Разработка системы оценочных показателей лечебно-косметической продукции аптечной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:28, автореферат

Описание

Последние 15 лет преобразований в фармацевтическом секторе Российской Федерации оказали существенное влияние на структуру товарной номенклатуры аптечных организаций. Важную роль в ассортименте стали играть не только лекарственные препараты, но и другие группы средств, позиционирующиеся производителями, как товары для поддержания здоровья и красоты, в том числе и лечебно-косметическая продукция (ЛКП). Данная тенденция изменения ассортиментной структуры аптечных организаций продиктована, прежде всего, экономическими условиями их функциональной деятельности (высокий уровень конкуренции, формирование аптечных сетей, изменение формата продажи – открытая выкладка и др.), а также стремлением более полного удовлетворения запросов потребителей.

Работа состоит из  1 файл

avtoref.doc

— 215.00 Кб (Скачать документ)


                                                                                     На правах рукописи

 

 

 

 

 

БЕХОРАШВИЛИ

 НАНА 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ  ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 

ЛЕЧЕБНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ  ПРОДУКЦИИ 

АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

Специальность 15.00.01 – технология лекарств и

                  организация фармацевтического дела

 

 

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

кандидата фармацевтических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2009

 

Работа выполнена  в ГОУ ВПО Московская Медицинская  академия

имени И.М. Сеченова

 

 

 

Научный руководитель:                                                                                                  

доктор фармацевтических наук, профессор   Елена Анатольевна Максимкина

 

 

 

Официальные оппоненты:                                    

доктор фармацевтических наук, профессор      Валерия Леонидовна Багирова

                                                       

кандидат фармацевтических наук                    Михаил Анатольевич Ярошенко

 

 

 

Ведущая организация: Башкирский государственный медицинский университет

 

 

Защита состоится « 15 »    июня   2009 г. в 14:00 часов на заседании Диссертационного совета Д.208.040.09 при Московской Медицинской академии имени И.М. Сеченова по адресу: 119019, Москва, Никитский бульвар, дом 13.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке Московской Медицинской академии им. И.М. Сеченова по адресу: 117998, Москва, Нахимовский  проспект, дом 49.

 

 

 

 

Автореферат разослан « 13 »      мая     2009 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета

доктор фармацевтических наук, профессор                  Наталья Петровна Садчикова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы. Последние 15 лет преобразований в фармацевтическом секторе Российской Федерации оказали существенное влияние на структуру товарной номенклатуры аптечных организаций. Важную роль в ассортименте стали играть не только лекарственные препараты, но и другие группы средств, позиционирующиеся производителями, как товары для поддержания здоровья и красоты, в том числе и лечебно-косметическая продукция (ЛКП). Данная тенденция изменения ассортиментной структуры аптечных организаций продиктована, прежде всего, экономическими условиями их функциональной деятельности (высокий уровень конкуренции, формирование аптечных сетей, изменение формата продажи – открытая выкладка и др.), а также стремлением более полного удовлетворения запросов потребителей.

С точки зрения товарной категории  лечебно-косметическая продукция  в аптеках занимает совершенно уникальное положение. Это обусловлено неким ее промежуточным положением как нелекарственной продукции между аптечным и потребительским рынком.

С одной стороны, ряд наименований, несмотря на то, что они не являются лекарствами, можно приобрести исключительно в аптеке (например, лечебная косметика некоторых марок). С другой стороны, многие нелекарственные наименования одновременно продаются в обычных магазинах или торговых точках, специализирующихся на реализации косметики.

Продвижение косметической продукции  в аптечной организации требует  от персонала дополнительных знаний по специфике формирования ассортимента данной товарной категории, приемам ее визуального, аудиального и эмоционального представления, а также критериям потребительского выбора.

Имеющиеся отдельные исследования, выполненные под руководством В.В. Гацана, Н.Н. Каревой, Л.В. Мошковой в основном касаются изучения особенностей реализации и прогнозирования потребности в косметической продукции на региональном уровне. В то же время, несмотря на значительный экономический и социальный потенциал товарной категории «лечебно-косметическая продукция» для аптечных организаций, до настоящего времени отсутствуют комплексные научные разработки, затрагивающие различные аспекты обращения данной группы нелекарственного ассортимента на фармацевтическом рынке.

Актуальность исследования широкого круга проблем, связанных с правовым статусом лечебно-косметической продукции  на фармацевтическом рынке,  разработкой научных подходов к формированию и анализу ассортимента данной товарной категории, созданием образовательных программ для специалистов с фармацевтическим образованием по управлению продажами  лечебно-косметической продукции определили цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель исследования: разработка системы оценочных показателей, позволяющих охарактеризовать потребительские и экономические параметры ассортимента лечебно-косметической продукции аптечной организаций.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • изучены эволюционное развитие и современные институциональные основы обращения категорий «парфюмерно-косметическая» и «лечебно-косметическая» продукция в розничном звене фармацевтического рынка;
  • проанализированы тенденции и проблемы реализации ассортимента лечебно- и парфюмерно-косметических средств в аптечных организациях;
  • сформулированы гипотезы и следствия в отношении факторов, влияющих на процесс реализации лечебно-косметической продукции в аптеке;
  • разработаны методические подходы к анализу ассортимента лечебно- и парфюмерно-косметической продукции аптечной организации, позволяющие упорядочить существующее множество товаров, а также дать оценку потребительским и экономическим параметрам;
  • сформирована сбалансированная система оценочных показателей лечебно-косметической продукции для управления процессом их реализации в аптечной организации;
  • разработана концепция управления продажами лечебно-косметической продукции в аптечной организации на основе формирования образовательной программы;
  • предложены мероприятия по регулированию процесса реализации лечебно-косметической продукции с использованием приемов визуального и эмоционального мерчандайзинга.

Методологическая  основа, объекты и методы исследования. В основу методологии исследования положены следующие научные подходы: системный, институциональный, интеграционный, маркетинговый, поведенческий, ситуационный и процессный. Для решения поставленных задач были использованы методы исторического, логического, системного, статистического, маркетингового, графического, финансово-экономического анализа, а также социологические методы исследования.

Объектом исследования являлись: нормативно-правовая база регулирования  отношений на фармацевтическом рынке  и обращения лечебно-косметической  продукции; специалисты аптечных организаций и конечные потребители лечебно-косметической продукции, выступающие в качестве респондентов социологических исследований; ассортимент парфюмерно- и лечебно-косметических средств, представленных в аптечных организациях.

     Исходной  информацией служили: статистические и аналитические данные развития рынка парфюмерно-косметических средств; данные социологического опроса специалистов розничных аптечных организаций и конечных потребителей.

Обработка учетной информации и результатов социологических исследований проводилась с использованием современных компьютерных технологий.

Связь задач  исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научных исследований ММА им. И.М. Сеченова и является фрагментом исследования по теме «Разработка современных технологий подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием на основе достижений медико-биологических исследований», государственная регистрация №  01.200.110527.

Тема утверждена на заседании  Ученого Совета факультета послевузовского профессионального образования провизоров ММА им. И.М.Сеченова 27 ноября 2006 года протокол № 9. 

Научная новизна  результатов. Впервые на основе процессного, системного и поведенческого подходов разработана сбалансированная система оценочных показателей, позволяющая характеризовать, анализировать и оценивать лечебно- и парфюмерно-косметическую продукцию аптечной организации по показателям 4-х объектов: ассортимент, процессы, потребители и персонал.

Дано определение современных  институциональных основ обращения лечебно-косметической продукции на фармацевтическом рынке. С использованием SWOT-анализа определен рыночный потенциал лечебно-косметической продукции.

Предложены методические подходы  к анализу ассортимента парфюмерно- и лечебно-косметической продукции в аптечной организации, позволяющие упорядочить существующее множество товаров, а также дать оценку потребительским и экономическим параметрам, такие как: формирование семейства классификаций, социологические исследования.

Впервые с позиции компетентностного подхода разработана образовательная программа дополнительного профессионально развития фармацевтического специалиста в области управления продажами лечебно-косметической продукции.

С позиции визуального и эмоционального мерчандайзинга представлены основные мероприятия по регулированию процесса реализации косметической продукции в аптечной организации.

Практическая  значимость и внедрение результатов  исследования. По результатам исследования разработаны и внедрены в практическую деятельность:

  • методические рекомендации «Сбалансированная система оценочных показателей лечебно-косметической продукции для управления процессом их реализации в аптечной организации» (Акт внедрения от 15.01.2008 г. утвержден руководителем отдела обучения ЗАО «Аптеки 36.6»);
  • методические рекомендации «Регулирование процесса реализации парфюмерно-косметической продукции с использованием приемов визуального и эмоционального мерчандайзинга» (Акт внедрения от 18. 07.2008 г. утвержден руководителем отдела обучения ЗАО «Аптеки 36.6»);
  • образовательная программа в системе дополнительного образования фармацевтических кадров «Управление продажами косметической продукции в аптечной организации» (Акт внедрения от 30. 06.2008 г. утвержден Ученым Советом факультета послевузовского профессионального образования провизоров).

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты работы доложены на XV и XVI  Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» (Москва 2008 г., 2009 г.), XIII конгрессе молодых ученых и специалистов «Наука о человеке» (Томск 2007 г.), межкафедральной научно-практической конференции кафедр управления и экономики фармации, организации производства и реализации лекарственных средств факультета послевузовского профессионального образования провизоров и организации и экономики фармации фармацевтического факультета ММА имени И. М. Сеченова.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ, в том числе статья в официально рецензируемом журнале ВАК.

Положения, выдвигаемые на защиту:

  • сбалансированная система оценочных показателей ассортимента лечебно-косметической продукции аптечной организаций;
  • методические подходы к анализу ассортимента лечебно- и парфюмерно-косметической продукции в аптечной организации (формирование семейства классификаций, социологические исследования);
  • результаты социологического опроса конечных потребителей косметической продукции и специалистов аптечных организаций;
  • содержание модулей программы дополнительного профессионального развития фармацевтических специалистов в области управления процессом реализации лечебно- и парфюмерно-косметической продукции;
  • основные мероприятия  по регулированию процесса реализации косметической продукции в аптечной организации с позиции визуального и эмоционального мерчандайзинга.

Структура и  объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, изложенных на 120 страницах машинописного текста,  и приложений, содержит 15 таблиц и 23 рисунка. Библиографический указатель включает  125 литературных источников, из которых 16 на иностранном языке.

 

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы основная цель и задачи диссертационной работы, приведены методологическая основа, объекты и методы исследования, охарактеризованы научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

Глава 1. Эволюционное развитие, современные тенденции и проблемы обращения лечебно-косметической продукции в розничном звене фармацевтического рынка.

Анализ эволюционного развития продукции, позиционирующейся как косметическая и парфюмерная, показал, что уже с древних времен, она тесно связана с медицинской практикой и использованием с лечебной целью. Современные институциональные основы обращения на фармацевтическом рынке лечебно- и парфюмерно-косметической продукции определены нами как совокупность отечественных и международных  формальных (нормативно-правовых) актов различного уровня, а также неформальных норм, касающихся вопросов категоризации, регистрации, производства, реализации, продвижения, подтверждения качества и безопасности (рис. 1).




 









 


 


Рисунок 1. Структура доминантных  институтов, регулирующих обращение  лечебно- и парфюмерно-косметической  продукции на фармацевтическом рынке.

 

Основными отечественными формальными нормами по реализации исследуемой продукции на розничном фармацевтическом рынке являются Федеральный закон (ФЗ) «О лекарственных средствах» 1998 г., и «прикладной стандарт» - ОСТ 91500.05.0007-2003 « Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения». Согласно статье 32 ФЗ «О лекарственных средствах и ОСТу, аптечные учреждения наряду с лекарственными средствами имеют право приобретать и продавать косметическую и парфюмерную продукцию.

В то же время, контент-анализ литературных данных по ключевым словосочетаниям «парфюмерно-косметические изделия», «косметическая и парфюмерная продукция», выявил одновременное использование параллельно с данными терминами таких, как «лечебно-косметическая», «лечебная косметика», «космецевтика», «дерматокосметические средства» и др. В связи с этим, нами проведен анализ использования различных терминов в отношении одного из объектов настоящего исследования с точки зрения нормативно-правового статуса.

Информация о работе Разработка системы оценочных показателей лечебно-косметической продукции аптечной организации