой контакта.
Получение информации в процессе непосредственного
общения исследователя с респондентом
характерно для методов беседы (интервью).
Интервьюер сам задает вопросы респонденту
и фиксирует полученные ответы. Беседа
служит наиболее распространенным методом
сбора данных.
Интервью бывает:
1) по технике проведения:
стандартизированным (формализованным),
то есть беседа включает в себя точно сформулированные
вопросы, которые задаются всем опрашиваемым;
нестандартизированным, то есть при беседе
определяется только тема; вопросы ставятся
в свободной форме;
2) по типу респондентов: интервью с ответственным
лицом; интервью с экспертом; интервью
с рядовым респондентом.
3) по технике регистрации ответов – протоколируемым;
непротоколируемым.
Метод анкетирования – опрос, проводимый
письменно с использованием анкеты. К
достоинствам метода следует отнести
следующие характеристики:
а) это наиболее оперативный метод сбора
первичной социологической информации;
б) результаты анкетирования более доступны
для математической обработки;
в) за короткий промежуток времени можно
опросить большое количество людей.
При сплошном анкетировании опрашивается
вся генеральная совокупность. При выборочном
анкетировании – только часть генеральной
совокупности – выборочная совокупность.
Прямой опрос – метод сбора данных, при
котором ответы вписываются лично опрашиваемыми
лицами. Косвенный опрос – метод сбора
данных, при котором ответы записывает
анкетер (лицо, проводящее анкетирование).
При очном анкетировании происходит прямое
общение исследователя с респондентом,
анкета заполняется в присутствии исследователя.
При этом достигается стопроцентный возврат
анкет, а респонденты имеют возможность
получить дополнительную индивидуальную
консультацию по технике ее заполнения.
Заочное анкетирование подразумевает
заполнение анкеты при отсутствии исследователя.
Прессовое анкетирование – анкета публикуется
в средствах массовой информации (газетах,
журналах). Почтовое анкетирование – анкеты
рассылаются по почте определенной группе
лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить
по почте. Раздаточное анкетирование –
анкеты раздаются каждому респонденту.
Исследователь объясняет цель опроса,
кратко консультирует по технике заполнения
и заранее оговаривает время и место возврата
анкеты.
Определение объема выборки.
Генеральная совокупность – объект исследования,
который территориально, производственно
и во времени ограничен и для которого
выводы проведенного исследования будут
правомерны.
Выборочная совокупность (выборка) – отобранное
по строго заданному правилу определенное
число элементов генеральной совокупности.
Необходимо создать репрезентативную
выборочную совокупность, в которой есть
все элементы генеральной совокупности.
Репрезентировать – значит точно отражать
генеральную совокупность при помощи
выборочной. Репрезентативность выборки
определяется двумя компонентами: а) ошибками,
допущенными при регистрации, и б) случайными
ошибками.
При сплошном исследовании в идеальной
ситуации ошибок репрезентативности не
будет, поэтому с точки зрения статистики
лучше всего – сплошной опрос.
Способы формирования обследуемой совокупности
включают в себя не строго случайные и
случайные методы.
Не строго случайные методы включают в
себя следующие виды выборок: целенаправленную,
квотную и стихийную выборки.
Целенаправленная выборка – отбираются
типичные для генеральной совокупности
элементы по каким-то определенным критериям.
Квотная выборка – модель структуры генеральной
совокупности, которая строится в виде
квот (пропорций) распределения признаков
изучаемых объектов.
Стихийная выборка – выборка “первого
встречного”; при этом критерии выбора
не задаются.
Случайные методы включают в себя следующие
виды выборок: простая случайная, систематическая
случайная, серийная случайная (гнездовая)
выборки.
Простая случайная выборка – выборка,
сформированная из тех элементов генеральной
совокупности, номера которых совпадают
с числами из таблицы случайных чисел.
Систематическая случайная выборка –
выборка, элементы которой отображены
через какой-то определенный интервал
из исходного списка (алфавитные книги,
финансовые ведомости и т.д.). Такую выборку
еще называют шаговой.
Серийная (гнездовая) выборка – единицей
отбора будет статистическая серия, то
есть совокупность статистически различных
единиц. Эта выборка используется, когда
есть возможность разбить генеральную
совокупность на однородные группы, гнезда
(бригады и т.д.). Серии, попавшие в выборку,
подвергаются сплошному или выборочному
обследованию.
Составление анкеты. Анкета – объединенная
единым исследовательским замыслом система
вопросов, направленных на выявление количественно-качественных
характеристик предмета исследования.
Главным компонентом анкеты является
не вопрос, как таковой, а серия вопросов,
отвечающая общему смыслу исследования.
Анкета состоит из трех частей: вводная
часть; основная часть; “паспортичка”.
Вводная часть. Главная ее задача – побудить
респондента дать ответы на поставленные
вопросы. В вводной части указываются
данные организации или лица, проводящего
опрос; цель и задачи исследования; значимость
роли респондента; гарантия конфиденциальности
информации (если анкета не анонимная);
инструкция по заполнению анкеты; выражение
благодарности респонденту за участие
в исследовании.
Основная часть. Ее цель – сбор информации.
В разработке основной части следует правильно
располагать разные типы вопросов. Логика
построения вопросов основной части: от
простых вопросов к сложным, а затем от
сложных снова к простым. Переход от простых
к сложным вопросам носит название правила
воронки.
Первыми идут контактные вопросы. Их цель
– заинтересовать респондента, настроить
его на контакт. Эти вопросы должны быть
просты в формулировке, и ответы на них
должны быть краткими.
После контактных вопросов идут основные
вопросы. Ответы на них дают основную информацию
по интересующей исследователя проблеме.
Содержание этих вопросов будет соответствовать
цели и задачам исследования.
На последнем месте в этой части анкеты
ставятся заключительные вопросы. Главная
их функция – снять психологическое напряжение
у респондентов, дать почувствовать, что
сделана большая и нужная работа. В связи
с возможной усталостью респондента, это
должны быть наиболее простые вопросы,
ответы на которые не требуют сильного
напряжения памяти, внимания и т.п.
“Паспортичка”. Содержит вопросы по выявлению
профессии, образования, возраста, семейного
положения, пола и других социальных критериев;
располагается в конце анкеты.
Вопросы – это все речевые высказывания
социолога к респонденту, которые могут
иметь не только вопросительную, но и утвердительную
или отрицательную формулировку. Это могут
быть собственно вопросы, высказывания,
таблица, незаконченные предложения.
По форме вопросы анкеты могут быть закрытыми,
полузакрытыми и открытыми; прямыми и
косвенными.
Закрытые вопросы – вопросы, которые содержат
один или несколько вариантов возможных
ответов, из которых должен выбирать респондент.
Полузакрытые вопросы – вопросы, дающие
возможность респонденту уклониться от
выбора указанных альтернатив, имея возможность
ответить по-своему.
Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают
самостоятельную формулировку ответа
респондентом.
Хорошая анкета состоит, как правило, из
всех трех видов вопросов: открытых, закрытых
и полузакрытых.
Прямой вопрос позволяет получить прямую
информацию от респондента, то есть когда
вопрос и ответ совпадают по смыслу.
Косвенный вопрос – вопрос, который дает
возможность респонденту высказаться
не с личной точки зрения.
По конструкции ответов можно выделить
следующие типы вопросов.
А. “Да – нет” – вопрос, на который можно
ответить “да” или “нет”.
Б. Альтернативный вопрос. Респондент
из набора вариантов ответов выбирает
один.
В. Поливариантные вопросы – вопросы типа
“меню”. Дается набор вариантов ответов,
из которого респондент может выбрать
несколько.
Г. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие
шкалу измерения признака вопроса. Это
разновидность альтернативного вопроса.
При ответе респонденту необходимо оценить
интенсивность какого-либо явления или
мнения.
Д. Вопросы-диалоги. Состоят из противоположных
высказываний воображаемых лиц. Респондент
должен согласиться с одним из псевдособеседников.
По своим целям вопросы делятся на следующие
типы.
А. Содержательные вопросы направлены
на раскрытие содержания определенных
явлений и их взаимосвязях.
Б. Функционально-психологические вопросы
ставятся для снятия напряжения у респондента,
нежелательных установок, а также для
перехода от одной темы к другой. В этой
группе вопросов различают контактные
и буферные вопросы. Контактные вопросы
размещаются в начале анкеты. Они должны
быть очень простыми и достаточно общими,
чтобы на них могли ответить все респонденты.
Главная задача буферных вопросов – смягчение
взаимовлияния вопросов в анкете. Часто
анкета включает одновременно несколько
тематических блоков, для плавного перехода
от одной группы вопросов к другой, желательно
разграничить их буферными вопросами.
В. Вопросы-фильтры используются, когда
необходимо получить данные, которые будут
характеризовать не всех респондентов,
а только какую-то их часть.
Г. Контрольные вопросы направлены на
проверку достоверности данных, дают возможность
проверить устойчивость и непротиворечивость
ответов респондентов. Контрольные вопросы
бывают разных видов. Так, вопрос-тест
используют обычно при определении информированности
респондентов в каком-либо вопросе. Используется
также вопрос-ловушка. Он строится так,
что респонденту умышленно предлагается
ответить о несуществующем. Такие вопросы
задают при проверке профессиональной
компетентности и оценке степени доверия
ответам респондента.
Таким образом, назначение всех функциональных
вопросов (п.п.Б-Г) – упорядочение течения
опроса.
Заключение.
Система маркетинговой информации - постоянно действующая структура взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов, которая предназначена для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации с целью совершенствования планирования и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий. Сущность системы маркетинговой информации заключается в совокупности процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе. Система маркетинговой информации состоит из четырех вспомогательных систем: системы внутренней отчетности, системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговых исследований, системы анализа маркетинговой информации. В зарубежных странах система маркетинговой информации достаточно развита, эффективно работает и постоянно развивается, принося ощутимую пользу как производителям так и потребителям. В России особенность работы системы маркетинговой информации заключается в неразвитости рынка информации, информационной непрозрачности рыночных операций, отсутствием достоверных статистических и аналитических данных, в субъективных и объективных ограничениях. Эти негативные явления оказывают существенное влияние на качество, содержание и структуру данных о рынке, которыми пользуются российские компании, а также на методы сбора и анализа ими маркетинговой информации. Однако в России имеются потенциальные ресурсы для дальнейшего всестороннего развития системы маркетинговой информации: организация достоверности и своевременности необходимой информации, своевременный анализ полученных данных, постоянное изучение и внедрение передовых методов системы маркетинговой информации.
С точки зрения автора,
задачи, поставленные в начале курсовой
работы (изучение основных понятий, сущности
действующей системы маркетинго
Список используемой литературы
1.Бронникова Т. С., Чернявский
А. Г. Маркетинг: Учебное
2. Болт Д. И. Руководство по управлению сбытом, М.: Экономика, 2005.
3. Гуров В А. Интернет для бизнеса. М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Друкер П., Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы, М.: - Book chamber international, 2008.
5. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.,2006.
6. Ириков В.А., Дранко
О.И., Леонтьев С.В. Технологии
экономического обоснования
7. Кеворков В.В., Конин В.Н., Лукьянов А.В., Шалимова Т.Г., Организация маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические рекомендации. - Загорск: Просвещение, 2008.
8. Котлер Ф. М. Основы маркетинга. М.: - Прогресс, 2006.
9. Логистика. Учебное
пособие. Под редакцией
10.Родионов И.И. Интернет. Предприниматель. Маркетинг. -- М.: ВИНИТИ, 2006..