Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:45, реферат
Способности, природа способностей. Прогнозирование и развитие способностей.
Способности и индивидуальные различия людей
Способность к прогнозированию и прогностическая деятельность.
Под прогностической способностью мы будем понимать способность к осуществлению деятельности по прогнозированию.
Прогнозирование - познание будущего на основе осознанного мыслительного поиска. Ближе всех к нему по смыслу понятие научного предвидения.
Прогнозирование - один из видов человеческой деятельности, основной продукт которого - знание о будущем, а цель - получение прогноза.
Признаки прогнозирования, отражающие сущность его как познавательной психической деятельности:
1) прогнозирование - процесс исследования, т.е. сторона познавательной деятельности человека;
2) прогнозирование
понимается как познавательная
деятельность, которая приводит
к знанию будущего при
- создание оснований
прогнозирования (знание
- преобразование
оснований и соотнесение их
с конкретными данными о
- форма получения знаний о будущем («понятие», «образ», «предположение», «дедукция высказываний» и т.п.).
3) результат
прогнозирования имеет
Фейгенберг И.М. и Иванников В.А. в своих работах писали о вероятностном прогнозировании:
"Моделирование
субъектом будущего
Способность сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о прошлом опыте и на основании всех этих данных строить гипотезы о предстоящих событиях, приписывая им ту или иную вероятность, называется вероятностным прогнозированием».
Значение прогнозирования в нашей жизни трудно переоценить. С этим процессом связана вся наша повседневная деятельность.
Б.Ф.Ломов писал: "Прогнозирование хода событий и регулирование на этой основе деятельности является одной из основных функций психики». И.М. Фейгенберг считает, что вероятностное прогнозирование помогает организму жить в вероятностно организованном мире, само же оно - моделирование этого вероятностно организованного мира.
С этой точки зрения любая деятельность человека, цель которой лежит в будущем, является прогностической, так как одним из промежуточных этапов деятельности является получение прогноза, т.е. знания о будущем.
Способность к прогнозированию, как и любая человеческая способность, проявляется и формируется в деятельности, имеет природные предпосылки развития, обусловлена общественно-историческими факторами.
Рассмотрим
же поподробнее процесс
Содержательную сторону прогнозирования составляют его основания -знания, которые необходимы для получения прогноза. Это знания о развитии процесса или явления в прошлом, а также не менее важны и знания о настоящем (текущая информация об объекте прогноза). Изучение текущей информации - ее восприятие, запоминание, сопоставление предшествующей и последующей - составляет одно из оснований для предположений о будущем.
Именно
благодаря сопоставлению
При прогнозировании
привлекается заведомо широкий круг
знаний, включая те, которые в
настоящее время кажутся
Таким образом, содержательная сторона познавательной деятельности включает в себя:
а) основания прогнозирования, т.е. знания, которые отражают объективно существующие связи и тенденции развития прогнозируемых явлений;
б) особенности соотношения этих знаний с текущей информацией о прогнозируемом объекте;
в) "очеловеченные"
знания, т.е. те, которыми располагает прогнозирующий
субъект и которым присущи различные качественные
характеристики : избирательность, полнота,
осознанность, правильность и т.д.
Список литературы:
Р. С. Немов, «Психология и педагогика».
А. Анастази «Дифференциальная психология».
Б. М. Теплов «Способности
и одарённость».
Способность к
прогнозированию и
Для того, чтобы четко определить предмет, объект и цель нашего исследования, представляется необходимым рассмотреть способность к прогнозированию как познавательную способность, определяющую успешность деятельности по построению прогнозов.
Основоположником теории способностей в отечественной психологии считается Б.М. Теплов. Он первым выделил три основных признака способностей:
1)
во-первых, под способностями
разумеются индивидуально-
2) во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
3) в-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Т.И. Артемьева /9/ в своей работе "Методологический аспект проблемы способностей" отмечает:
"Способности - нечто общее для всех людей по своему психологическому механизму и привязанности их к общественно сложившимся видам деятельности, но вместе с тем и как нечто индивидуальное, поскольку само понятие способностей предполагает возможность дифференциации индивидуумов.
10
Следовательно, в структуре способностей необходимо учитывать следующие компоненты:
общий, включающий в себя качества, присущие всем людям; специальный, обусловленный в основном системой операций, связанных с деятельностью индивиды, с ее специфическими особенностями;
индивидуальный, указывающий на неповторимость и своеобразие способностей именно данного индивида."
Практически все психологи отмечают диалектическую взаимосвязь и неразрывность понятий способностей и деятельности. Эти категории вытекают одна из другой и могут быть изучены одна через другую. И хотя в классической психологии изучением способностей традиционно занималась психология личности, большинство авторов склоняется к тому, что способности и деятельность - две диалектические категории, связанные друг с другом определенными четкими связями. Способности не только проявляются и формируются в определенной деятельности, но, более того, вне деятельности их вообще не существует.
Исходя из общей теории способностей (Рубинштейн С.Л., Теплов Б.В. и др.) в последующей работе будут важны положения:
1) способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) способности формируются и существуют в деятельности; вне деятельности способностей не существует;
3) ядро способности - психические процессы, регулирующие деятельность;
4) способности - индивидуальные особенности психических процессов восприятия, мышления и т.д.;
5) в способности входят также личностные образования.
Наряду с исследованиями в области общей теории способностей существуют теоретические и практические работы, посвященные изучению тех или иных специальных способностей.
Так, Б.М. Теплов занимался исследованиями музыкальных способностей, Е.И. Игнатьев и В.И. Киреенко - изобразительных, В.П. Ягункова - литературных, В.А. Крутецкий - математических, Л.И. Уманский - организаторских, Ф.Н. Гоноболин и Н.В. Кузьмина -педагогических, А.Ф. Эсаулов - способностей к изобретательской деятельности, М.Г. Давлетшин - технических способностей.
Сравнительно
недавно начала разрабатываться
область прогностических
Под прогностической способностью мы будем понимать способность к осуществлению деятельности по прогнозированию.
Прогнозирование - познание будущего на основе осознанного мыслительного поиска. Ближе всех к нему по смыслу понятие научного предвидения.
Прогнозирование - один из видов человеческой деятельности, основной продукт которого - знание о будущем, а цель - получение прогноза.
Признаки прогнозирования, отражающие сущность его как познавательной психической деятельности:
1) прогнозирование
- процесс исследования, т.е. сторона
познавательной деятельности
2) прогнозирование
понимается как познавательная
деятельность, которая приводит
к знанию будущего при
- создание оснований
прогнозирования (знание
- преобразование
оснований и соотнесение их
с конкретными данными о
- форма получения
знаний о будущем («понятие»,
«образ», «предположение», «
3) результат
прогнозирования имеет
Фейгенберг И.М.
и Иванников В.А. в своих работах
писали о вероятностном
"Моделирование
субъектом будущего
Способность сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о прошлом опыте и на основании всех этих данных строить гипотезы о предстоящих событиях, приписывая им ту или иную вероятность, называется вероятностным прогнозированием».
Значение прогнозирования в нашей жизни трудно переоценить. С этим процессом связана вся наша повседневная деятельность.
Б.Ф.Ломов писал: "Прогнозирование хода событий и регулирование на этой основе деятельности является одной из основных функций психики». И.М. Фейгенберг считает, что вероятностное прогнозирование помогает организму жить в вероятностно организованном мире, само же оно - моделирование этого вероятностно организованного мира.
С этой точки зрения любая деятельность человека, цель которой лежит в будущем, является прогностической, так как одним из промежуточных этапов деятельности является получение прогноза, т.е. знания о будущем.
Способность к прогнозированию, как и любая человеческая способность, проявляется и формируется в деятельности, имеет природные предпосылки развития, обусловлена общественно-историческими факторами.
Рассмотрим же
поподробнее процесс