Распределение должностных полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание

Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы приобретает особо важное значение , так как меняется общественный статус работника , характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы . В этих условиях руководитель предприятия (работодатель) должен в своих решениях исходить из того , что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника , а его способности в выполнении работ , решении задач , в том числе проблемных , зависят от многих качественных показателей , характеризующих его как личность и специалиста .

Содержание

1.Распределение должностных полномочий.
2. Тестирование – как способ отбора персонала.
3. Типы руководителей.

Работа состоит из  1 файл

Управление персоналом.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа по курсу:

«Управление персоналом»

Тема:  1.Распределение должностных полномочий.

2. Тестирование  – как способ отбора персонала.

3. Типы руководителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Распределение должностных полномочий.

Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы приобретает особо важное значение , так как меняется общественный статус работника , характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы . В этих условиях руководитель предприятия (работодатель) должен в своих решениях исходить из того , что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника , а его способности в выполнении работ , решении задач , в том числе проблемных , зависят от многих качественных показателей , характеризующих его как личность и специалиста . Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции , согласно которой рабочая сила рассматривается как невозобновляемый ресурс или человеческий капитал . Одним из важных видов деятельности менеджеров  при управлении человеческими ресурсами является приём на работу . Задачей привлечения персонала является обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в качественном и количественном отношении с учётом места и времени , а также эффективное соединение характера решаемых предприятием задач с человеческой природой работников , выполняющих эту задачу .   Хотя многие менеджеры при приёме на работу ориентируются прежде всего на то , где раньше работал человек , получая эту информацию зачастую из личной беседы или трудовой книжки , существуют определённые  технологии подбора персонала , которые с успехом используются в мировой практике . Они включают два различных вида деятельности : набор и отбор персонала . Прежде чем организация предложит кому-либо работу , она должна найти тех людей . которые хотели бы её получить . В этом и заключается набор - создать необходимый резерв кандидатов на все должности , из которых затем будут отобраны наиболее подходящие работники . То есть отсюда главная задача отбора персонала - выбор наиболее подходящих кандидатов из резерва , созданного в ходе набора . При этом используются многочисленные формы и методы отбора с помощью которых фирмы и организации отбирают наиболее подходящих им людей . Отбор персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами , так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций , ибо только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться наилучших результатов и поставленных задач .

Организационные принципы управления отражают прогрессивную практику и теорию, первые попытки создания которой были предприняты еще в начале XX века. Речь идет о принципах, сформулированных такими признанными специалистами в области организации управления, как Ф. Тейлор, Г. Эмерсон и др.

Обобщенно эти принципы можно сформулировать таким образом:

— наличие ясной цели деятельности;

— распределение работ  в соответствии с целью деятельности;

— авторитетное и компетентное руководство;

— единство руководства  и распорядительства;

— четкая регламентация  порядка работы, наличие норм и  образцов;

— делегирование полномочий;

— жесткая внутренняя дисциплина;

— централизация и  внутренняя иерархия;

— нормальные условия  работы;           ,

— поощрение инициативы персонала;

— контроль.

Суммируя мнения специалистов в области управления, английский теоретик менеджмента Р. Фелк называет следующие основные принципы рациональной организации.

— Необходимо четко определить, в чем заключаются административные обязанности, и выяснить, кто за что отвечает.

— Каждое подразделение  должно иметь одну основную обязанность.

— Оно должно представлять собой организационное целое, руководимое  одним административным работником.

— Число сотрудников, подчиненных одному администратору, должно со-' ставлять от 5 до 8 человек, за исключением особых случаев.

— Второстепенные обязанности  следует группировать с учетом тех  возможностей, которыми обладают кадры, и их задачи должны быть четко определены.                             •          ; .

— Необходимо проводить  различие между непосредственными  и функциональными обязанностями, причем следует ясно изложить методы коммуникации для функциональных специалистов.

— Необходимо в максимальной степени децентрализовать оперативную ответственность, одновременно принимая меры для обеспечения административного контроля.

Довольно распространенным просчетом является смешение функций  управления с другими. В малых организациях часто отсутствует четко выделенная группа управляющих, а в крупных их наделяют чужими обязанностями, отнимающими много времени. Подчиненные не понимают, чьи указания они должны выполнять. Поэтому жизненно важно назначить руководителей, определить круг их обязанностей и ответственности.

Большой объем ответственности — одна из причин, обусловливающих высокие оклады менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями. Руководитель не может размывать ответственность, перекладывая ее на подчиненного. В крупных организациях руководители высшего звена редко общаются с исполнителями большинства конкретных задач. Тем не менее они несут ответственность за дела фирмы и всех своих подчиненных.

Пределы полномочий — права использовать ресурсы и командовать людьми — обычно ограничиваются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, письменными или устными. Даже полномочия высшего руководства ограничены. Так, председатель совета директоров и«

президент крупной  открытой акционерной компании должны отвечать перед акционерами, если издержки значительно превышают общий бюджет.

Высшее руководство  может расширить объем полномочий аппарата, дав ему право отклонять  решения линейного руководства.

Для уравновешивания  власти и предотвращения грубых ошибок устанавливают систему контроля — параллельные полномочия.

Наиболее широко параллельные полномочия используются в правительственных организациях. Например, в США как Палата Представителей, так и Сенат должны одобрить все законы, прежде чем они приобретут официальный статус. Президент также обладает параллельными «полномочиями в ограниченной степени, но его вето может быть отклонено Конгрессом.

Во многих западных компаниях наделение параллельными  полномочиями применяют для контроля финансовых расходов: все крупные  покупки санкционируются двумя лицами.

Аппаратные полномочия помогают организациям эффективнее использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Эти полномочия получают линейные руководители, а глава аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.

Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет ограничена разумными рамками, возникнут путаница и перегрузка руководителя.

Путаница может  быть уменьшена введением принципа единоначалия, который заключается в следующем: работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним, а руководитель обязан заставить подчиненных эффективно выполнять их задачи

 

2. Тестирование  – как способ отбора персонала.

. Прежде чем организация предложит кому-либо , она должна найти людей , которые бы хотели её получить . Приём на работу является необходимой частью управления персоналом . Этот процесс состоит в сопоставлении требований , предъявляемых работодателем и квалификации кандидата . Поскольку работодатель предлагает место , гарантирующее определённое вознаграждение , то необходимо , чтобы кандидат отвечал определённым требованиям . Если требования , предъявляемые организацией  и требования кандидата хотя бы частично совпадают , то проводится их сопоставление . Процесс приёма на работу обычно требует уступок в требованиях обеих сторон . При управлении персоналом , на стадии отбора происходит процесс , с помощью которого организация выбирает из ряда кандидатов одного или нескольких людей , наиболее подходящих по имеющимся критериям на вакантное место . При этом конечно же должна обеспечиваться удовлетворённость самих работников и возможность полного раскрытия и использования их возможностей . Каждый приём работника на работу влечёт за собой большие затраты для организации , ошибки при приёме увеличиваются многократно . По оценкам экспертов США , в 1987 году отбор менеджера высшего звена стоил компании в среднем 32 тыс. $ , инженера 8 тыс. , бухгалтера 10 тыс. , секретаря 2 тыс. $ .

Специфика предприятия . На отбор влияют многие факторы , его процедуры , как правило , несколько отличаются в государственном и частном секторе . Так , в государственных организациях на отбор значительное влияние оказывает политическое покровительство . В частом секторе дружба с менеджерами и работниками фирмы может иметь важное значение , но не до такой степени , как в государственных организациях , здесь всё же целью отбора персонала является отбор по достоинствам .

Важными характеристиками предприятия , влияющими на отбор , являются его размер , сложность и технологическая  изменчивость . Систематические , надёжные и действенные методы отбора , как  уже известно , требуют больших  материальных затрат , и лишь относительно большие организации берутся за их использование . Разработка этих методов оправдана в случае большого числа вакантных мест и ещё большего числа кандидатов . Если предприятие имеет много вакантных мест , но количество претендентов не велико , то особенно сложные методы отбора не требуются .

Сущность рынка  рабочей силы . Следующим обстоятельством , влияющим на процесс отбора , является рынок рабочей силы . Если желающих много , то выбирать метод отбора сложнее ; если желающих не много , выбор сравнительно прост . Для предприятия важно состояние рынка рабочей силы , особенно там , где оно расположено . На процесс отбора влияют условия работы предлагаемые предприятием , сама работа и имидж фирмы .

 Менеджеры по персоналу  , анализируя эффективность методов отбора обычно используют такой показатель , как коэффициент отбора . Он определяется как отношение количества отобранных работников , к количеству желающих , из которых осуществляется отбор . Для разных профессий величина коэффициента отбора разная : менеджеры - около 1:2 , профессионально-технические работники - 1:1 , клерки - около 1:2 , квалифицированные рабочие - около 1:1 , чернорабочие - почти 1:2 . Если коэффициент отбора близок к 1:1 , то процесс отбора короток и прост . Число желающих , из которого осуществляется отбор невелико . При коэффициенте отбора 1:2 процесс может стать непростым . Меньший коэффициент означает , что организация может быть более разборчива при отборе . При коэффициенте 1:2 вероятность того , что организация наймёт на работу более соответствующих её критериям работников , больше , чем когда коэффициент равен 1:1 .

Требования  профсоюза . Если работники организации целиком или частично принадлежат к какому-либо профсоюзу , то членство в профсоюзе - один из главных факторов , влияющих на решение при отборе . Иногда контакт с профсоюзом является единственным (или одним из главных) критериев отбора . Профсоюз может многими путями , открыто или неявно , влиять на процесс отбора .

Местоположение  предприятия . Многие крупные фирмы , выпускающие товары , пользующиеся повышенным спросом , располагают свои предприятия в нескольких городах , и эти города обычно обеспечивают постоянный поток желающих работать . Как правило , такие регионы страны привлекают достаточно большое число работников , имеющих необходимые навыки и подготовку .

Непосредственное  окружение и отбор . Основная цель отбора - набрать работников с высокой культурой работы - может быть осуществлена менеджерами-управляющими или людьми контролирующими интересы компании . Администрация предприятия устанавливает различные цели набора , например , привлечение работников с высоким качеством работы :

  • готовых работать на фирме много лет ;
  • с низким показателем несчастных случаев ;
  • умеющих общаться с коллегами и клиентами и т. д.

Отбор направлен на выявление  возможностей и взглядов заявителя  для определения его соответствия условиям и особенностям работы .

 В малых фирмах , где нет отдела по управлению  персоналом , решение по отбору  принимает менеджер соответствующего  профиля . В больших и среднего размера фирмах к принятию решения при отборе привлечены линейный менеджер и функциональный менеджер (Таблица 1) . В больших организациях человека , ответственного за отбор , называют менеджером по найму .

 

 

 

 

Таблица 1.

Участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора

 

Функции отбора

Линейный менеджер (ЛМ)

Менеджер по управлению персоналом (МУП)

Выбор критериев отбора

 

 

 

Утверждение критериев  отбора

Отборочная беседа

Работа с заявлениями  и анкетами по биографическим данным

Беседа по поводу принятия на работу

Проведение тестов

Заполнение таблицы  квалификации и рекомендаций

Конечное решение при  отборе

Осуществляет выбор  критериев

 

 

-----

 

-----

Иногда проводит

 

 

Совместно

 

-----

-----

 

 

Принимает после рассмотрения рекомендаций менеджера по управлению персоналом

Консультирует выбор  и вводит критерии , отражающие особенности работы

Утверждает

 

Проводит

Обычно выполняет 

 

 

Совместно

 

Проводит 

Заполняет

 

 

Даёт рекомендации линейному менеджеру

Информация о работе Распределение должностных полномочий