Природа способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:45, реферат

Описание

Способности, природа способностей. Прогнозирование и развитие способностей.
Способности и индивидуальные различия людей
Способность к прогнозированию и прогностическая деятельность.

Работа состоит из  1 файл

Природа способностей.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Содержательную  сторону прогнозирования составляют его основания -знания, которые необходимы для получения прогноза. Это знания о развитии процесса или явления  в прошлом, а также не менее важны и знания о настоящем (текущая информация об объекте прогноза). Изучение текущей информации - ее восприятие, запоминание, сопоставление предшествующей и последующей - составляет одно из оснований для предположений о будущем.

Именно благодаря сопоставлению текущей информации с данными о тенденциях и закономерностях поведения прогнозируемых объектов в прошлом снижается неопределенность среды, что приводит к уменьшению ошибки прогноза.

При прогнозировании  привлекается заведомо широкий круг знаний, включая те, которые в настоящее время кажутся малозначительными.

Таким образом, содержательная сторона познавательной деятельности включает в себя:

а) основания  прогнозирования, т.е. знания, которые  отражают объективно существующие связи  и тенденции развития прогнозируемых явлений;

б) особенности  соотношения этих знаний с текущей  информацией о прогнозируемом объекте;

в) "очеловеченные" знания, т.е. те, которыми располагает  прогнозирующий субъект и которым  присущи различные качественные характеристики : избирательность, полнота, осознанность, правильность и т.д.

Действие как  единица прогностической деятельности интересно именно потому, что в  процессе овладения действием происходит формирование соответствующих психических  способностей.

Рассмотрим эти действия поподробнее.

1. Установление  причинно - следственных связей.

Возможность познания будущего осуществляется именно благодаря  объективно существующей причинно - следственной зависимости явлений и процессов. Через эту форму взаимосвязи  и взаимообусловленности раскрывается такое соотношение явлений, при котором одно из них порождает другое.

В закономерно  развивающихся причинно - следственных отношениях зафиксированы временные  отношения явлений объективного мира. Причина обращена к прошлому, а следствие - к будущему. Закономерная, устойчивая причинно - следственная связь, существующая всегда в потоке времени, позволяет осуществить в познавательной деятельности переход от знания прошлого к настоящему и будущему.

Установление  причинно - следственных связей происходит через анализ и синтез.

Анализ - это  мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

Синтез - восстанавливает  расчлененное анализом целое, вскрывая более -менее существенные связи  и отношения выделенных анализом элементов. В предмете анализом выявляются основные элементы, а синтезом раскрываются существенные связи целого. (Рубинштейн С.Л.).

2. Реконструкция  и преобразование представлений.

Возможности познания будущего заключены в активной, преобразующей  сущности человеческого сознания. Это  тесно связано с целеполаганием. Именно благодаря активному, целенаправленному  преобразованию знаний о прошлом и возможно получить новое знание - знание будущего. Тем более значимой оказывается преобразующая сила человеческого сознания в моделировании образов будущего. Будущее конструируется, проектируется, создается самим субъектом на основе преобразования, поэтому действия по преобразованию знаний и представлений - одно из прогностических действий.

Умственные действия преобразования представлений составляют содержание процесса воображения. Этот познавательный психический процесс  позволяет "оторваться" от реально существующей в настоящем действительности и через ее преобразование получить принципиально новые образы.

Творческое преобразование образов настоящего и прошлого приводит к получению нового образа, не существовавшего  ранее. Через такой результат будущее как бы переходит в настоящее.

3. Выдвижение  и анализ гипотез.

Гипотеза - форма  развития знаний в любой отрасли, т.к. она заключает, с одной стороны, определенный уровень знаний о прошлом, "объективную истину", а с  другой - знание, которое не имеет достоверного объяснения.

Центральный механизм мыслительной деятельности - механизм сличения гипотез с реальными  результатами производимых действий. (Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н.).

Предполагается, что человеческий мозг содержит некий  сложный нейрофизиологический аппарат, выполняющий роль генератора гипотез. Операции, которые человек производит над объектами, дают информацию, поступающую на вход генератора /накопителя/. Преобразуя ее устройство, генерирующее гипотезы, имеет на своем выходе те или иные планы (модели), с известной степенью вероятности предвосхищающие результаты реальных преобразований. Этот процесс - структурирование гипотез.

Следующий процесс - процесс верификации и проверки, когда реальные результаты действий сличаются с результатами предвосхищения, а сами гипотезы верифицируются.

Психолог И. Козелецкий считает, что гипотеза - одна из форм антиципации, выступающая как специфический ответ субъекта на неопределенность сообщений. "Тот уровень вероятности, на котором субъект оценивает одну из альтернатив в качестве правдоподобной гипотезы, может быть назван ''порогом гипотезы".

Верификация гипотез  складывается из двух фаз:

1) субъект интерпретирует  вероятностные решения в терминах  гипотезы;

2) субъект стремится  увеличить свою уверенность в истинности гипотезы, сопоставляя с ней вновь поступающую информацию.

O.K. Тихомиров  выделил гипотезы вербализованные  и невербализованные:

- вербализованные  гипотезы выступают в качестве  лишь одного из механизмов  в регуляции зрительного анализа,  его развернутости и осознанного отбора информации;

- невербализованные  гипотезы, развертывающиеся на неосознаваемом  уровне, также регулируют зрительный  поиск.

Й. Лингарт считает, что гипотезы - суть форма антиципации, благодаря которой субъект переходит  от ситуационного анализа к целевому решению. Гипотеза есть вероятностный предобраз, модель правильного решения.

Механизм выработки  гипотез по Й. Лингарту:

- на основе  восприятия и оценки ситуации (ситуационного знакового и реляционного  анализов), а также факторов мотивации происходит афферентный синтез: в процессе синтеза осуществляется и поиск критериев, согласно которым субъект должен преобразовать начальную проблемную ситуацию; субъект стремится к конечной цели, которая действует как организующий фактор при переработке информации, получаемой путем знакового и реляционного анализа.

Активный поиск  критериев - это основа возникновения  гипотезы, неотъемлемой составляющей которой является целевая установка, ориентированная на конечный результат  решаемой задачи. Формирование, выбор, а в случае необходимости отбрасывание гипотез, их селекция определяют те контрольные механизмы, которые выступают в форме осознанных оценок хода решения проблемы, и на этой основе возможными становятся поправки, изменения в направлении поиска нужной информации вплоть до замены одной гипотезы другой.

Дж. Брунер так  определяет, что такое гипотеза : "Понятие "гипотеза" теснее всего  связано с такими терминами, как "детерминирующая тенденция", "установка", "когнитивная диспозиция".

Информация о работе Природа способностей