Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 05:36, контрольная работа
Панель потребителя - это Метод постоянного анкетного опроса, позволяющий проследить и проанализировать покупки, совершенные домохозяйствами и отдельными лицами. Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей. В самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действия и следуют за ними.
Введение 3
1. Поведение потребителей на рынке 4
2. Моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре 9
3. Метод исследования рынка 11
1.1 Виды панелей 12
1.2 Панель как метод исследования 14
Заключение 20
Список литературы 21
21
Содержание
Введение
1. Поведение потребителей на рынке
2. Моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре 9
3. Метод исследования рынка
1.1 Виды панелей
1.2 Панель как метод исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Панель потребителя - это Метод постоянного анкетного опроса, позволяющий проследить и проанализировать покупки, совершенные домохозяйствами и отдельными лицами. Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей. В самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действия и следуют за ними. Потребительский рынок — это совокупность лиц или домохозяйств, покупающих или приобретающих иным способом товары и услуги для личного конечного потребления. Характеристики потребителей, влияющие на процесс принятия решения о покупке. Культура потребителя — это совокупность ценностей, моделей восприятия и стереотипов поведения у человека. Измеряемыми факторами являются субкультура (принадлежность к ограниченной, тесно связанной группе людей, придерживающихся общей системы ценностей в повседневном поведении) и общественное положение (принадлежность к группе, члены которой имеют одинаковый стереотип поведения и критерии оценки). Личность потребителя. Личностные факторы — те, которые уникальны и присущи данному человеку, динамичны во времени и имеют общие с другими людьми шкалы измерения. Психология потребителя. Когнитивные факторы: 1) восприятие как принцип отбора информации, 2) усвоение как использование в поведении накопленного опыта, 3) мнения и взгляды как устоявшиеся оценки и представления о чем-либо. Социальное место потребителя. Социальные факторы: 1) принадлежность к референтной группе; 2) социальная роль и статус; 3) социальная типология (образ жизни, групповой поведенческий тип, принадлежность к общественному классу).
Работа с панелью потребителей в маркетинге.
Правильное представление о поведении потребителей формируется на основе четырех принципов: 1) потребитель независим; 2) мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследований; 3) поведение потребителя поддается воздействию; 4) потребительское поведение социально законно. Потребитель независим в своем праве принять или отклонить предлагаемый ему товар. Предприятия достигают успеха, если предоставляют потребителю товар точно в соответствии с его запросами. Постоянное приспособление к поведению потребителей является одним из важных требований для выживания предприятия в условиях конкуренции. Поведение потребителей на рынке различно по потребностям и целям закупок, характеру спроса, мотивациям и действиям на рынке. Вместе с тем можно выделить и какие-то обобщающие характеристики в их поведении, определяемые системой экономических, социальных и психологических факторов. Все это познается в результате целенаправленных исследований потребительского поведения. Независимость потребителей тем не менее не исключает возможности и некоторого воздействия на его поступки. Прежде всего рычагами такого воздействия являются необходимые потребителю товары и услуги, служащие для удовлетворения его потребностей. Поведение потребителя так же в значительной степени поддается воздействию внешней среды: культуры, социального окружения, семьи, рода занятий и т.п. На покупательское поведение оказывают значительное влияние и факторы психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения. Свобода потребителя основывается на ряде его прав, соблюдение которых является важнейшей задачей не только общества в целом, но и отдельных предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией всесторонне го удовлетворения его потребностей. Обман, низкое качество товаров, отсутствие ответа на законные претензии, оскорбления и другие подобные действия являются попранием за конных прав потребителя и должны быть наказуемы. Потребителей на рынке принято делить на две категории: конечные потребители (индивидуальные лица, семьи, домашние хозяйства) и организации-потребители (производственные предприятия, оптовые и розничные торговцы, государственные и другие некоммерческие учреждения). В основу деления положены цели приобретения товаров: первые — для личного пользования, вторые — для производства товаров, или их перепродажи, или обеспечения функционирования государственных и других некоммерческих структур. Рассмотрим более подробно поведение конечных потребителей, действующих на рынке. Их поведение в значительной степени зависит от факторов социально-экономического, демографического, географического, психографического, поведенческого и т. п. характера, являющихся основой сегментации потребителей (см. п. 3.2.2. «Сегментирование рынка»). На поведение потребителей и их покупательские интересы значительное влияние оказывают факторы личного порядка и прежде всего фазы жизненного цикла семьи: • холостой период (молодые, отдельно живущие люди); • молодые семьи без детей; • полная семья с маленькими детьми; • полная семья со взрослыми детьми; • пожилые супружеские пары, живущие без детей; • престарелые одиночки. (Ф. Котлер предлагает для этой классификации девять этапов.) На каждом этапе жизненного цикла семья имеет определенные потребности. Так, супруги с малолетними детьми основное внимание уделяют первоначальному обустройству своего жилья, при этом неся большие затраты на товары детского ассортимента. Пожилые супруги больше уделяют внимания своему отдыху, быту, здоровью. При учете личностно-психологических факторов основная задача маркетолога состоит в выявлении субъектов, принимающих решения о приобретении товаров. В отношении некоторых товаров это сделать достаточно просто. Например, решение о приобретении той или иной марки сигарет принимает тот, кто непосредственно курит. Вопрос о приобретении других товаров (автомобиль, мебель, продукты питания, одеж да) решается, как правило, в семьях. При этом каждый член семьи играет определенную роль: • инициатор — лицо, определяющее необходимость или желание приобрести товар; • влияющее лицо — член семьи, который сознательно или подсознательно, словами или действиями влияет на решение о покупке и использовании товара; • пользователь — член (члены) семьи, непосредственно использующие, потребляющие приобретенный товар. Категории «потребитель» и «покупатель» в маркетинге не являются тождественными. Покупатели — это лица, непосредственно осуществляющие покупку. Их поведение в магазине определяется индивидуально или как следствие намерений всей семьи. Потребители — понятие более широкое, подразумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою потребность (определяющих нужду, поиск товара, покупку, использование). В основе оценки потребностей, потребления и спроса лежат различные теории: теории мотивации, экономические теории, теории рационального потребления. Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX — XX веков. К. Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т. Веблен в конце XIX века предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт предложил концепцию рос коши. Другой немецкий социолог, М. Вебер, сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Наиболее известные теории мотивации Зигмунда Фрей да и Авраама Маслоу предлагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителей. Теория мотивации 3. Фрейда основана на признании действия определенных психологических сил, формирующих по ведение человека и не всегда им осознаваемых. В психической структуре личности 3. Фрейд выделял три компонента: бессознательное «ид» (Оно) — область влечений, слепых инстинктов; сознательное «эго» (Я) — воспринимающее информацию о внешнем мире и состоянии организма, сдерживающее импульсы «ид», регулирующее действия индивида; «суперэго» (Сверх-Я) — область социальных норм и нравственных установок. Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек живет, подавляя в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и в психозах, при которых человеческое «эго» оказывается не в состоянии сбалансировать мощные импульсы собственного «ид» с гнетом «супер-эго». Таким образом, сам человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации. Тем сложнее исследователям определить истинные мотивы совершения тех или иных поступков. Теория мотивации А. Маслоу объясняет, почему потребности людей со временем изменяются. А. Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости — от наиболее до наименее настоятельных. Он разработал иерархию потребностей, представляющую из себя пирамиду, в основании которой лежат самые важные, физиологические потребности (утоление голода и жажды), над физиологическими потребностями «располагаются» потребности самосохранения (безопасность, защищенность), затем идут социальные потребности (чувство духовной близости, любовь), на четвертом уровне находятся потребности в уважении (самоуважение, признание, статус), на пятом — потребности в самоутверждении (саморазвитие и самореализация). Маслоу считает, что человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удастся удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности. Опыт маркетинговой деятельности говорит о необходимости глубокого знания психологических, мотивационных факторов, которые являются часто определяющими при покупке товара. Можно для примера назвать несколько таких мотивов: мотив выгоды, мотив снижения риска, мотив признания, мотив удобства, мотив свободы, мотив содействия, соучастия, мотив самореализации. К экономическим теориям оценки потребительского по ведения относятся теория предельной полезности и теория эластичности потребления и спроса. Основатели теории предельной полезности (Уильям Джевоне, Леон Вальрас, Карл Менгер и др.) рассматривают поведение потребителя как поиск наибольшей полезности (потребитель как бы уподобляется предпринимателю, желающему получить больше прибыли). Пока на рынке оценка полезности товара со стороны продавца ниже, чем оценка покупателя, об мен идет беспрепятственно. Процесс обмена продолжается до тех пор, пока не встречается так называемая предельная пара (продавец и покупатель), чьи оценки полезности, выраженные в деньгах, совпадают. Оценка полезности товара этой после дней пары и есть та предельная полезность, которая определяет рыночную цену товара, цену равновесия. Способность потребления и спроса изменяться в определенных границах под влиянием экономических факторов называется эластичностью потребления и спроса. Создатели инструментария для оценки эластичности потребления и спроса — А. Маршалл и П. Самуэльсон. Наибольшее распространение получило исчисление эластичности от дохода и цены, показывающих, на сколько процентов изменится спрос или потребление при изменении этих факторов на один процент. Различные предметы потребления имеют разную эластичность. Чем товар настоятелен (например, хлеб), тем меньше его эластичность, и наоборот, товар с меньшей настоятельностью (например, мебель, бытовые машины) имеет большую эластичность. Теория рационального потребления (основы ее были заложены С.Г. Струмилиным, B.C. Немчиновым, В. Майером и другими в рамках разработки «рационального потребительского бюджета») рассматривает возможность определения целевых ориентиров потребления. В качестве таковых могут вы ступать физиологические потребности (продукты питания), функциональные бытовые процессы (предметы длительного пользования), социальные требования (одежда). Маркетинговая деятельность связана с изучением целостной системы личных потребностей, формы проявления которых очень многогранны. Задача маркетолога заключается в том, что бы четко выявить, изучить и оценить конкретную потребность, на удовлетворение которой и направить свою деятельность. Основной вопрос при изучении потребителей: как потребители отреагируют на маркетинговые усилия фирмы, которые она сможет применить? На этот вопрос можно получить ответ с помощью моделирования поведения конечного потребителя, на первом этапе которого пытаются осознать потребности в том или ином товаре, о чем разговор уже был выше. Следующим шагом является моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. Анализируется влияние различных каналов информации о товаре: персональные (семья, друзья), коммерческие (реклама, продавцы, упаковка), публичные (средства массовой информации), эмпирические (опыт, испытания). Покупателю требуется различная информация в зависимости от рыночной ситуации. Так, если покупатель хорошо знаком с товаром и его разновидностями (дешевые товары повседневного спроса), то задача заключается в том, чтобы лучше сориентировать покупателя, привлечь его внимание, сократить время на выбор. В другом случае покупатель хорошо знает товар, но не знаком с его разновидностями (раз личные марки телевизоров). Здесь требуется информация, раскрывающая достоинства незнакомых потребителю марок. На конец, покупатель не знает товара. Информация направляется на создание интереса к товару (реклама, стимулирование и др.). Важным шагом в моделировании поведения конечного потребителя на рынке является этап принятия решения о покупке. Покупка — это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических подходов в решении данной задачи служит модель «черного ящика» .ВХОД • • • • потребители товары цены информация "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" Стимулы внутреннего характера внешнего характера ВЫХОД • модель • • • товара цена товара количество товара место покупки
• традиции • уровень и обычаи развития потребностей • групповые интересы • стремление • общество к само венное утверждению мнение • склонность к экономии. Модель принятия решения о покупке. При моделировании принятия решения о покупке «черный ящик» рассматривается как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Заключительный этап моделирования — оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка
усиливает приверженность к данному товару, негативная — наоборот, ослабляет интерес к нему. Таким образом, специалист по маркетингу на основе моделирования поведения потребителя получает возможность: знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики; видеть, куда и как потребитель обращается за информацией о товаре, и помочь ему быстрее и полнее получить интересующие данные; помочь потребителю принять решение о покупке на основе знания тех мотивов и стимулов, которыми он руководствуется; знать оценку своего товара потребителем. Теория и практика маркетинга выработала методы дифференцированного подхода к изучению требований потребителя. Одним из таких методов является типология потребителей. Она представляет собой как бы оборотную сторону сегментации. Если сегментация имеет целью выявить различия в поведении потребителей по отдельным признакам, то типология призвана обнаружить скрытые сходства в потребительском поведении и сгруппировать их по наиболее существенным признакам. Наиболее распространенной является типология потребителей с учетом социально-экономических и демографических характеристик (доход, условия и место проживания, состав семьи, пол, возраст, занятие). Например, по уровню дохода и общественному положению можно выделить группы потребителей высшего, среднего и низшего классов, разделив их на подклассы. Наряду с этим все большее развитие получает так называемая эмпирическая типология на основе психографического анализа поведения потребителя (интересы, хобби, консервативность и прогрессивность по отношению к нововведениям, представления о жизненных ценностях). По готовности к апробированию новых товаров людей делят на новаторов — склонных к риску (первые 2,5% покупателей) ранних последователей — воспринимающих новые идеи довольно рано, хотя и с осторожностью (13,5%), раннее большинство — осмотрительных (34%), запоздалое большинство — настроенных скептически (34%), отстающих — связанных с традициями, с подозрением относящихся к переменам, общающихся с другими приверженцами традиций и воспринимающих новинку только потому, что она успела уже в какой-то мере стать традицией (16%). По представлениям о жизненных ценностях потребители, имеющие даже схожие социально-экономические и демографические характеристики, могут быть представлены как «модники», «прагматы», «эстеты», «максималисты», «технари». По отношению потребителей к одежде и отдельным ее потребительским свойствам латвийские ученые выделяют 5 типов потребителей: 1) авангардные потребители (9%) большое значение придают внешнему виду и стремятся приобретать новые предметы одежды в соответствии с направлениями моды; 2) престижные потребители (12%) стремятся модно одеваться, ориентируясь на изделия, имеющие фирменный знак как гарантию соответствия моде; 3) умеренные потребители (37%) ориентируются на качество и стремятся следовать моде, но меньше, чем первые и вторые; 4) практичные потребители (29%) высоко ценят потребительские свойства одежды (добротность, прочность, удобство в носке, практичность), соответствие моде не играет для них большой роли; 5) равнодушные к моде потребители (13%) ценят универсальность одежды, моду в расчет не принимают. Данная типология важна в связи с тем, что продукция легкой промышленности составляет 45% общего объема потребляемых населением непродовольственных товаров. Сбыт продукта постоянно колеблется вследствие действий конкурентов и изменения предпочтений потребителей. Поэтому часто бывает недостаточно провести изучение рынка один раз. Необходимую информацию можно получить с помощью неоднократного (повторяющегося) опроса интересующей группы покупателей через равные промежутки времени или путем наблюдения за развитием сбыта в определенной группе магазинов. Подобный метод исследования рынка, заимствованный маркетологами у социологов, получил название «панель». Этот термин произошел от английского слова panel, что в переводе обозначает список. Панель имеет следующие признаки: • предмет и тема исследования постоянны; • сбор данных повторяется через равные промежутки времени; • постоянная (с определенными оговорками) совокупность объектов исследования: домашние хозяйства, предприятия торговли, производственные потребители. В последнее время этот метод применяется все более широко, так как ситуация на рынках меняется все быстрее, а панель предоставляет возможность вести текущее наблюдение этих изменений. Построение и поддержка панели требуют больших затрат, поэтому этим занимаются в основном специализированные институты. Например, в системе государственной статистики России функционирует собственная панель — выборочная совокупность 60 тыс. семей, постоянно ведущих записи о собственном бюджете, в том числе о покупках товаров и ценах, по которым товары приобретаются. На практике образовался с течением времени целый ряд различных видов панели. Например, по объектам исследования выделяют следующие виды. ПАНЕЛЬ: Панель потребителей; Панель предпринимателей; Панель семей; Панель специальных форм; Панель банков и страховых компаний; Торговая панель; Промышленная панель; Панель товаров потребления; Панель товаров широкого потребления; Панель специалистов (врачей, юристов); Панель аптек, кинотеатров и т.д. Панель розничной торговли; Панель оптовой торговли. Виды панели: Потребительская панель основана на методе опроса. С помощью потребительской панели можно получить следующую информацию: • количество товара, покупаемого семьей; • размеры финансовых расходов; • доля рынка основных производителей; • предпочитаемые цены, виды упаковок, виды товара, виды предприятий розничной торговли; • различие в поведении потребителей, принадлежащих к разным социальным слоям, живущим в разных регионах, городах различной величины; • специальный анализ «верности марки», смены марок, действенности различных мероприятий маркетинга и т. д. Среди разновидностей торговой панели наибольшее значение для маркетинга имеет панель розничной торговли, которая заключается в систематическом сборе информации в определенном количестве предприятий с помощью метода наблюдения. Исследования проводят, как правило, специально закреп ленные сотрудники специализированных институтов, задача которых заключается в сборе данных о запасах, закупках и ценах интересующих групп товаров, то есть в инвентаризации. С помощью этого метода можно получить информацию: • о развитии сбыта определенных групп товаров; • о сбыте конечным потребителям в количественном и стоимостном выражении; • о средних запасах, сбыте, закупках по каждому предприятию, входящему в панель, в отдельности; • о скорости сбыта. Эти данные можно подразделить по областям сбыта, по типам и размерам магазинов. Для предпринимателя такая ин формация полезна тем, что позволяет сделать вывод о путях распределения своих и конкурирующих продуктов, проверить, как утверждаются на рынке новые товары (собственные и конкурентов). Кроме того, можно на основе этих данных судить об эффективности работы сбытовых служб, о значении и мобильности различных торговых предприятий, о путях поступления товаров в розничную торговлю. По методам исследования панели можно разделить на традиционные, которые основаны на повторных измерениях од них и тех же переменных, и на омнибус-панели, объекты исследования которых постоянны во времени, но состав собираемой информации меняется. Панели подразделяются также по времени существования (от менее года до пяти лет), характеру изучаемых проблем (специализированные — изучение отдельных товаров, общие — изучение общих проблем продаж и потребления для отдельных слоев населения), методам получения информации (по почте, через интервью, путем сбора опросных листов и дневников, в которых, например, фиксируются расходы). Панель как метод исследования имеет методические и практические проблемы. Наиболее существенные заключаются в трудностях с обеспечением репрезентативности. Первая сложность состоит в выборе необходимых объектов и получении их согласия на сотрудничество. Дальнейшие, до сегодняшнего дня не решенные проблемы, проявляются в «смертности» панели и специфическом «эффекте панели». «Смертность» потребительской панели заключается в отказе участников от сотрудничества, в смене места жительства, в физической смерти или в переходе в другую потребительскую категорию. Для уменьшения негативного влияния этого процесса участники панели получают обычно небольшое вознаграждение. «Эффект панели» заключается в том, что участники, чувствуя себя под контролем, сознательно или бессознательно меняют привычный образ поведения. Домашние хозяйки тщательнее готовятся к закупкам, уменьшается доля спонтанных покупок. Кроме того, часто проявляется проблема полноты охвата рынка. В потребительской панели, например, слабо представ лены иностранные граждане вследствие языковых проблем. При сборе данных с помощью потребительской панели необходимо также учитывать следующие факторы, влияющие на точность информации (для торговой панели нехарактерны): • при долгом сотрудничестве проявляется небрежность в заполнении опросных листов; • проблемы престижа (участники, не покупающие долгое время продукт, который приобретается членами их социальной группы, чувствуют себя неловко и дают сведения о покупках, которых не было в действительности); • проблемы придаче информации о покупке «табуизированных», интимных предметов, например, покупка пачки сигарет 12-летней дочерью указана не будет. На вопрос, какой вид панели предпочтительней для предпринимателя, нельзя дать однозначный ответ. Крупные предприятия получают информацию, как правило, из обоих источников, при чем потребительская панель более пригодна для сбора данных о структуре и предпочтениях потребителей, торговая же лучше подходит для исследования путей распределения . Моделирование поведения организаций-потребителей исходит из особенностей принятия решений по закупке товаров закупающей группой специалистов. Процесс покупки товаров производственного назначения отличается от покупки товаров конечным потребителем числом этапов: 1) осознание проблемы, 2) обобщенное описание нужды, 3) оценка характеристик товара, 4) поиски поставщиков, 5) запрашивание предложений, 6) выбор поставщика, 7) разработка процедуры выдачи заказа, 8) оценка работы поставщика. 1. Нужды производственного назначения могут возникать по разным причинам: • обновление товара под влиянием требований рынка, • обслуживание оборудования, • необходимость новых материалов, • возможность приобретения товаров с более выгодной низ кой ценой. 2. После осознания проблемы дается обобщенное описание нужды с четким определением количества и качества за купаемых товаров. Тут важно хорошее знание специфических технических данных товаров, их ценностных характеристик (надежность, стоимость и т. п.). 3. При оценке характеристик товара в основном используют приемы функционально-стоимостного анализа (ФСА), основанные на сопоставлении необходимых затрат с величиной достигаемой полезности. Решается задача минимизации издержек путем использования более дешевых материалов и технологий при сохранении основных показателей полезности товара для потребителя с учетом физического и морального износа изделия. 4. Поиски поставщиков связаны с изучением торговых справочников, обращением к АБД, запросов по телефону, по лучением рекомендаций. 5. Запрашиваются предложения от квалифицированных поставщиков. Можно ограничиться и просмотром каталогов или беседой с агентом поставщика. 6. Выбор поставщика базируется на различных критериях его оценки, например, качестве товара, полноте ассортимента, цене товара, оперативности поставок, дополнительных ус лугах, возможности кредита, репутации поставщика, личных отношениях и т. д. Разработка процедуры выдачи заказа связана с окончательным определением технических характеристик товаров, потребного их количества, условий поставок, гарантий. Рассматривается потребность в формировании долгосрочных контрактов, направленных на комплексное обеспечение производственных нужд. 8. На заключительном этапе, связанном с оценкой работы поставщика, выясняется действительный результат совершенной закупки и при необходимости вносятся соответствующие коррективы. Задача поставщика — постоянно следить за тем, чтобы покупатель всегда получал удовлетворение, на которое рассчитывал. Располагая знаниями о всех элементах процесса принятия решения по закупкам, производитель товаров промышленного назначения может рассчитать эффективный маркетинговый план, где предусмотреть подготовку информации о новинках сырья и технологий, дополнительных услугах в про ведении выставок и презентаций, т.е. помочь потребителю сделать выбор, привлечь его на свою сторону. Решение посредников-потребителей (например, оптово го торговца) по закупке товаров несколько отличается от решений промышленного предприятия-потребителя. Посредник принимает решения, во-первых, у каких поставщиков и на каких условиях приобрести товар для последующей пере продажи, во-вторых, каким именно товарным ассортиментом он будет заниматься. Он может иметь дело с товаром одного производителя или нескольких, с множеством аналогичных товаров многих производителей или торговать разрозненны ми, не связанными между собой товарами. От ассортимента выбранных товаров будет зависеть и вся структура комплекса его маркетинга. Имеются особенности моделирования по ведения потребителей и на финансовом рынке. В развитых странах потребители выступают на рынке не разобщено и изолированно, а как организованная сила. Это усложняет деятельность товаропроизводителей и торговцев, которые должны учитывать не только индивидуальные, но и совокупные требования потребителей. В этих странах права потребителей абсолютны, неприкосновенны и защищены законом. Суверенитет потребителя — это право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобретения всего, что потребитель считает нужным, свободного выбора продавца, места, времени и других условий приобретения. Консьюмеризм — организованное движение потребите лей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воз действия потребителя на производителей и торговцев (зародилось в США, где в 1899 г. была организована Национальная лига потребителей, а в 1936 г. создан Союз потребителей). Консьюмеризм получил широкое распространение вследствие перехода от рынка продавца к рынку покупателя. Союзами потребителей издаются журналы, осуществляется рекламная и консалтинговая деятельность, проводятся независимые экспертизы товаров, предъявляются иски на некачественные товары и услуги. Активное развитие получает работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве стран приняты законы о защите прав потребителей. Генеральная Ассамблея ООН в 1985 г. разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 г. в США. В на стоящее время в мировой практике используются «семь прав потребителей»: 1) право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя; 2) право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя); 3) право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумный выбор или принять решение; 4) право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием; 5) право быть выслушанным и получить поддержку при за щите своих интересов от государственных и общественных органов; 6) право на получение потребительского просвещения, при обретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения; 7) право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений. Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается законами РФ «О защите прав потребителей» (принят 7 февраля 1992 г.), «О сертификации продукции и услуг» (принят 10 июня 1993 г.), рядом правительственных постановлений и приказов, деятельностью Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Госкомсанэпиднадзора, организациями потребителей, Международной конференцией обществ потребителей. Законом потребителям предоставлено право при покупке товара знать его изготовителя, стандарт качества и перечень основных потребительских свойств, если речь идет о продуктах питания, то их состав, калорийность и содержание вредных для здоровья веществ и противопоказания к употреблению этих продуктов при определенных заболеваниях. На товарах, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени, должен быть указан срок годности и дата изготовления. Обязательной сертификации подлежат товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты, минеральные удобрения, продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения. Требования обязательной сертификации распространяются на государственные и частные предприятия. Продавцы и изготовители обязаны предоставлять потребителю всю требуемую информацию. Предоставление неполной или недостоверной информации может повлечь за собой материальную ответственность продавца за вред, причиненный покупателю. Купив товар с не оговоренными продавцом недостатками, потребитель вправе потребовать либо безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов по их устранению, либо соразмерного уменьшения покупной цены, замены товара на товар аналогичной марки, замены на такой же товар другой марки, либо возмещения убытков. Требования об исправлении недостатков могут быть предъявлены в пределах гарантийного срока, а если он не установлен, то в течение шести месяцев для недвижимого имущества — не позднее двух лет со дня передачи товара потребителю.
Заключение
Потребитель вправе участвовать в проверке качества то вара. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть уст ранены в течение 20 дней с момента предъявления потребителем требований. По товарам длительного пользования продавец и изготовитель обязаны по предъявлении требования потребителем немедленно безвозмездно на время ремонта предоставить ему аналогичный товар с доставкой за свой счет. По требованию потребителя продавец и изготовитель обязаны немедленно заменить некачественный товар. В случае необходимости дополнительной проверки качества заме на должна быть осуществлена в течение 20 дней с момента предъявления требования. При отсутствии у продавца на данный момент необходимого товара замена должна быть про изведена в течение месяца. Для защиты своих прав потребитель может обращаться в суд. Кроме того, защиту прав потребителя осуществляют различные государственные органы в центре и на местах. Эти органы могут налагать на изготовителей, продавцов и исполнителей штраф, снимать отдельные товары с производства, запрещать их реализацию. Большие права имеют и общественные организации потребителей. Созданная в России Федерация обществ потребителей призвана защищать права потребителей в правительстве, государственных и хозяйственные органах при принятии законов. Федерация всячески содействует насыщению рынка товарами широкого потребления, проводит общественную независимую экспертизу этих товаров. Для специалистов в области маркетинга знание и обеспечение выполнения прав потребителей является принципиально важным в их практической деятельности. Прежде все го речь идет о реальном предоставлении выбора возможностей удовлетворения нужд потребителей.
Список литературы
1. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете. М: ИТК «Дашков и К», 2007, с. 78.
2. Афанасьева Н.В., Багиев Г.Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства. Под общей редакцией академика Багиева Г.Л.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006.
3. Багиев Г.Л. Маркетинг. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
4. Багиев Г.Л. Маркетинг: Информационное обеспечение. Бенчмаркинг. Диагностика. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник. – СПб.: Питер, 2010 – 576 с.
6. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2006. с.118
7. Катернюк А.В. Основы современного маркетинга – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 666 с.
8. Мамыкин А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет// Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — № 2.
9. Рублевская Ю.В., Попов Е.В. Моделирование бизнеса в интернет-среде/ Маркетинг/ №2- 2006, с.51
10. Хили Дж. Статистика: Социологические и маркетинговые исследования: Перевод с английского. – М.: ДиаСофт, 2005. – 637 с.
11. Холмогоров В., Интернет-маркетинг. Краткий курс. – СПб.:Питер, 2003. с.206
12. Электронный обмен коммерческими и финансовыми данными, технологии электронных коммуникаций. Т.15.-М., 2007.
Информация о работе Работа с панелью потребителей в маркетинге