Природа способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:45, реферат

Описание

Способности, природа способностей. Прогнозирование и развитие способностей.
Способности и индивидуальные различия людей
Способность к прогнозированию и прогностическая деятельность.

Работа состоит из  1 файл

Природа способностей.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Под прогностической  способностью мы будем понимать способность к осуществлению деятельности по прогнозированию.

   Прогнозирование - познание будущего на основе осознанного  мыслительного поиска. Ближе всех к нему по смыслу понятие научного предвидения.

   Прогнозирование - один из видов человеческой деятельности, основной продукт которого - знание о будущем, а цель - получение прогноза.

   Признаки  прогнозирования, отражающие сущность его как познавательной психической  деятельности:

1) прогнозирование  - процесс исследования, т.е. сторона  познавательной деятельности человека;

2) прогнозирование  понимается как познавательная  деятельность, которая приводит  к знанию будущего при определенных  условиях. К ним относятся:

- создание оснований  прогнозирования (знание закономерностей,  научной теории, систематическое исследование и т.д.);

- преобразование  оснований и соотнесение их  с конкретными данными о прогнозируемом  объекте (учет текущей информации, условий проявления закономерностей  и т.п.);

- форма получения  знаний о будущем («понятие»,  «образ», «предположение», «дедукция высказываний» и т.п.).

3) результат  прогнозирования имеет специфику  - отражение будущего с учетом  вероятности его наступления  и различной временной перспективы. (Регуш Л.А.)

   Фейгенберг  И.М. и Иванников В.А. в своих  работах писали о вероятностном прогнозировании:

   "Моделирование  субъектом будущего существенно  отличается от моделирования  настоящего: оно не может быть  в такой же степени определенным. Опираясь на сведения о наличной  ситуации и используя определенным  образом организованные сведения о прошлом, субъект может моделировать будущее лишь с определенной степенью уверенности. Таким образом, существенной особенностью прогнозирования является его вероятностный характер.

   Способность сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о прошлом опыте и на основании всех этих данных строить гипотезы о предстоящих событиях, приписывая им ту или иную вероятность, называется вероятностным прогнозированием».

Значение прогнозирования  в нашей жизни трудно переоценить. С этим процессом связана вся наша повседневная деятельность.

   Б.Ф.Ломов  писал: "Прогнозирование хода событий  и регулирование на этой основе деятельности является одной из основных функций  психики». И.М. Фейгенберг считает, что  вероятностное прогнозирование помогает организму жить в вероятностно организованном мире, само же оно - моделирование этого вероятностно организованного мира.

   С этой точки зрения любая деятельность человека, цель которой лежит в  будущем, является прогностической, так  как одним из промежуточных этапов деятельности является получение прогноза, т.е. знания о будущем.

   Способность к прогнозированию, как и любая  человеческая способность, проявляется  и формируется в деятельности, имеет природные предпосылки  развития, обусловлена общественно-историческими факторами.

   Рассмотрим  же поподробнее процесс прогнозирования  как прогностическую деятельность (Регуш Л.А.) Любая сознательная деятельность представляет собой единство содержательных, операционных и мотивационных компонентов.

   Содержательную сторону прогнозирования составляют его основания -знания, которые необходимы для получения прогноза. Это знания о развитии процесса или явления в прошлом, а также не менее важны и знания о настоящем (текущая информация об объекте прогноза). Изучение текущей информации - ее восприятие, запоминание, сопоставление предшествующей и последующей - составляет одно из оснований для предположений о будущем.

   Именно  благодаря сопоставлению текущей  информации с данными о тенденциях и закономерностях поведения  прогнозируемых объектов в прошлом  снижается неопределенность среды, что приводит к уменьшению ошибки прогноза.

   При прогнозировании  привлекается заведомо широкий круг знаний, включая те, которые в  настоящее время кажутся малозначительными.

   Таким образом, содержательная сторона познавательной деятельности включает в себя:

а) основания  прогнозирования, т.е. знания, которые  отражают объективно существующие связи  и тенденции развития прогнозируемых явлений;

б) особенности  соотношения этих знаний с текущей  информацией о прогнозируемом объекте;

в) "очеловеченные" знания, т.е. те, которыми располагает прогнозирующий субъект и которым присущи различные качественные характеристики : избирательность, полнота, осознанность, правильность и т.д. 
 
 
 

Список  литературы:

Р. С. Немов, «Психология  и педагогика».

А. Анастази «Дифференциальная психология».

Б. М. Теплов «Способности и одарённость». 

 

Способность к  прогнозированию и прогностическая  деятельность.

Для того, чтобы четко  определить предмет, объект и цель нашего исследования, представляется необходимым рассмотреть способность к прогнозированию как познавательную способность, определяющую успешность деятельности по построению прогнозов.

Основоположником  теории способностей в отечественной  психологии считается Б.М. Теплов. Он первым выделил три основных признака способностей:

1) во-первых, под способностями  разумеются индивидуально-психологические  особенности, отличающие  одного человека  от другого;

2) во-вторых, способностями  называют не всякие  вообще индивидуальные  особенности, а  лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) в-третьих, понятие  "способность"  не сводится к  тем знаниям, навыкам  и умениям, которые  уже выработаны  у данного человека.

Т.И. Артемьева /9/ в своей  работе "Методологический аспект проблемы способностей" отмечает:

"Способности  - нечто общее для  всех людей по  своему психологическому  механизму и привязанности  их к общественно  сложившимся видам  деятельности, но  вместе с тем  и как нечто  индивидуальное, поскольку  само понятие способностей предполагает возможность дифференциации индивидуумов.

10

Следовательно, в структуре способностей необходимо учитывать  следующие компоненты:

общий, включающий в себя качества, присущие всем людям; специальный, обусловленный в  основном системой операций, связанных с деятельностью индивиды, с ее специфическими особенностями;

индивидуальный, указывающий на неповторимость и своеобразие  способностей именно данного индивида."

Практически все психологи  отмечают диалектическую взаимосвязь и  неразрывность понятий способностей и деятельности. Эти категории вытекают одна из другой и могут быть изучены одна через другую. И хотя в классической психологии изучением способностей традиционно занималась психология личности, большинство авторов склоняется к тому, что способности и деятельность - две диалектические категории, связанные друг с другом определенными четкими связями. Способности не только проявляются и формируются в определенной деятельности, но, более того, вне деятельности их вообще не существует.

Исходя  из общей теории способностей (Рубинштейн С.Л., Теплов Б.В. и др.) в последующей работе будут важны положения:

1) способности - индивидуально-психологические  особенности, отличающие  одного человека  от другого;

2) способности формируются  и существуют в  деятельности; вне деятельности способностей не существует;

3) ядро способности  - психические процессы, регулирующие деятельность;

4) способности - индивидуальные  особенности психических  процессов восприятия, мышления и т.д.;

5) в способности  входят также личностные образования.

Наряду с исследованиями в области общей теории способностей существуют теоретические и практические работы, посвященные изучению тех  или иных специальных способностей.

Так, Б.М. Теплов занимался исследованиями музыкальных  способностей, Е.И. Игнатьев и В.И. Киреенко - изобразительных, В.П. Ягункова - литературных, В.А. Крутецкий - математических, Л.И. Уманский - организаторских, Ф.Н. Гоноболин и Н.В. Кузьмина -педагогических, А.Ф. Эсаулов - способностей к изобретательской деятельности, М.Г. Давлетшин - технических способностей.

Сравнительно  недавно начала разрабатываться  область прогностических способностей. Свой вклад в развитие этой темы внесли Ломов Б.Ф., Сурков А.Н., Брушлинский  А.В., Регуш Л.А., Полетаева Н.А. и  другие. На основании разработок этих авторов и будет построена диагностическая методика.

Под прогностической  способностью мы будем понимать способность  к осуществлению деятельности по прогнозированию.

Прогнозирование - познание будущего на основе осознанного  мыслительного поиска. Ближе всех к нему по смыслу понятие научного предвидения.

Прогнозирование - один из видов человеческой деятельности, основной продукт которого - знание о будущем, а цель - получение прогноза.

Признаки прогнозирования, отражающие сущность его как познавательной психической деятельности:

1) прогнозирование  - процесс исследования, т.е. сторона  познавательной деятельности человека;

2) прогнозирование  понимается как познавательная  деятельность, которая приводит  к знанию будущего при определенных  условиях. К ним относятся:

- создание оснований  прогнозирования (знание закономерностей,  научной теории, систематическое  исследование и т.д.);

- преобразование  оснований и соотнесение их  с конкретными данными о прогнозируемом  объекте (учет текущей информации, условий проявления закономерностей и т.п.);

- форма получения  знаний о будущем («понятие»,  «образ», «предположение», «дедукция  высказываний» и т.п.).

3) результат  прогнозирования имеет специфику  - отражение будущего с учетом  вероятности его наступления  и различной временной перспективы. (Регуш Л.А.)

Фейгенберг И.М. и Иванников В.А. в своих работах  писали о вероятностном прогнозировании:

"Моделирование  субъектом будущего существенно  отличается от моделирования  настоящего: оно не может быть  в такой же степени определенным. Опираясь на сведения о наличной ситуации и используя определенным образом организованные сведения о прошлом, субъект может моделировать будущее лишь с определенной степенью уверенности. Таким образом, существенной особенностью прогнозирования является его вероятностный характер.

Способность сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией  о прошлом опыте и на основании  всех этих данных строить гипотезы о предстоящих событиях, приписывая им ту или иную вероятность, называется вероятностным прогнозированием».

Значение прогнозирования  в нашей жизни трудно переоценить. С этим процессом связана вся  наша повседневная деятельность.

Б.Ф.Ломов писал: "Прогнозирование хода событий  и регулирование на этой основе деятельности является одной из основных функций психики». И.М. Фейгенберг считает, что вероятностное прогнозирование помогает организму жить в вероятностно организованном мире, само же оно - моделирование этого вероятностно организованного мира.

С этой точки  зрения любая деятельность человека, цель которой лежит в будущем, является прогностической, так как одним из промежуточных этапов деятельности является получение прогноза, т.е. знания о будущем.

Способность к  прогнозированию, как и любая  человеческая способность, проявляется и формируется в деятельности, имеет природные предпосылки развития, обусловлена общественно-историческими факторами.

Рассмотрим же поподробнее процесс прогнозирования  как прогностическую деятельность ( Регуш Л.А.) Любая сознательная деятельность представляет собой единство содержательных, операционных и мотивационных компонентов.

Информация о работе Природа способностей