Потребительские расходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:49, реферат

Описание

Обращаясь к исследованию экономики на макроуровне, зададим вопрос: а применим ли этот равновесный подход при анализе категорий совокупных народнохозяйственных показателей, т.е. национального дохода, инвестиций, сбережений, занятости и т.п.? Разумеется, ответ будет положительным. Однако в масштабе макроэкономики, на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Это своеобразное выражение равновесия между предложением (созданный национальный доход) и спросом (использованный национальный доход).

Содержание

Введение 3
1. Потребление, понятие потребительских расходов 4
2. Функции потребления и сбережения9
3. Особенности сбережения и потребления в российской экономике 14
Заключение18
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.docx

— 41.29 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1. Потребление, понятие  потребительских расходов

4

2. Функции потребления и сбережения

9

3. Особенности сбережения  и потребления в российской  экономике

14

Заключение

18

Список использованной литературы

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшим методом исследования экономической теории является метод  равновесного анализа.

Обращаясь к исследованию экономики на макроуровне, зададим  вопрос: а применим ли этот равновесный  подход при анализе категорий  совокупных народнохозяйственных показателей, т.е. национального дохода, инвестиций, сбережений, занятости и т.п.? Разумеется, ответ будет положительным. Однако в масштабе макроэкономики, на первый план выступает равновесие между  доходами и расходами общества. Это  своеобразное выражение равновесия между предложением (созданный национальный доход) и спросом (использованный национальный доход).

Совокупные доходы общества представляют собой национальный доход. А совокупные расходы, в которых  потребление выступает главным  компонентом, и поэтому важно  понять основные факторы, определяющие расходы на потребление, – это  расходирование национального дохода на потребление и накопление (инвестирование). Однако не все полученные населением доходы полностью расходуются; часть  из них сберегаются, т.е. откладываются. Таким образом, предметом анализа  данной курсовой работы будут не только национальный доход, потребительские  расходы и роль объективных и  субъективных факторов, которые оказывают  влияние на общее количество ресурсов, расходуемых обществом на потребление, но и сбережения (их сущность, виды и  основные факторы), а также будет  рассмотрена взаимосвязь сбережения и потребления и их влияние  на объемы национального дохода. потребительский расход сбережения

 

 

1. Потребление, понятие потребительских расходов.

 

Совокупный спрос, стимулировать  который предлагается в рамках кейнсианского  подхода, состоит из спроса на потребительские  товары (C), на инвестиции (I), правительственных расходов (G), и чистого экспорта (Xn):

AD = C + I + G + Xn .

Согласно классической концепции  уровень совокупных расходов, определяемый совокупным доходом, всегда достаточен для закупки продукции, произведенной  в условиях полной занятости. Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утверждение, исходит их того, что  объем спроса отдельных экономических  субъектов формируется под воздействием разных побудительных мотивов, включая  психологические факторы. Со времен Кейнса в инструментарий экономической  науки вошли понятия “склонность”, “ожидания”, “предпочтение” и т.п. Данные понятия уже в виде конкретных экономических показателей позволяет  не просто учитывать психологические  факторы, но и измерять их влияние  при анализе макроэкономического  равновесия.1

Итак, посмотрим внимательнее на компоненты совокупных расходов. Начнем со спроса на потребительские товары – важнейшей составляющей совокупного  спроса (С). 2Потребление представляет собой использование товаров и услуг для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. На него (потребление) приходится, как правило, более 50% общей величины совокупного спроса. Эта величина колеблется в разных странах от 68% в США до примерно 52% в Швеции и России. Но значительные социальные программы в Швеции и их малый удельный вес в постреформенной России приводят ситуацию с расходами населения на потребление к разным последствиям, несмотря на схожесть показателей. Потребительский спрос определяется как платежеспособный спрос, или как сумма денег, которая тратится населением на приобретение потребительских благ.

Структура потребления, как  отдельного человека, так и семьи  достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом  и укладом жизни. Однако есть некоторые  общие приоритеты. Так, нетрудно представить  расходы любой семьи по степени  их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При  этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые  необходимые повседневные нужды. При  росте доходов семей увеличиваются  расходы на одежду, предметы длительного  пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.

Итак, потребление выступает  главным компонентом совокупных расходов. Поэтому важно понять основные факторы, определяющие расходы на потребление. Существует много факторов, которые  влияют на уровень потребительских  расходов. Рассмотрим возможность воздействия  этих факторов:

  1. Уровень текущего дохода. Общий объем потребления, как правило, зависит от общего объема дохода. Роль психологического фактора, влияющего на потребление, описывается Дж.М.Кейнсом так: “Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только “apriori”, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”. (Дж.М.Кейнс, “Общая теория занятости, процента и денег”). Соотношение между потреблением и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению (MPC – marginal propensity to consume):

MPC = ΔC / ΔYd, где

MPC – предельная склонность к потреблению;

ΔC – прирост потребительских расходов;

ΔYd – прирост располагаемого дохода.

Средняя склонность к потреблению  – (APC - average propensity to consume) – доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства расходуют на потребительские товары и услуги.

АPC = C / Yd, где

АPC – средняя склонность к потреблению;

C – прирост потребительских расходов;

Yd – величина располагаемого дохода.

Простейшая функция потребления  имеет вид:

C = a + b(Y – T), где

С – потребительские расходы;

а – автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода;

b – предельная склонность к потреблению;

Y – доход;

Т – налоговые отчисления;

(Y – T) – располагаемый доход Yd (доход после внесения налоговых отчислений).

Усилия по продаже (реклама). Факт, что увеличение общего совокупного  спроса на какой либо один товар  или группу товаров может возникнуть просто за счет снижения спроса на другие товары, порой не принимается во внимание теми, кто превозносит достоинства  рекламы и прочих усилий по продаже  как средств увеличения совокупного  спроса. Тем не менее, весьма возможно, что увеличение или уменьшение объема усилий по продаже может влиять на совокупный объем потребительских  расходов при данном уровне доходов.3

  1. Уровень благосостояния (богатство). Объем богатства оказывает важное влияние на потребление. Если исходить из гипотезы снижения предельной полезности, то очевидно, что чем больше первоначальный объем богатства, тем ниже его предельная полезность. Поэтому с ростом богатства уменьшается склонность снижать потребление ради увеличения будущего богатства. При прочих равных условиях чем большими сбережениями обладает человек, тем меньше его желание больше накоплять (чем выше уровень благосостояния, тем выше потребительские расходы).
  2. Ожидания. Ожидания по поводу движения уровня цен и объемов производства также способны оказать определенное влияние на формирование потребления. Так, ожидания повышения цен могут стимулировать текущее потребление, и наоборот.
  3. Налоги. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов переместит график потребления вниз. Наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично потребляться. Таким образом, снижение налогов вызовет сдвиг графика потребления вверх.
  4. Трансферты. Увеличение трансфертов означает увеличение личного располагаемого дохода, а, следовательно, и увеличение потребительских расходов.
  5. Потребительская задолженность (уровень задолженностей домохозяйств). Можно ожидать, что и уровень потребительской задолженности вызовет у домохозяйств желание направить свой текущий доход, либо на потребление, либо на сбережения. Если задолженность домохозяйств достигла такой величины, что, скажем, 20% или 25% их текущих доходов отчисляется для уплаты очередных взносов по предыдущим закупкам, то потребители будут вынуждены сокращать текущее потребление, чтобы снизить задолженность.
  6. Ставка процента по потребительскому кредиту. Влияние ставки процента на потребление нельзя определить однозначно ни теоретически, ни эмпирически. Повышение ставки процента увеличивает сегодняшнюю стоимость потребления по сравнению с будущим (эффект замещения). Но если домашнее хозяйство является чистым кредитором, рост ставки процента повышает также его доход в течение всей жизни, что приведет к увеличению потребления.
  7. Уровень цен. Возрастание уровня цен ведет к смещению графика потребления вниз, а снижение уровня цен – к смещению вверх. Этот вывод имеет прямое отношение к нашему анализу богатства фактора потребления, поскольку изменения уровня цен изменяют реальную стоимость, или покупательскую способность, некоторых видов богатства. Точнее говоря, реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньга, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен. Этот эффект называется эффектом богатства.

Отсюда следует заслуживающий  внимания вывод: где бы мы ни проводили (помещали) кривые уровня потребления  мы считаем, что уровень цен постоянный. Это означает, что по оси ординат  на данном графике откладывается реальный, а не номинальный (денежный) доход после уплаты налогов.

  1. Количество потребителей и структурные факторы. К ним относят: среднюю численность семьи, средний возраст глав семей, географические особенности, состав национальных групп общества, расовые особенности, уровень урбанизации и т.п.
  2. Психологические факторы. К ним, как правило, относят кейнсианские “мотивы потребления” (удовольствие, недальновидность, щедрость, просчет, хвастовство, экстравагантность).

Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решение, какую  часть дохода израсходовать (потребить) сегодня, какую отложить на будущее  – на случай непредвиденной ситуации, заболевания, инфляции, с целью накопить средства для приобретения дорогостоящей  вещи. Одна часть расходуется на текущее потребление, другая – откладывается  в виде сбережения.4

 

2. Функции потребления и сбережения

 

Сбережения – доход, не израсходованный на приобретение товаров  и услуг в рамках текущего потребления. Их осуществляют как домохозяйства, так и фирмы. Размер сбережений обратно  пропорционален величине потребления. Источниками сбережений служат рост производства (и доходов) или сокращение потребления. Процесс осуществления  сбережения называют термином “сбережение”, а их сумма в масштабе страны –  “валовое сбережение” (иногда просто “сбережение”).

Уровень сбережения характеризуют  такие показатели как предельная склонность к сбережению и средняя  склонность к сбережению.

Предельная склонность к  сбережению (marginal propensity to save - MPS) – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода5:

MPS = ΔS / ΔYd, где

MPS – предельная склонность к сбережению;

ΔS – прирост сбережений;

ΔYd – прирост располагаемого дохода.

Средняя склонность к сбережению (average propensity to save - АPS) – доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства сберегают:

АPS = S / Yd, где

АPS – предельная склонность к сбережению;

S – величина сбережений;

Yd – величина располагаемого дохода.

Так как личные сбережения можно определить как “то, что  не израсходовано” или как “ту  часть дохода после уплаты налогов, которая не потребляется”; другими  словами, доход после уплаты налогов  равен потреблению плюс сбережения, то при рассмотрении факторов, определяющих потребление (рассмотренных в прошлом  вопросе), мы параллельно рассмотрели  факторы, определяющие сбережения, осталось определить их воздействие:

  1. Уровень текущего дохода. В краткосрочной перспективе по мере роста текущего располагаемого дохода АРС убывает, а APS возрастает, то есть с ростом дохода семьи относительно сокращается доля затрат на потребление и относительно возрастает доля сбережений. Однако, в долгосрочной перспективе средняя склонность к потреблению стабилизируется, так как на величину потребительских расходов (а следовательно и на величину сбережений) оказывает влияние не только размер текущего располагаемого дохода семьи, но и размер общего жизненного достатка, а также величины ожидаемого и постоянного дохода.

Простейшая функция сбережений имеет вид:

S = - a + (1 - b)(Y – T), где

S – величина сбережений в частном секторе;

а – автономное потребление;

(1 - b) – предельная склонность к сбережению;

Y – доход;

Т – налоговые отчисления;

(Y – T) – располагаемый доход Yd (доход после внесения налоговых отчислений).

  1. Усилия по продаже (реклама).1
  2. Уровень благосостояния (богатство). Вообще говоря, чем больше накопленного богатства, тем больше величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне текущего дохода.
  3. Ожидания. Ожидания повышения (падения) цен и дефицита товаров (ощущения, что товары будут в изобилии) ведут к снижению (увеличению) сбережений.
  4. Налоги. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений, поэтому рост налогов переместит график сбережений вниз, и, наоборот, доля доходов, полученная от снижения налогов, будет частично идти на сбережения домохозяйств (График сбережений сместится вверх).
  5. Трансферты.
  6. Потребительская задолженность. Если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережений домохозяйств может необычно повысится, что приведет к возрастанию их задолженности.
  7. Ставка процента по потребительскому кредиту. В общем случае обычно предполагают, что эффекты дохода для чистых должников и чистых кредиторов нейтрализуют друг друга на агрегированном уровне, так что эффект замещения (который воздействует на все домашние хозяйства в одинаковом направлении) доминирует. Исходя из этих соображений можно считать, что повышение ставки процента обычно сокращает текущее потребление и увеличивает совокупные сбережения, несмотря на то, что сбережения некоторых домохозяйств – кредиторов могут уменьшиться.
  8. Уровень цен.
  9. Количество потребителей и структурные факторы.
  10. Психологические факторы. К ним, как правило, относят кейнсианские “мотивы сбережения” (предусмотрительность, предосторожность, предвидение, расчетливость, склонность к самоусовершенствованию, независимость, предприимчивость, алчность).

Информация о работе Потребительские расходы