Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:43, контрольная работа
Цель:
Рассмотреть влияние психологических качеств потребителя на ценообразование.
Задачи:
-обозначить законы восприятия покупателем товара,
-систематизировать психологические типы покупателей,
-рассмотреть психологические реакции на ценообразование.
Восприятие потребителем товара и организация стимулов для приобретения Законы восприятия Организация стимулов Психология покупателей Типы построения и объяснения психологии покупателя…………………...9 2.2. Типы ориентации потребителей……………………………………………..13 3. Психология покупателя и его реакция на цены товаров 3.1. Установление цены с учётом интереса покупателя ……………………….16 3.2. Психология реакции покупателя на цену………………………………….
• Эффект оценки качества через цену — чем в большей мере покупатель воспринимает цену как сигнал об уровне качества, тем менее он чувствителен к ее абсолютному уровню.
• Эффект дороговизны товара — чувствительность покупателя к уровню цены тем больше, чем выше затраты на приобретение товара по абсолютной величине или в процентах от общей суммы имеющихся у покупателя средств.
• Эффект оценки товара через конечный результат — чем более чувствителен покупатель к общей величине затрат на достижение некоего конечного результата и чем большую долю в ней составляет какой-то промежуточный товар, который ему надо приобрести для достижения этого результата, тем он будет более чувствителен к цене такого промежуточного товара.
• Эффект разделения затрат — чем большую часть затрат на покупку несут третьи лица, тем меньше чувствительность покупателя к цене.
• Эффект справедливости цены — покупатель тем более чувствителен к цене, чем существеннее ее величина выходит за пределы диапазона, в котором покупатель считает цены справедливыми или обоснованными.
• Эффект пригодности товара для резервирования — чем более товар пригоден для хранения в составе запасов, тем покупатели чувствительнее к временным или неожиданным отклонениям его цены от тех уровней, которые со ответствуют их долгосрочным ожиданиям.
Понимание менеджерами фирмы того, какие именно из вышеперечисленных эффектов влияют на чувствительность покупателя к ценам на их рынке, дает возможность значительно точнее решить несколько задач: 1) лучше выбрать систему скидок; 2) точнее определить концепцию рекламной кампании; 3) найти более действенные способы снижения чувствительности покупателей к ценам.
3.2. Психология реакции покупателя на цену.
Опишем несколько вариантов маркетинговых маневров, основанных на понимании природы такого рода эффектов. Например, в силу эффекта представлений о наличии заменяющих товаров чувствительность покупателей к уровню цены и его изменениям тем выше, чем выше абсолютный уровень этой цены по сравнению с теми товарами, которые покупателю представляются альтернативами. Слово представляются выделено нами не случайно. Это выделение призвано обратить внимание на то, что круг сопоставления на практике может у покупателей существенно различаться. Чем менее клиент искушен в данном рынке, чем меньше его опыт покупок здесь, чем менее он знаком с различными продавцами, их товарами, ценами и системой скидок, тем менее эффективные решения он обычно принимает и тем большую цену платит в результате. Чувствительность покупателя к уровню цены приобретает особую форму в условиях развитого рынка, когда для удовлетворения одной и той же потребности предлагается много различных марок товаров (эту ситуацию можно наблюдать на российских рынках алкогольных изделий и зубных паст). Никто из покупателей (даже самых дотошных) в этих условиях, конечно, не занимается созданием собственной базы данных обо всех товарах-аналогах и их ценах. Вместо этого происходит формирование некоего общего представления о приемлемом уровне цены на продукт данного назначения, т.е. своего рода среднерыночной цены безразличия. Может показаться, что среднерыночная цена безразличия — настолько объективная категория, что с ее влиянием ничего поделать невозможно. Однако это не так, и чувствительность покупателей к уровню цены предлагаемого им конкретного товара можно ослабить, так как реальные ценовые ожидания покупателей весьма субъективны и ими можно управлять. Классическим тому примером является рынок персональных компьютеров, где конкурирует много марок и среднерыночные цены стандартных конфигураций не просто достаточно хорошо определяются покупателями, но и просто публикуются в специальных изданиях или на сайтах в Интернете. И тем не менее понизить чувствительность к уровню цены можно и на таких рынках. Дело в том, что многие покупатели на рынке В2В воздерживаются от приобретения наиболее совершенных марок, поскольку руководство фирм считает нецелесообразным покупать самые дорогие компьютеры, считая, что им подойдет что-нибудь попроще и подешевле. В этих условиях стимулированию продаж помогает сбивающий покупателей с толку маневр под названием достройка шпиля. Он состоит в том, что ценовой ряд расширяется за счет предложения на рынок модели либо еще более совершенной, либо оснащенной множеством дополнительных устройств, что делает ее куда дороже. Шансы на успешную продажу такой люкс-модели минимальны, но зато она создает у покупателей ощущение относительной дешевизны остальных моделей, которые перестают быть самыми дорогими и потому начинают продаваться в значительно больших количествах. Таким образом, чувствительность покупателей к уровню цены, опирающаяся на ее сопоставление с ценами товаров-аналогов, — фактор объективный, но поддающийся управлению, если менеджеры о нем знают и представляют себе способы такого управления. Еще один эффект, действие которого нетрудно проиллюстрировать, — эффект затрат на переключение. Он проявляется в том случае, если переход от одной марки товара к другой приводит к дополнительным затратам для покупателя, поскольку иначе использовать новую марку столь же эффективно, как старую, не удается. Это хорошо прослеживается на рынках сложнотехнической продукции, использование которой требует дорогостоящего обучения персонала. Даже если иная марка такого рода товаров предлагается дешевле, то покупатель может этим и не соблазниться, поскольку не захочет тратить средства и усилия на переобучение персонала. Соответственно (если взглянуть на эту ситуацию с другой стороны) фирма, желающая переманить покупателей у конкурентов, в таком случае должна предлагать столь существенные, столь драматичные скидки с цены, чтобы их величина смогла преодолеть не просто безразличие, но экономическую привычку покупателей (либо взять на себя большую часть затрат на переобучение персонала нового покупателя, т.е. предоставить ему один из вариантов плановых скидок ).
Заключение
Большинство людей не знают точные цены повседневных товаров независимо от того, знакомы ли они на практике с этими ценами. Предполагаемая ими цена — это индикатор того, сколько они собираются заплатить за данный продукт или какова, по их мнению, ценность продукта. Когда покупатели идут за покупкой, они приносят с собой ожидаемую цену. При изучении психологии воздействия цены более целесообразно говорить не о точечной цене, а о диапазоне цен.
Некоторые организации первоначально предпочитают ошибиться в сторону более высокой цены по нескольким причинам: новый продукт должен иметь некоторые уникальные преимущества, за которые покупатель заплатит больше; часто компании не стремятся к большому начальному объему, чтобы снять начальные трудности; высокая цена, особенно там, где трудно сравнивать конкурирующие товары, создает впечатление о качестве, которое может остаться у продукта, даже если цену в последующем снижают; серьезные сомнения по поводу излишней дороговизны могут быть рассеяны новыми предложениями. Обычно поставщики открыто констатируют, что им необходимо создать поточное производство нового продукта, и поэтому они готовы предложить его по цене, ниже обычной, в течение ограниченного времени. Когда спрос покупателей, готовых заплатить повышенную цену, прекращается и начинает падать объем продаж, некоторые предприятия уменьшают цены. Тогда продукт становится привлекательнее для той части рынка, которая не оценивает уникальные качества, предлагаемые по высокой цене. Другие предпочитают ошибиться в сторону низкой цены. Низкая цена кажется менее рискованной. Она снижает до минимума вероятность переоценки и должна помочь продуктам быстро перейти в стадию роста. Быстрое нарастание объема продажи особенно важно, когда себестоимость единицы продукции в большей степени зависит от объема выпуска. В таких случаях очень выгодно затратить большие средства на рекламу, чтобы укрепить низкую цену. Однако если спрос на продукт нечувствителен к цене и себестоимость единицы продукта постепенно уменьшается по мере увеличения объема, тогда выгоды от низкой цены становятся менее ощутимыми. Низкая цена очень часто ассоциируется с низким качеством. Предложение товара по необоснованно низкой цене ведет к потере прибыли. Ее нужно повторно инвестировать, чтобы гарантировать конкурентоспособность, если уникальность товара потеряна и он уже скопирован или заменен. Закон спроса предполагает, что цена является основной детерминантой количества проданного товара. Кроме того, в нем утверждается, что покупатели будут покупать больше по более низким ценам и меньше по более высоким при условии равенства других переменных. Эти оба утверждения находились бы в равновесии, если бы на акт купли-продажи не влияли другие переменные, такие как доход покупателя, вкусы и его преференции, ожидания потребителя в части цен и собственного бюджета в будущем, цены конкурентов, сезонность, усилия по рекламе и т.д. Итак, в данной работе подробно рассмотрено воздействие психологии потребителя на цены, способы формирования цен в зависимости от интересов покупателей и описаны реакции потребителя на ценообразование.
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. –М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Верхоглазенко В.Н, Звезденков А.А., Хлюнева М.В. Психология прибыли. –М.: Приор-издат, 2005.
24