Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:36, курсовая работа
Функция контроля является одной из составляющих комплексной функции управления и контроля и обеспечивает реализацию процесса контроля в маркетинге.
Процесс контроля – это заключительная стадия цикла управления маркетингом, завершающий этап процесса принятия и реализации управленческого решения. Контроль позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить новые резервы и возможности развития, а так же адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Функция контроля играет важную роль в реализации и обеспечении и обеспечении маркетингового процесса.
Второе направление – ревизия маркетинга или маркетинг – аудит. Оно направлено на обнаружение слабых мест в реализованной концепции маркетинга. Целью ревизии маркетинга является выяснение реального состояния системы маркетинга.
Ревизия маркетинга – комплексное, системное, объективное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы, ее задач, целей, стратегий, оперативно – коммерческой деятельности путем сравнительного анализа на основе установленных стандартов или базовых требований с целью выявления возникающих проблем или перспектив для выработки корректирующих решений или рекомендаций. Ревизия маркетинга рассматривает как организационные, так и функциональные вопросы и, в отличие от контроля результатов, при выработке сравнительной базы используются, как правило, неформализованные методы и величины.
В ревизии маркетинга также можно выделить четыре основных направления для контроля:
1)Контроль информации.
Достоверность и полнота
Контроль целей и стратегий. Данное направление ревизии маркетинга рассматривает адекватность целевых и стратегических установок параметрам внутренней и внешней среды. Предприятие, которое ориентируется на успех и в перспективе, должно производить оценку системы принятых целей и стратегических установок, своего подхода к маркетинговой деятельности. Например, неточная формировка целей может привести к тому, что цели могут быть по – разному истолкованы, несостыкованность целей во временном разрезе может привести к их несостоятельности. Ревизия целей и стратегий направлена на своевременное обнаружение неточностей, слабых мест в целях, а также определение их соответствия системам целей, условиям микро – и макросреды. При ревизии целей и стратегий следует проанализировать: согласованы ли цели и стратегии соответствуют ли они стратегии маркетинга.
3) Контроль мероприятий. Занимается ревизией комплекса проводимых маркетинговых мероприятий применяемых инструментов маркетинга. Задачей контроля мероприятий является проверка содержания маркетинг – микс, его структура, мобильность и анализ отдельных его компонентов. Таким образом, контроль может быть направлен как на маркетинг - микс в целом, так и на отдельные инструменты маркетинга. Как и при контроле целей, здесь проверяется соответствие условиям параметров внутренней и внешней среды и, непосредственно, самим целям и стратегиям маркетинга.
При контроле мероприятий прежде всего следует изучить: соответствуют ли мероприятия маркетинга условиям ситуации, целям и стратегиям, адаптивны ли и альтернативы ли они.
4) Контроль организационных
процессов и структур. Данное
направление рассматривает
1.3 Контроль маркетинга как процесс, его этапы.
Таким образом, мы рассмотрели контроль маркетинга в структурно – предметом разрезе. Кроме того, контроль является процессом, поэтому будет целесообразно, коротко осветить этапы процесса контроля маркетинга.
Контроль как процесс
протекает в несколько этапов.
Как было сказано выше, контроль
маркетинга является постоянным и систематическим,
поэтому логично будет
1.4. Некоторые организационные аспекты контроля маркетинга
В заключении следует рассмотреть несколько важных аспектов контроля маркетинга.
О внутреннем и внешнем контроле. При осуществлении контроля маркетинга предприятие может обходится силами собственной ревизионной службы, то есть осуществлять внутренний контроль или привлекать для этой работы независимых экспертов на основе договора с какой – либо консалтинговой фирмой, то есть проводить внешний контроль.
При осуществлении внутреннего контроля предприятие может решить все связанные с этим проблемы быстро и оперативно. Кроме того, внутренний контроль маркетинга оказывается значительно дешевле, чем внешний. Для контролеров – сотрудников предприятия – доступна вся без ограничения служебная информация, в том числе конфиденциального характера, к тому же им знакома вся специфика своей фирмы.
Недостаток внутреннего контроля заключается в том, что собственной службе контроля нельзя получить проведение масштабных и глубоких проверок, поскольку такие службы могут не сравниваться с большим объемом проверок и анализа. Кроме того, при внутреннем контроле далеко не всегда возможна объективная и беспристрастная оценка положения в силу объективных и субъективных причин.
Проведение внешнего контроля обеспечивает предприятию более глубокую проработку возникших проблем, выход на объективные и беспристрастные результаты проверки и анализа маркетинговой деятельности, а также выработку эффективных рекомендаций по ее совершенствованию.
Услуги по внешнему контролю могут обойтись значительно дороже, однако они намного результативнее.
В конечном итоге решение вопроса о проведении внутреннего или внешнего контроля нужно тщательно взвесить и подходить к нему в зависимости от конкретной ситуации.
Обратные связи и контроль. Контроль маркетинга не должен носить однонаправленного характера, собственно это вытекает из описанного выше самого процесса контроля, ведь то, что он цикличен, указывает на то, что там присутствует обратная связь, то есть, постоянно производится следующая проверка результатов, достигнутых на основании предыдущих.
Этот процесс контроля
сходен с процессом управления
или схемой маркетинговой
О системе контроля. Принятая система контроля не обязательно должна поддерживать управление маркетингом на неизменном уровне и в пределах строго выбранных стандартов. Так как со временем многие методы могут устаревать, то и система должна быть оптимально гибкой, чтобы реагировать на нововведения.
Об организации контроля. Организация контроля зависит от величины предприятия, квалификация персонала, сложности решаемых задач и других факторов.
Принципиальные вопросы, возникающие при организации контроля маркетинга, заключается в том следующем:
чьими силами осуществляется контроль, то есть он должен быть внутренним или внешним;
кто должен заниматься контролем маркетинга, то есть какое подразделение, служба или отдел, и кто им должен управлять. Что это будет за служба: будет ли функция контроля придана отделу маркетинга, или же она будет в ведении службы общего контроля, либо контроль будет осуществлять непосредственно руководитель предприятия;
необходимо ли при
организации контроля создавать
новое специальное
в чьем подчинении должно быть подразделение, осуществляющее контроль маркетинга, на каком уровне управления оно должно находиться, какими полномочиями и связями оно должно обладать.
Решение данных принципиальных вопросов является обязательным для организации контроля маркетинга.
2.1. Анализ уровня прибыльности продаж
Рассмотрим пример анализа уровня прибыльности продаж инструментов через три типа магазинов: магазины инструментов, магазин строительных товаров и универсамы.
После составления отчета о прибылях и убытках (таблица 2) распределяют затраты по отдельным функциям маркетинга (таблица 3). Далее осуществляют распределение отдельных маркетинговых затрат по отдельным каналам сбыта – в данном случае – трем типам магазинов. Определяются удельные функциональные маркетинговые затраты. Заключительный этап анализа направлен на определение прибыли и затрат для отдельных каналов сбыта (таблица 5). Здесь используются удельные показатели из таблицы 4.
Таблица 2 – Упрощенный отчет о прибылях и убытках (долл.)
Объем продаж |
60000 |
Себестоимость реализованных товаров |
-39000 |
Валовая прибыль |
21000 |
Затраты: |
|
- зарплата |
9300 |
- аренда |
+3000 |
- оплата услуг субподрядчиков |
+3500 |
15800 | |
Чистая прибыль |
5200 |
Таблица 3 - Распределение затрат по отдельным функциям маркетинга (долл)
Статьи затрат |
Затраты - всего |
В том числе | |||
Продажа
|
Реклама |
Упаковка и поставка |
Бухгалтерские расчеты | ||
Зарплата |
9300 |
5100 |
1200 |
1400 |
1600 |
Аренда |
3000 |
- |
400 |
2000 |
600 |
Оплата услуг субпоставщиков |
3500 |
400 |
1500 |
1400 |
200 |
Итого: |
15800 |
5500 |
3100 |
4800 |
2400 |
Таблица 4 – Распределение затрат по каналам сбыта
Типы каналов |
Продажа (число визитов торговых работников) |
Реклама (число реклам)
|
Упаковка и поставка (число заказов) |
Бухгалтерские расчеты (число заказов) |
Магазины инструментов |
200 |
50 |
50 |
50 |
Магазины строительных товаров |
65 |
20 |
21 |
21 |
Универсамы |
10 |
30 |
9 |
9 |
ИТОГО: |
275 |
100 |
80 |
80 |
Функциональные затраты на число единиц,долл |
5500/275= 20
|
3100/100= 31
|
4800/80 = 60
|
2400/80= 300
|
Таблица 5 – Отчет о прибылях и убытках для отдельных каналов (долл.)
Показатели |
Магазины инструментов |
Магазины строительных материалов |
Универсамы |
Компания в целом |
Объем продаж |
30000 |
10000 |
20000 |
60000 |
Стоимость проданных товаров |
19500 |
6500 |
13000 |
39000 |
Валовая прибыль |
10500 |
3500 |
7000 |
21000 |
Затраты: продажа (20долл. за визит) |
4000 |
1300 |
200 |
5500 |
реклама (31 долл. за одну рекламу) |
1550 |
620 |
930 |
3100 |
упаковка и поставка (60 долл.за заказ) |
3000 |
1260 |
540 |
4800 |
бухгалтерские расчеты (30 долл. за заказ) |
1500 |
630 |
270 |
2400 |
Суммарные затраты |
10050 |
3810 |
1940 |
15800 |
Чистая прибыль (убытки) |
450 |
-310 |
5060 |
5200 |
Информация о работе Разработка и анализ системы маркетингового контроля на предприятии