Построение экономической модели с использованием симплекс-метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

Цель данного курсового проекта – составить такой план производства окон, который будет обеспечивать максимальную прибыль от их реализации, свести данную задачу к задаче линейного программирования, решить её симплекс-методом. Также необходимо оценить производственные возможности каждого из цехов, используемых для производства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить симплекс-метод и двойственный симплекс-метод,
рассмотреть реализацию симплекс-метода с помощью симплекс-таблиц,
описать производственную ситуацию и установить оптимальный производственный план, закрепив на практике симплекс-метод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
1.1. Понятие симплекс-метода 4
1.2. Алгоритм симплексного – метода в случае положительных свободных членов 6
1.3. Двойственные задачи линейного программирования 8
1.3.1. Построение двойственной задачи 8
1.3.2. Двойственный симплексный метод 11
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 12
2.1. Описание производственной ситуации 12
2.2. Математическое описание ситуации 13
2.3. Решение задачи 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

Работа состоит из  1 файл

ЭММиМ 30.docx

— 92.05 Кб (Скачать документ)

     Таблица 2

     Производственные  возможности цехов и прибыль предприятия от реализации окон разных типов

Цех Запасы       времени, мин. Трудоемкость  работ, мин.
    Тип окна
1-ый 2-ой 3-ий 4-ый
1-ый 720 10 12 15 20
2-ой 720 15 18 20 25
3-ий 720 20 25 30 35
Прибыль от реализации,      тыс.руб.   6 8.5 9 10.5

     Прямая  задача

     Рассматриваемая задача состоит в нахождении допустимого  плана, дающего максимальную прибыль из всех допустимых решения подобных задач.

     Двойственная  задача

     Оценить количество времени, затраченного для  производства каждого типа окон. Оценки времени каждого цеха должны быть такими, чтобы оценка времени всех цехов была минимальной, а также  общая оценка времени затраченного на изготовление одного окна, не превышала цены этого окна.

2.2. Математическое описание  ситуации

         Так как требуется определить план производства, то переменными модели будут:

   x1 – объём производства окон 1-ого типа, в единицах;

     x2 – объём производства окон 2-ого типа, в единицах;

 x3 – объём производства окон 3-его типа, в единицах;

     x4 – объём производства окон 4-ого типа, в единицах.

     Таким образом, математическая модель задачи представлена в виде:

определить  план, обеспечивающий максимальное значение функции : 

      Прямая  задача:

Найти максимум функции

         f=6x1+8,5x2+9x3+10,5x4max,

при наличии ограничений: 

            10x1+12x2+15x3+20x4 ≤ 720;

           15x1+18x2+20x3+25x4 ≤ 720;

           20x1+25x2+30x3+35x4 ≤ 720;

           x4 ≥ 12. 

     Так как объёмы производства продукции  не могут принимать отрицательные  значения, то появляются ограничения  неотрицательности :

                      x1≥0   , x2≥0   , x3≥0   , x4 ≥0.

      Двойственная  задача

Найти минимум функции

               f=720x5+720x6+720x7+12(-x8+x9)min – общая оценка времени, затрачиваемого на производство продукции,

при наличии ограничений:

   10x5+15х6+20х7≥ 6

                  12х5+18х6+25х7 ≥ 8,5

                  15х5+20х6+30х7 ≥ 9

                  20х5+25х6+35х7+(-x8+x9)≥ 10,5

– двойственные оценки должны быть такими, чтобы общая оценка времени, затраченного на производство единицы продукции каждого вида, была не меньше цены единицы продукции данного вида.

2.3. Решение задачи

     I. Исходное ограничение, записанное в виде неравенства типа ≤ ( ≥),

можно представить в виде равенства, прибавляя остаточную переменную к левой части ограничения ( вычитая избыточную переменную из левой части ).

     Для построения первого опорного плана  систему неравенств приведем к системе уравнений путем введения дополнительных переменных x5, x6, x7, x8 ≥0, получим:

            10x1+12x2+15x3+20x4+x5 = 720;

           15x1+18x2+20x3+25x4+x6 = 720;

           20x1+25x2+30x3+35x4+x7 = 720;

           x4-x8 =12. 

     Все переменные неотрицательны, все ограничения  есть равенства и есть  набор  допустимых базисных переменных: х5 – в 1-ом равенстве, х6 – во 2-ом ,   х7 – в 3-ем, они входят только в одно уравнение с коэффициентом 1. В 4-ое уравнение добавляем искусственную переменную x9 ≥ 0. Чтобы можно было применить симплекс-метод система уравнений-ограничений должна быть системой с базисом, т.е. в каждом уравнении должна быть переменная с коэффициентом 1, которая входит только в одно уравнение системы, в нашем случае это x5, x6, x7 и x9.

     Итак, имеем:

         f=6x1+8,5x2+9x3+10,5x4max,

            10x1+12x2+15x3+20x4+x5 = 720;

           15x1+18x2+20x3+25x4+x6 = 720;

           20x1+25x2+30x3+35x4+x7 = 720;

           x4–x8 +x9 =12. 

       II. Исходную расширенную систему заносим в первую симплексную таблицу. Последняя строка таблицы называется оценочной. В ней указываются коэффициенты функции с противоположным знаком. Во втором столбце таблицы записываем основные переменные (базис), во второй строке таблицы все переменные, в предпоследнем столбце свободные члены расширенной системы. Последний столбец подготовлен для оценочных отношений, необходимых при расчете наибольшего возможного значения переменной. В рабочую часть таблицы (начиная с третьего столбца третьей строки) заносим коэффициенты аij при переменных из расширенной системы. Теперь можно запускать симплекс-метод. Запишем начальную симплекс-таблицу (табл. 3): 
 

     Таблица 3

    Шаг 1

  Сj 6,0 8,5 9,0 10,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0  
Сбаз базис х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 b δ
0,0 х5 10,0 12,0 15,0 20,0 1,0 0,0 0,0 0,0 0,0 720,0 36,0
0,0 х6 15,0 18,0 20,0 25,0 0,0 1,0 0,0 0,0 0,0 720,0 28,8
0,0 х7 20,0 25,0 30,0 35,0 0,0 0,0 1,0 0,0 0,0 720,0 20,6
0,0 x9 0,0 0,0 0,0 1,0 0,0 0,0 0,0 -1,0 1,0 12,0 12,0
    -6,0 -8,5 -9,0 -10,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0  

     x1=(0;0;0;0;720;720;720;12;0); f (x1) = 0

     III, IV. Если все оценочные коэффициенты неотрицательны, то получено оптимальное решение: базисные переменные равны свободным членам, остальные равны 0. Если же есть отрицательный оценочный коэффициент, то находят самый малый из них. Если в столбце коэффициентов над ним нет положительных, то задача не имеет решения. Задача оптимального планирования не может быть таковой, поэтому ищут минимальное отношение свободных членов столбца b к положительным коэффициентам указанного x1. В пересечении строки и столбца получаем разрешающий элемент и затем строим новую таблицу.

     V. Переходим к следующей таблице по правилам:

1. В  столбце базиса вместо базисной  переменной x9 записываем свободную переменную x4
2. В столбцах, соответствующих основным переменным, проставляем нули и единицы:  
      1– против "своей" основной переменной, 0 – против "чужой" основной переменной, 0 – в последней строке для всех основных переменных; 
3. Новую строку получаем из старой делением на разрешающий элемент а44=1; 
4. Все остальные элементы вычисляем по правилу прямоугольника:

 

     [Пример:  a12= a12 –(a11∙a32 /a31) ] 

       Строится новая таблица (табл. 4)

Таблица 4

Шаг 2

  Сj 6,0 8,5 9,0 10,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0  
Сбаз базис х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 b δ
0,0 х5 10,0 12,0 15,0 0,0 1,0 0,0 0,0 20,0 -20,0 480,0 24,0
0,0 х6 15,0 18,0 20,0 0,0 0,0 1,0 0,0 25,0 -25,0 420,0 16,8
0,0 х7 20,0 25,0 30,0 0,0 0,0 0,0 1,0 35,0 -35,0 300,0 8,6
10,5 x4 0,0 0,0 0,0 1,0 0,0 0,0 0,0 -1,0 1,0 12,0 -
    -6,0 -8,5 -9,0 -0,5 0,0 0,0 0,0 -10,5 10,5    

     x2 = (0;0;0;12;480;420;300;0;0);   f (x2) = 12*10.5=126.

     В строке индексных оценок имеются отрицательные значения, следовательно, решение не является оптимальным.

      В новой таблице переменная х8 станет базисной за место переменной x7. Переходим к следующей таблице (табл. 5) по правилам, описанным выше:

Таблица 5

Шаг 3

  Сj 6,0 8,5 9,0 10,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0  
Сбаз базис х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 b δ
0,0 x5 -1,4 -2,3 -2,1 0,0 1,0 0,0 -0,6 0,0 0,0 308,6 -
0,0 x6 0,7 0,1 -1,4 0,0 0,0 1,0 -0,7 0,0 0,0 205,7 1440,0
0,0 x8 0,6 0,7 0,9 0,0 0,0 0,0 0,03 1,0 -1,0 8,6 12,0
10,5 x4 0,6 0,7 0,9 1,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 20,6 28,8
    0,0 -1,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0    

Информация о работе Построение экономической модели с использованием симплекс-метода