Понятие конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:35, реферат

Описание

Товар-главный объект на рынке. Он имеет стои¬мость и потребительную стоимость (или ценность), облада¬ет определенным качеством, техническим уровнем и надеж¬ностью, задаваемой потребителями полезностью, показате¬лями эффективности в производстве и потреблении, други¬ми весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия разви¬тия рыночных отношений в экономике. Товар-точный индикатор экономической силы и активности производи¬теля.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 56.77 Кб (Скачать документ)

Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. В то же время при оценке качества возникают две проблемы, от разрешения которых во многом зависит достоверность определения конкурентоспособности товаров.

Первая проблема заключается  в том, что отдельные группы потребительских  свойств, составляющих качество, неравнозначны  как у одного, так и у разных товаров. Наибольшую значимость у большинства товаров имеет функциональное назначение, которое оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений. Вторая проблема состоит в определенном несовпадении оценки качества товара, проектируемого на этапе разработки, сформированного на этапе производства и проверенного при окончательном контроле перед реализацией с потребительской оценкой качества. Разрыв между реальным качеством и требованиями к нему потребителей оказывает существенное влияние на потребительские предпочтения, а, следовательно, и на конкурентоспособность.

Сложность заключается в  том, что потребитель при оценке качества товаров ориентируется  в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами показатели качества, а на собственные вкусы и представления о том, каким должен быть товар. Причем иногда представления о товаре у многих потребителей очень поверхностные, которые не всегда достаточно полно и объективно характеризуют полезность товара для потребителей. Итак, потребительская оценка качества товаров является одним из важнейших критериев конкурентоспособности товаров.

Качество тесно связано  с другим критерием конкурентоспособности-ассортиментом. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования и/или товарной марки устанавливается по функциональному назначению.

Важнейшим экономическим критерием конкурентоспособности товаров является цена. Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.

Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников.

Реализационная цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования (например, пищевых продуктов, готовых к потреблению; табачных изделий; моющих средств), а также услуг.

Цена потребления определяется ценой реализации и затратами на эксплуатационные расходы: транспортирование, техническую помощь в обслуживании, хранение, энергозатраты, ремонт, а также на уплату налогов и сборов, страхование и утилизацию. Цена потребления как критерий конкурентоспособности наиболее свойственна таким товарам, как средства производства, сложно технические, хозяйственно-бытовые и другие товары.

К экономическим критериям  относятся также скидки на товары, которые, в конечном счете, и определяют фактическую цену реализации. Система скидок устанавливается предприятиями в зависимости от количественных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени продажи (сезонные распродажи), стабильности приобретения товаров (скидки для постоянных покупателей) и других критериев. Скидки влияют на реализационную или закупочную цену, а через них и на цену потребления, поэтому при оценке конкурентоспособности этот критерий не учитывается как самостоятельный.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что конкурентоспособность является сложным свойством товаров, характеризуемым интегральным относительным показателем. Определить этот показатель для каждого товара можно лишь в сравнении с другим товаром-конкурентом, показатели которого являются базовыми, принятыми за основу для сопоставления двух или нескольких товаров-конкурентов.

Конкурентоспособность товаров  более полно раскрывается через  систему ее показателей. Основой  для построения системы показателей  конкурентоспособности является анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень  соответствия друг другу.  Качественные показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства товара, его  характеристики с точки зрения способности  товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств  товара, определяющие его качество, называются показателями качества. Качественные показатели можно разделить на две  категории параметров: «жесткие»  и «мягкие».

«Жесткие» параметры описывают  важнейшие функции товара и связанные  с ним основные характеристики, изменение, и, тем более, замена которых могут  осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными  принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры. Особую группу «жестких» параметров составляют параметры  соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным  актам и т. д.

 «Мягкие» параметры  характеризуют эстетические свойства  товара (дизайн, цвет, упаковку). В настоящее  время, когда рынок заполнен  разнообразными товарами, в том  числе со схожими «жесткими»  параметрами, возрастает значение  «мягких» параметров, придающих  товарам особую привлекательность.  Причем данная тенденция проявляется  не только на рынках массового  спроса, но и для товаров производственного  назначения.

Для оценки уровня конкурентоспособности  применяют схему единичных, групповых (сводных, обобщенных, комплексных) и  интегральных показателей. В основе расчета единичных, комплексных и интегральных показателей-показатели (параметры), характеризующие конкурентоспособность продукции, которые подразделяются на: технические, экономические и организационно-коммерческие.

Технические показатели характеризуют  техническое совершенствование  продукции, под которым понимается совокупность наиболее существенных свойств продукции, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции. Технические показатели включают классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют назначение и область  применения данного вида продукции. Значения этих показателей позволяют  отнести образцы, имеющиеся на мировом  рынке, к группе аналога оцениваемой  продукции.

Оценочные показатели количественно  характеризуют те свойства, которые  образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.

Особую группу оценочных  показателей составляет регламентируемые показатели. Они характеризуют патентную  чистоту товаров, требования их сертификации и соответствия международным национальным и региональным стандартам и законодательству. С позиций конкретного потребителя  важнейшее значение в оценке конкурентоспособности  имеют сопоставление функциональных эргономических и эстетических показателей, а также надежности в потреблении.

Функциональные показатели определяют, какую основную потребность  и каким именно способом удовлетворяет  товар как предмет потребления  в отличие от других товаров, образующихся на рынке. Они характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и прогрессивность закладываемых в нее технических решений.

Показатели надежности товаров  в потреблении близки к функциональным, потому что определяют, как выполняет  предмет потребления свою функцию  в течение срока эксплуатации, сохраняются ли основные параметры  его функционирования во времени  и в пределах, соответствующих  заданным условиям потребления.

Эргономические показатели обеспечивают удобство и комфорт  эксплуатации изделий в системе "человек-среда-изделие", оптимизацию  физической и психической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта.

К группе данных показателей  относятся следующие подгруппы  показателей: гигиенические, антропометрические, физиологические и психофизиологические, а также психологические.

Эстетические показатели характеризуют способность изделий  выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень полезности, рациональности). Они определяют эстетическую ценность продукции и способность удовлетворять  эстетические потребности человека.

К экономическим показателям, определяющим конкурентоспособность  товаров, относятся полные затраты  потребителя (единовременные затраты) и издержки, связанные с их эксплуатацией (эксплуатационные или текущие).

К основным показателям относятся: ценовые показатели; показатели, характеризующие  условия поставок и платежей за поставляемые товары; показатели, характеризующие  особенности действующей на рынке  производителей и потребителей налоговой  и таможенной системы; показатели, отражающие степень ответственности продавцов  за выполнение обязательств и гарантий.

 

 

 

 

1.3. Пути и методы повышения  конкурентоспособности товара

 

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей регулятором производства продукции  являлся не реальный спрос, а с  точностью наоборот-производство и административно-командный механизм распределения регулировали потребление, формировали потребности и вкусы покупателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Основное противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя  и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя  и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление  указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя.

B конкурентной политике  относительно товара принимаются  во внимание, прежде всего, его  функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования,  эстетичность внешнего вида, и  другие характеристики, то есть  способность товара удовлетворять  совокупные потребности покупателя  лучше, чем товары-конкуренты. Создание  такой потребительской ценности  товара, которая включала бы в  себя всю совокупность свойства  данного товара, а также сопутствующих  ему, является важнейшим условием  выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. Например:

  • добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв  на рынке;
  • отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой  программы предприятия;
  • найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;
  • осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;
  • регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые  предпринимают производственные и  технические лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок  «за лидерство».

Это, прежде всего, относится  к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной  разработке и быстрому освоению новых  образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат.

Чем обширнее параметрические  ряды и ассортиментные наборы, тем  выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант  закупки. Бесспорно, должен изучаться  вопрос со стороны промышленной фирмы  о собственных возможностях обеспечения  такого объема производства товара, который  позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях  обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия-возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Информация о работе Понятие конкурентоспособности товара