Понятие конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:35, реферат

Описание

Товар-главный объект на рынке. Он имеет стои¬мость и потребительную стоимость (или ценность), облада¬ет определенным качеством, техническим уровнем и надеж¬ностью, задаваемой потребителями полезностью, показате¬лями эффективности в производстве и потреблении, други¬ми весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия разви¬тия рыночных отношений в экономике. Товар-точный индикатор экономической силы и активности производи¬теля.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 56.77 Кб (Скачать документ)

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. В современном  мире создание и производство новых  товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем  у конкурентов. Выпуская новую продукцию  и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить  зависимость от одного товара, который  может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка  привести к банкротству. Известно, что  значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько  соблюдение традиционных стремлений к  достижению новых технических и  технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем  конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

При выборе путей повышения  конкурентоспособности товара нередко  бывает очень своевременным решение  не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение  о модификации товара принимается  в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей  прибыли.

Бесспорным является и  развитие такого направления повышения  конкурентоспособности товара, как  своевременное оказание комплекса  услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной  эксплуатации, то есть сервисное или  послепродажное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности  товара, так как цены на запасные части в 1,5-2 раза ниже, чем цены на комплектующие изделия, используемые в производстве.

В решении задач повышения  конкурентоспособности продукции  с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим, очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности:

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и  цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной  частью стратегии фирмы. Объектами  прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным  показателям товаров конкурентов.

Подводя итог можно суммируя выделить три главных пути повышения конкурентоспособности:

1.Повышения качества товара.

2.Снижение цены на товар.

3.Улучшение сбыта товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Сущность конкурентной  борьбы

 

Конкуренция  представляет собой механизм соперничества на рынке товаров, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить желаемую прибыль. Конкуренция должна быть упорядоченной, введенной в определенные рамки, исключающей недобросовестные приемы конкурентной борьбы. Это требование закона.

Конкурентная борьба-составная часть рыночной деятельности. Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным приверженцем. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей проводить активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция-двигатель прогресса. Монополизм, отсутствие соревнования на рынке, ведет к стагнации, застою, способствует развитию диктаторских тенденций в экономике, подчинению потребителей эгоистическим интересам бизнеса.

Рыночная ситуация во многом определяется состоянием и результатами конкурентной борьбы. Интенсивность  конкуренции и формы соперничества  зависят от типа рынка, от степени  его насыщенности, от числа и мощности конкурирующих фирм, от технологических, финансовых и торгово-организационных  возможностей, как самой фирмы, так  и ее конкурентов.

Конкурентная борьба-это  совокупность действий предприятия, направленных

на достижение конкурентного  преимущества, на завоевание прочных  позиций на рынке и на вытеснение конкурента с рынка. Конкурентная борьба развертывается между предприятиями, выпускающими или продающими аналогичную  продукцию, а также продукцию  с близкими свойствами одним 

и тем же группам покупателей. Каждое предприятие стремится создать  товар с лучшими свойствами, чем  у конкурента. В известном смысле конкурентная борьба это элемент  научно-технического прогресса, своего рода война технологий.

Формы конкурентной борьбы зависят от многих условий, но ее суть проявляется в стремлении продать  товаров больше чем конкурент, и  по более привлекательной цене, переманить у конкурента часть или всех потенциальных  клиентов и, в конечном счете, получить ту прибыль (или часть ее), на которую  рассчитывал конкурент. Иначе говоря, захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить  его с рынка.

Цель конкурентной борьбы-достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Считается, что когда доля, занимаемая предприятием на рынке, равна или превышает 65%, то его позиция однозначно признается доминирующей. Однако, если его доля колеблется между 35% и 65%, то доминирующее положение предприятия должно быть доказано антимонопольными службами.

Объективные условия для  рыночной конкурентной борьбы:

  • все субъекты обособлены друг от друга на основе определенной формы собственности;
  • зависимость субъектов рыночная экономики от рыночная конъюнктуры (спрос, предложение и динамика цен);
  • несогласованность интересов покупателей и продавцов.

Конкурентная борьба является внутренним источником развития рыночная экономики, т.е. конкурентная борьба способствует обеспечению общего равновесия и  спроса.

Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого следует  производить.

Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить  именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что и ресурсы (факторы производства) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Конкуренция выполняет стимулирующую  функцию. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателя совершенствовать свое производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, думая, прежде всего о собственной  выгоде, предлагает лучшие или более  дешевые товары, тем самым принося  пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом.

Посредством конкуренции  происходит распределение доходов  в соответствии с вкладом и  эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование  ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном  использовании ресурсов они несут  убытки и могут быть вытеснены  с рынка.

Существуют разные типы конкурентного  поведения:

• креативное (созидательное)-поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

• приспособленческое-учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

• обеспечивающее (гарантирующее)-поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают: лидеров; претендентов на лидерство; ведомых; новичков.

Очевидно, что «ведомые»  менее активны в конкурентной борьбе, большей остроты она достигает  между «лидерами» и «претендентами на лидерство», а наиболее активными, атакующими конкурентами выступают  «новички».

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции  продавцами используются разные методы конкурентной борьбы:

• ценовая конкуренция, когда  производитель в целях создания на рынке для своей продукции  более благоприятных условий  и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.

• неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.

Все это-методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам).

Конкуренция может быть и  недобросовестной, нечестной. Под такой  конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные  не с повышением качества продукции  и снижением издержек ее производства, а с использованием таких методов  как:

• продажа по цене ниже себестоимости;

• установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен  или коммерческих условий;

• установление зависимости  поставок конкретных товаров от принятия ограничений в отношении производства конкурирующих товаров;

• ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

• недобросовестное копирование  товаров конкурентов;

• нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

• промышленный шпионаж;

• переманивание ведущих  специалистов из соперничающих фирм и т.п.

Недобросовестная конкуренция  запрещается законодательством  большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо нанести  ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в  заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

• некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с  товарами других хозяйствующих субъектов;

• продажу товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности...

- получение, использование,  разглашение научно-технической,  производственной или торговой  информации, в том числе коммерческой  тайны, без согласия ее владельца  (ст. 4).

Итак, конкурентная борьба является внутренним источником развития рыночная экономики, т.е. конкурентная борьба способствует обеспечению общего равновесия и  спроса.

Вместе с тем использование  различных методов конкурентной борьбы не принесет успеха, не сделает  конкуренцию цивилизованной и эффективной, если экономическим центром общества-государством-не будут предприняты меры, обеспечивающие нормальные условия для функционирования и защиты от монополизма, усиление которого негативно сказывается на развитии рыночной экономики. Осуществление политики в области конкуренции и регламентации деятельности монополий со стороны государства проявляется в формировании и совершенствовании антимонопольного регулирования, включающего антимонопольный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм (поддержка малого бизнеса, упрощение механизма лицензирования, либерализации рынков и т. д.) и антимонопольное законодательство.

2.2.Стратегия  и тактика  ведения конкурентной борьбы

 

Основным инструментом управления развитием фирмы и основой  стратегического управления является стратегия.

Стратегия ведения конкурентной борьбы-это меры компании по устойчивому продвижению своих товаров на рынок, включая определение целей, анализ, планирование маркетинговый мероприятий, мониторинг.

Информация о работе Понятие конкурентоспособности товара