Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:58, лекция
Вопрос 1.Команда как высшая форма существования группы.
Вопрос 2. Ключевые параметры команды, обеспечивающие ее эффективность.
Вопрос 3. Внутрикомандные роли.
Вопрос 4. Этапы построения команд.
Вопрос 5. Основные условия успеха и причины неудач в построении команд.
Ориентация на лидера. Проводится перепроектирование систем измерений, анализа затрат и ранжирования. Менеджмент передает полномочия, не связанные со стоимостными показателями и человеческими ресурсами. На этой стадии, как правило, менеджеры обучают команды методам принятия решений и другим навыкам и умениям, контролируют и оценивают производительность, поддерживают дисциплину. Формируются определенные системы контактов как внутри, так и вне команды. Формируются первые лидеры команд, хотя на этом этапе они чаще выступают как координаторы, связующие звенья между специалистами различных профилей. Главная опасность этой стадии заключается в появлении членов команды, не готовых к лидерству, но желающих выполнять функции лидера в процессе ротации. Возрастает поддержка со стороны различных уровней менеджмента и различных подразделений организации.
Жестко структурированные команды. Передача полномочий, связанных с человеческими ресурсами. Менеджеры помогают командам расширить полномочия и обязанности. Создание в команде равных возможностей для саморазвития. Внимание команды фокусируется на постоянном процессе перемен, усовершенствования, развития как в отношении самой команды и ее членов, так и в отношении конечного продукта. Как показывает практика, на данной стадии велика вероятность конфликтов с менеджерами по вопросам, связанным с предоставлением информации.
Самонаправляемые команды.
Передача полномочий, связанных со стоимостными
показателями, информационных каналов
с внешней средой. По мере развития команды
до уровня самонаправляемой, основными
функциями менеджеров, кроме стратегических,
становятся: обучение новых членов команд
и контроль над их акклиматизацией в команде;
поддержка команды в контактах с внешней
средой; поиск новых путей развития команд.
Самонаправляемые рабочие команды используются
для перспективного планирования. В них
создана система удовлетворения образовательных
потребностей.
Рис.4. Распределение полномочий между командами и менеджерами на отдельных стадиях развития рабочих команд
Таблица 8. Изменение состояния основных компонентов организации в процессе развития рабочей команды 1. Старт 2. Состояние неопределенности 3. Ориентация на лидера 4. Жестко структурированная команда 5. Самонаправляемая команда
И
н
д
и
в
и
д
у
у
м Смешанное чувство скептицизма и надежды. Начало образовательного процесса Опасения, связанные с возможностью разрушения новых ожиданий Зависимость от лидера в выборе направления деятельности Лояльность к команде. В процессе ротации занимает позицию лидера Обучен решать многогранные задачи команды
К
о
м
а
н
д
а Никаких обязательств по отношению к группе. Команду воспринимают как очередную причуду Новые функции, связанные с оперативным управлением производством в команде. Неуверенность относительно новой роли и новых обязанностей Получение функции оперативного планирования, управления качеством и других, несвязанных со стоимостными показателями и человеческими ресурсами. Понимание, миссии и целей команды. Обучение работе командой Получение функций, связанных с человеческими ресурсами. Раскрытие способностей лидера у членов команды Получение функций, связанных со стоимостными показателями и стратегическим планированием. Сотрудничество и координация с другими командами. Цели команды - часть организационных целей
М
е
н
е
д
ж
м
е
н
т Определение направлений деятельности. Контроль результатов деятельности и дисциплины Передача функций оперативного управления производством. Неудовлетворенность необходимостью поддерживать команды Передача функции оперативного планирования, управления качеством и других, несвязанных со стоимостными показателями и человеческими ресурсами. Желание перейти на старые методы Передача функций, связанных с человеческими ресурсами. Признание вклада команд. Определение вознаграждения команд Передача функций, связанных со стоимостными показателями. Разрешение конфликтов. Тренировка и обучение команд и их членов. Распределение границ полномочия команд
О
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я Система контроля и
управления группами индивидуумов Идентифицирована
система финансирования команд Разработана
новая система компенсаций Разработана
новая система контроля результатов Команда
- основа системы управления
Вопрос 5. Основные условия успеха и причины неудач в построении команд.
Для того, чтобы построение команды был эффективным, необходимо выполнить следующие условия:
Цель деятельности команды должна быть сформулирована ясно, фокусированно и достаточно подробно. Процесс достижения цели может быть расчленен на решение отдельных задач. Определены требуемые для достижения цели границы компетенции команды и переданы полномочия.
Результаты или планируемые результаты работы команды отвечают специфическим потребностям заказчиков. Имеется обратная связь с потребителями. Члены рабочей команды ориентированы на политику перемен.
Технология решения проблемы постоянно совершенствуется. Планируется постоянное развитие знаний и навыков членов команды под совершенствование технологии. Члены команды обладают знаниями в таких областях, как контроль качества и производительности, учет материалов и ресурсов.
Члены команды предварительно
подготовлены, знают специфику работы
в команде, представляют проблемы и
положительные аспекты
Требуются знания из различных областей (маркетинг, технические знания и т.д.). Существует опережающая образовательная программа для каждого члена команды.
Встречи и обсуждения в процессе работы хорошо организованы и документированы. Отсутствует "информационный голод", коммуникации доступны членам команды.
В команде создан
хороший психологический
Определены и выделены команде необходимые ресурсы для выполнения работы.
Среди типичных причин неудач в формировании команд консультанты называют:
Недостаток доверия между членами команды и у менеджеров к команде.
Нечеткость определения границ компетентности рабочей команды.
Наличие жестких временных лимитов.
Недостаток ресурсов.
Отсутствие системы ценностей.
Конкурентность внутри рабочей команды и/или между командами.
Отсутствие культуры решения проблем.
Определение некоторой задачи или функции как "главной".
Эгоцентризм членов рабочей команды (в команде собраны преимущественно лидеры).
"Перебор" обязанностей у одного члена команды.
Различия в статусе и полномочиях у членов рабочей команды.
Заслушивание отчетов членов, а не обсуждение проблем на встречах и собраниях.
Поиск "стрелочников" при неудачах.
Естественно, первым шагом в устранении этих причин является их идентификация:
проведение социологического исследования в форме интервьюирования или анонимных анкет-опросников;
приглашение внешнего эксперта;
выявление уровней компетенции и умений каждого члена рабочей команды.
За идентификацией,
как правило, должны следовать либо
организационная перестройка, либо
дополнительное обучение персонала (См.
Табл.9).
Таблица 9. Примерные направления обучения в соответствии со стадиями развития команд Стадия Образовательные направления
Подготовительный этап/Старт Основные понятия концепции рабочих команд
Применение концепции рабочих команд
Развитие рабочих команд, знаний и умений команд и их членов
Стадия неопределенности Управление конфликтами
Организация информационного обеспечения
Стадия ориентации на лидера Методы разработки и принятия решений. Достижение консенсуса
Жестко структурированные команды Влияние развития личности на успех команды
Организация системы поощрения в командах
Влияние разделения ролей на эффективность команд
Системы коммуникаций внутри команды и с внешней средой
Использование наставничества,
оптимальной организации
Самонаправляемая рабочая
команда Базовые курсы для менеджмента
по проблемам коллективного принятия
решений, командной работы и т.п. (подготовка
к работе в командах менеджеров)