Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:45, реферат
Способности, природа способностей. Прогнозирование и развитие способностей.
Способности и индивидуальные различия людей
Способность к прогнозированию и прогностическая деятельность.
Содержательную
сторону прогнозирования
Именно благодаря сопоставлению текущей информации с данными о тенденциях и закономерностях поведения прогнозируемых объектов в прошлом снижается неопределенность среды, что приводит к уменьшению ошибки прогноза.
При прогнозировании привлекается заведомо широкий круг знаний, включая те, которые в настоящее время кажутся малозначительными.
Таким образом, содержательная сторона познавательной деятельности включает в себя:
а) основания прогнозирования, т.е. знания, которые отражают объективно существующие связи и тенденции развития прогнозируемых явлений;
б) особенности соотношения этих знаний с текущей информацией о прогнозируемом объекте;
в) "очеловеченные" знания, т.е. те, которыми располагает прогнозирующий субъект и которым присущи различные качественные характеристики : избирательность, полнота, осознанность, правильность и т.д.
Действие как
единица прогностической
Рассмотрим эти действия поподробнее.
1. Установление причинно - следственных связей.
Возможность познания
будущего осуществляется именно благодаря
объективно существующей причинно - следственной
зависимости явлений и
В закономерно развивающихся причинно - следственных отношениях зафиксированы временные отношения явлений объективного мира. Причина обращена к прошлому, а следствие - к будущему. Закономерная, устойчивая причинно - следственная связь, существующая всегда в потоке времени, позволяет осуществить в познавательной деятельности переход от знания прошлого к настоящему и будущему.
Установление причинно - следственных связей происходит через анализ и синтез.
Анализ - это
мысленное расчленение
Синтез - восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая более -менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. В предмете анализом выявляются основные элементы, а синтезом раскрываются существенные связи целого. (Рубинштейн С.Л.).
2. Реконструкция
и преобразование
Возможности познания
будущего заключены в активной, преобразующей
сущности человеческого сознания. Это
тесно связано с
Умственные действия преобразования представлений составляют содержание процесса воображения. Этот познавательный психический процесс позволяет "оторваться" от реально существующей в настоящем действительности и через ее преобразование получить принципиально новые образы.
Творческое преобразование образов настоящего и прошлого приводит к получению нового образа, не существовавшего ранее. Через такой результат будущее как бы переходит в настоящее.
3. Выдвижение и анализ гипотез.
Гипотеза - форма развития знаний в любой отрасли, т.к. она заключает, с одной стороны, определенный уровень знаний о прошлом, "объективную истину", а с другой - знание, которое не имеет достоверного объяснения.
Центральный механизм мыслительной деятельности - механизм сличения гипотез с реальными результатами производимых действий. (Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н.).
Предполагается, что человеческий мозг содержит некий сложный нейрофизиологический аппарат, выполняющий роль генератора гипотез. Операции, которые человек производит над объектами, дают информацию, поступающую на вход генератора /накопителя/. Преобразуя ее устройство, генерирующее гипотезы, имеет на своем выходе те или иные планы (модели), с известной степенью вероятности предвосхищающие результаты реальных преобразований. Этот процесс - структурирование гипотез.
Следующий процесс
- процесс верификации и
Психолог И. Козелецкий считает, что гипотеза - одна из форм антиципации, выступающая как специфический ответ субъекта на неопределенность сообщений. "Тот уровень вероятности, на котором субъект оценивает одну из альтернатив в качестве правдоподобной гипотезы, может быть назван ''порогом гипотезы".
Верификация гипотез складывается из двух фаз:
1) субъект интерпретирует
вероятностные решения в
2) субъект стремится увеличить свою уверенность в истинности гипотезы, сопоставляя с ней вновь поступающую информацию.
O.K. Тихомиров
выделил гипотезы
- вербализованные
гипотезы выступают в качестве
лишь одного из механизмов
в регуляции зрительного
- невербализованные
гипотезы, развертывающиеся на
Й. Лингарт считает,
что гипотезы - суть форма антиципации,
благодаря которой субъект
Механизм выработки гипотез по Й. Лингарту:
- на основе
восприятия и оценки ситуации
(ситуационного знакового и
Активный поиск критериев - это основа возникновения гипотезы, неотъемлемой составляющей которой является целевая установка, ориентированная на конечный результат решаемой задачи. Формирование, выбор, а в случае необходимости отбрасывание гипотез, их селекция определяют те контрольные механизмы, которые выступают в форме осознанных оценок хода решения проблемы, и на этой основе возможными становятся поправки, изменения в направлении поиска нужной информации вплоть до замены одной гипотезы другой.
Дж. Брунер так определяет, что такое гипотеза : "Понятие "гипотеза" теснее всего связано с такими терминами, как "детерминирующая тенденция", "установка", "когнитивная диспозиция".