Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:35, реферат
Товар-главный объект на рынке. Он имеет стои¬мость и потребительную стоимость (или ценность), облада¬ет определенным качеством, техническим уровнем и надеж¬ностью, задаваемой потребителями полезностью, показате¬лями эффективности в производстве и потреблении, други¬ми весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия разви¬тия рыночных отношений в экономике. Товар-точный индикатор экономической силы и активности производи¬теля.
Ключевым моментом в завоевании
позиций на рынке относительно многочисленных
конкурентов является своевременное
обновление производимых товаров, подготовка
и организация производства новых
видов продукции. В современном
мире создание и производство новых
товаров имеют решающее значение
для процветания предприятия. Согласно
статистическим данным после освоения
новой продукции, которая составляет
основу производства, темп роста ее
реализации примерно вдвое выше, чем
у конкурентов. Выпуская новую продукцию
и расширяя ассортимент предлагаемых
товаров, фирмы стремятся снизить
зависимость от одного товара, который
может в любое время с учетом
непредсказуемых изменений
В основе концепции создания
нового товара сегодня лежит не столько
соблюдение традиционных стремлений к
достижению новых технических и
технико-экономических
При выборе путей повышения
конкурентоспособности товара нередко
бывает очень своевременным решение
не о запуске нового, не о снятии
с производства морально устаревшего,
а о модификации товара. Решение
о модификации товара принимается
в целях удовлетворения особых требований
покупателей для получения
Бесспорным является и
развитие такого направления повышения
конкурентоспособности товара, как
своевременное оказание комплекса
услуг, связанных со сбытом и использованием
машин, оборудования и другой промышленной
продукции и обеспечивающих их постоянную
готовность к высокоэффективной
эксплуатации, то есть сервисное или
послепродажное обслуживание. При умелой
организации сервис является решающим
фактором повышения
В решении задач повышения
конкурентоспособности
В результате оценки конкурентоспособности
продукции могут быть приняты
следующие пути повышения
Стратегия повышения качества
товара является важнейшей составной
частью стратегии фирмы. Объектами
прогнозирования являются показатели
качества товара, уступающие аналогичным
показателям товаров
Подводя итог можно суммируя выделить
три главных пути повышения
1.Повышения качества товара.
2.Снижение цены на товар.
3.Улучшение сбыта товара.
2.1.Сущность конкурентной борьбы
Конкуренция представляет собой механизм соперничества на рынке товаров, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить желаемую прибыль. Конкуренция должна быть упорядоченной, введенной в определенные рамки, исключающей недобросовестные приемы конкурентной борьбы. Это требование закона.
Конкурентная борьба-составная часть рыночной деятельности. Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным приверженцем. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей проводить активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция-двигатель прогресса. Монополизм, отсутствие соревнования на рынке, ведет к стагнации, застою, способствует развитию диктаторских тенденций в экономике, подчинению потребителей эгоистическим интересам бизнеса.
Рыночная ситуация во многом
определяется состоянием и результатами
конкурентной борьбы. Интенсивность
конкуренции и формы
Конкурентная борьба-это совокупность действий предприятия, направленных
на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и на вытеснение конкурента с рынка. Конкурентная борьба развертывается между предприятиями, выпускающими или продающими аналогичную продукцию, а также продукцию с близкими свойствами одним
и тем же группам покупателей. Каждое предприятие стремится создать товар с лучшими свойствами, чем у конкурента. В известном смысле конкурентная борьба это элемент научно-технического прогресса, своего рода война технологий.
Формы конкурентной борьбы зависят от многих условий, но ее суть проявляется в стремлении продать товаров больше чем конкурент, и по более привлекательной цене, переманить у конкурента часть или всех потенциальных клиентов и, в конечном счете, получить ту прибыль (или часть ее), на которую рассчитывал конкурент. Иначе говоря, захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка.
Цель конкурентной борьбы-достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Считается, что когда доля, занимаемая предприятием на рынке, равна или превышает 65%, то его позиция однозначно признается доминирующей. Однако, если его доля колеблется между 35% и 65%, то доминирующее положение предприятия должно быть доказано антимонопольными службами.
Объективные условия для рыночной конкурентной борьбы:
Конкурентная борьба является внутренним источником развития рыночная экономики, т.е. конкурентная борьба способствует обеспечению общего равновесия и спроса.
Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого следует производить.
Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что и ресурсы (факторы производства) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Конкуренция выполняет стимулирующую
функцию. Стремление удержаться на рынке,
максимизировать свою выгоду заставляет
предпринимателя
Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Существуют разные типы конкурентного поведения:
• креативное (созидательное)-поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
• приспособленческое-учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
• обеспечивающее (гарантирующее)-поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают: лидеров; претендентов на лидерство; ведомых; новичков.
Очевидно, что «ведомые» менее активны в конкурентной борьбе, большей остроты она достигает между «лидерами» и «претендентами на лидерство», а наиболее активными, атакующими конкурентами выступают «новички».
В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются разные методы конкурентной борьбы:
• ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.
• неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.
Все это-методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам).
Конкуренция может быть и недобросовестной, нечестной. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и снижением издержек ее производства, а с использованием таких методов как:
• продажа по цене ниже себестоимости;
• установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен или коммерческих условий;
• установление зависимости
поставок конкретных товаров от принятия
ограничений в отношении
• ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;
• недобросовестное копирование товаров конкурентов;
• нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
• промышленный шпионаж;
• переманивание ведущих специалистов из соперничающих фирм и т.п.
Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
• некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом
• продажу товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности...
- получение, использование,
разглашение научно-
Итак, конкурентная борьба является внутренним источником развития рыночная экономики, т.е. конкурентная борьба способствует обеспечению общего равновесия и спроса.
Вместе с тем использование
различных методов конкурентной
борьбы не принесет успеха, не сделает
конкуренцию цивилизованной и эффективной,
если экономическим центром
2.2.Стратегия и тактика ведения конкурентной борьбы
Основным инструментом управления развитием фирмы и основой стратегического управления является стратегия.
Стратегия ведения конкурентной борьбы-это меры компании по устойчивому продвижению своих товаров на рынок, включая определение целей, анализ, планирование маркетинговый мероприятий, мониторинг.