Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:16, курсовая работа
В первой главе рассмотрена теоретическая часть настоящей курсовой работы, в которой были описаны функции цены, ее классификация, ценообразующие факторы, методы ценообразования и ценовая политика. Вторая глава является практической, расчетной частью данной курсовой работы. В ней представлены расчеты по определению оптимального уровня цены, влиянию качества продукции на среднюю цену ее реализации, прибыль и рентабельность на предприятии ОАО "Вагрон".
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретическая часть………………………………………………………5
1.1 Сущность и функции цены как экономической категории…………...5
1.2 Система цен и их классификация……………………………………….7
1.3 Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятии…….11
1.4 Методы ценообразования на продукцию предприятия………………..19
Глава 2 Состояние и особенности ценообразования на предприятии ………..24
2.1 Краткая характеристика ОАО «Вагрон»………………………………..24
2.2 Система ценообразования на основные виды продукции ……………27
Глава 3 Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность ОАО «Вагрон» ……………………………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………36
В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:
Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.[12,c.136]
Так, цена "франко-склад поставщика" означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену "франко-станция отправления" продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправителя. Цена "франко-склад потребителя" означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
По времени действия цены подразделяются на:
В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике:
Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей. [6,c.430]
1.3 Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятия
Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:
Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели.[10]
Кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него.
Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. Зависимость между ценой товара и его предложением показана на рисунке 2.
Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это именно та цена, по которой товар будет продан (рисунок 3).[5,c.90]
В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.
Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.
Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Кэ):
(1)
где Q1 – объем продаж по прежним ценам;
Q2 – объем продаж по новым ценам;
P1 – прежняя цена изделия;
P2 – новая цена изделия.
Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительным изменением спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности менее единицы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары и другие.[3,c.52]
Определенную
роль в ценообразовании играет государство,
осуществляя регулирующую функцию.
В условиях несовершенного рынка
возникающая равновесная цена не
способствует оптимальному состоянию
и стабильности в обществе. Поэтому
государство путем установления
регулируемых цен целенаправленно
создает новые условия
во-первых,
устанавливаемая государством цена
не может достаточно быстро меняться
под влиянием изменений спроса и
предложения, поэтому может возникать
дефицит или затоваривание
во-вторых,
полный отказ государства от вмешательства
в процесс ценообразования
Поэтому в условиях рынка, необходимость государственного регулирования ценообразования усиливается.[1,c.38]
Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. Например, в промышленности доля себестоимости в отпускной цене предприятия (без НДС и акцизов) составляет 83,8%, на железнодорожном транспорте – 85,6%.
В состав издержек входят затраты как зависящие, так и независящие от деятельности предприятия. Например, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы – факторы, внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены товара.
Другая группа затрат – уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность сырья и другие – непосредственно зависят от уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависимости от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и повышение цен на продукцию нежелательно, то удорожание, например, по сырью можно компенсировать в определенной степени снижением норм расхода сырья, использованием вторичных ресурсов так далее. Если же положение фирмы достаточно устойчивое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено на цену товара.[3,c.75]
На уровень
цен оказывает влияние
На
уровень цен оказывает влияние
и ряд других факторов, стадия
жизненного цикла изделия,
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.
Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. Наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик. Поэтому, например, принятие одной из них ведет к отрицанию преимуществ другой. В результате реальная оценка действительности приводит к необходимости ориентации в деятельности предприятия на смешанные стратегии ценообразования.
Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими основными этапами:
Выбор и
оценка стратегии предприятия в
области ценообразования
Для эффективной
реализации стратегии ценообразования
и обоснования цен на товары необходимо
определить рынки, на которых предприятие
будет работать. Это позволит сопоставить
возможности различных рынков и
возможности предприятия в
При определении рынков сбыта необходимо учитывать:
На этапе
установления влияния на цену спроса
на продукцию определяется признание
этой продукции рынком. Зависимость
между ценой продукции и
Ценовая стратегия предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста – несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.
Важным
для предприятия является учет фактора
государственного регулирования цен.
Государство посредством
Максимальная цена товара определяется спросом, а минимальная - издержками производства. Но значительное влияние на цену оказывают цены и качество товаров конкурентов. С этой целью могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключение о качестве и цене продукции конкурентов.
В условия
конкуренции предприниматели
Информация о работе Проблема определения оптимальной цены товара