Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:28, автореферат
Последние 15 лет преобразований в фармацевтическом секторе Российской Федерации оказали существенное влияние на структуру товарной номенклатуры аптечных организаций. Важную роль в ассортименте стали играть не только лекарственные препараты, но и другие группы средств, позиционирующиеся производителями, как товары для поддержания здоровья и красоты, в том числе и лечебно-косметическая продукция (ЛКП). Данная тенденция изменения ассортиментной структуры аптечных организаций продиктована, прежде всего, экономическими условиями их функциональной деятельности (высокий уровень конкуренции, формирование аптечных сетей, изменение формата продажи – открытая выкладка и др.), а также стремлением более полного удовлетворения запросов потребителей.
БЕХОРАШВИЛИ
НАНА
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЛЕЧЕБНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Специальность 15.00.01 – технология лекарств и
организация фармацевтического дела
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание ученой степени
кандидата фармацевтических наук
Москва - 2009
Работа выполнена в ГОУ ВПО Московская Медицинская академия
имени И.М. Сеченова
Научный руководитель:
доктор фармацевтических наук, профессор Елена Анатольевна Максимкина
Официальные оппоненты:
доктор фармацевтических наук, профессор Валерия Леонидовна Багирова
кандидат фармацевтических наук Михаил Анатольевич Ярошенко
Ведущая организация: Башкирский государственный медицинский университет
Защита состоится « 15 » июня 2009 г. в 14:00 часов на заседании Диссертационного совета Д.208.040.09 при Московской Медицинской академии имени И.М. Сеченова по адресу: 119019, Москва, Никитский бульвар, дом 13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской Медицинской академии им. И.М. Сеченова по адресу: 117998, Москва, Нахимовский проспект, дом 49.
Автореферат разослан « 13 » мая 2009 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета
доктор фармацевтических наук, профессор Наталья Петровна Садчикова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Последние 15 лет преобразований в фармацевтическом секторе Российской Федерации оказали существенное влияние на структуру товарной номенклатуры аптечных организаций. Важную роль в ассортименте стали играть не только лекарственные препараты, но и другие группы средств, позиционирующиеся производителями, как товары для поддержания здоровья и красоты, в том числе и лечебно-косметическая продукция (ЛКП). Данная тенденция изменения ассортиментной структуры аптечных организаций продиктована, прежде всего, экономическими условиями их функциональной деятельности (высокий уровень конкуренции, формирование аптечных сетей, изменение формата продажи – открытая выкладка и др.), а также стремлением более полного удовлетворения запросов потребителей.
С точки зрения товарной категории
лечебно-косметическая
С одной стороны, ряд наименований, несмотря на то, что они не являются лекарствами, можно приобрести исключительно в аптеке (например, лечебная косметика некоторых марок). С другой стороны, многие нелекарственные наименования одновременно продаются в обычных магазинах или торговых точках, специализирующихся на реализации косметики.
Продвижение косметической продукции в аптечной организации требует от персонала дополнительных знаний по специфике формирования ассортимента данной товарной категории, приемам ее визуального, аудиального и эмоционального представления, а также критериям потребительского выбора.
Имеющиеся отдельные исследования, выполненные под руководством В.В. Гацана, Н.Н. Каревой, Л.В. Мошковой в основном касаются изучения особенностей реализации и прогнозирования потребности в косметической продукции на региональном уровне. В то же время, несмотря на значительный экономический и социальный потенциал товарной категории «лечебно-косметическая продукция» для аптечных организаций, до настоящего времени отсутствуют комплексные научные разработки, затрагивающие различные аспекты обращения данной группы нелекарственного ассортимента на фармацевтическом рынке.
Актуальность исследования широкого
круга проблем, связанных с правовым
статусом лечебно-косметической
Цель и задачи исследования. Цель исследования: разработка системы оценочных показателей, позволяющих охарактеризовать потребительские и экономические параметры ассортимента лечебно-косметической продукции аптечной организаций.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Методологическая основа, объекты и методы исследования. В основу методологии исследования положены следующие научные подходы: системный, институциональный, интеграционный, маркетинговый, поведенческий, ситуационный и процессный. Для решения поставленных задач были использованы методы исторического, логического, системного, статистического, маркетингового, графического, финансово-экономического анализа, а также социологические методы исследования.
Объектом исследования
являлись: нормативно-правовая база регулирования
отношений на фармацевтическом рынке
и обращения лечебно-
Исходной информацией служили: статистические и аналитические данные развития рынка парфюмерно-косметических средств; данные социологического опроса специалистов розничных аптечных организаций и конечных потребителей.
Обработка учетной информации и результатов социологических исследований проводилась с использованием современных компьютерных технологий.
Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научных исследований ММА им. И.М. Сеченова и является фрагментом исследования по теме «Разработка современных технологий подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием на основе достижений медико-биологических исследований», государственная регистрация № 01.200.110527.
Тема утверждена на заседании Ученого Совета факультета послевузовского профессионального образования провизоров ММА им. И.М.Сеченова 27 ноября 2006 года протокол № 9.
Научная новизна результатов. Впервые на основе процессного, системного и поведенческого подходов разработана сбалансированная система оценочных показателей, позволяющая характеризовать, анализировать и оценивать лечебно- и парфюмерно-косметическую продукцию аптечной организации по показателям 4-х объектов: ассортимент, процессы, потребители и персонал.
Дано определение современных институциональных основ обращения лечебно-косметической продукции на фармацевтическом рынке. С использованием SWOT-анализа определен рыночный потенциал лечебно-косметической продукции.
Предложены методические подходы к анализу ассортимента парфюмерно- и лечебно-косметической продукции в аптечной организации, позволяющие упорядочить существующее множество товаров, а также дать оценку потребительским и экономическим параметрам, такие как: формирование семейства классификаций, социологические исследования.
Впервые с позиции компетентностного подхода разработана образовательная программа дополнительного профессионально развития фармацевтического специалиста в области управления продажами лечебно-косметической продукции.
С позиции визуального и
Практическая значимость и внедрение результатов исследования. По результатам исследования разработаны и внедрены в практическую деятельность:
Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты работы доложены на XV и XVI Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» (Москва 2008 г., 2009 г.), XIII конгрессе молодых ученых и специалистов «Наука о человеке» (Томск 2007 г.), межкафедральной научно-практической конференции кафедр управления и экономики фармации, организации производства и реализации лекарственных средств факультета послевузовского профессионального образования провизоров и организации и экономики фармации фармацевтического факультета ММА имени И. М. Сеченова.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ, в том числе статья в официально рецензируемом журнале ВАК.
Положения, выдвигаемые на защиту:
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, изложенных на 120 страницах машинописного текста, и приложений, содержит 15 таблиц и 23 рисунка. Библиографический указатель включает 125 литературных источников, из которых 16 на иностранном языке.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы основная цель и задачи диссертационной работы, приведены методологическая основа, объекты и методы исследования, охарактеризованы научная новизна и практическая значимость полученных результатов.
Глава 1. Эволюционное развитие, современные тенденции и проблемы обращения лечебно-косметической продукции в розничном звене фармацевтического рынка.
Анализ эволюционного развития продукции, позиционирующейся как косметическая и парфюмерная, показал, что уже с древних времен, она тесно связана с медицинской практикой и использованием с лечебной целью. Современные институциональные основы обращения на фармацевтическом рынке лечебно- и парфюмерно-косметической продукции определены нами как совокупность отечественных и международных формальных (нормативно-правовых) актов различного уровня, а также неформальных норм, касающихся вопросов категоризации, регистрации, производства, реализации, продвижения, подтверждения качества и безопасности (рис. 1).
Рисунок 1. Структура доминантных институтов, регулирующих обращение лечебно- и парфюмерно-косметической продукции на фармацевтическом рынке.
Основными отечественными формальными нормами по реализации исследуемой продукции на розничном фармацевтическом рынке являются Федеральный закон (ФЗ) «О лекарственных средствах» 1998 г., и «прикладной стандарт» - ОСТ 91500.05.0007-2003 « Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения». Согласно статье 32 ФЗ «О лекарственных средствах и ОСТу, аптечные учреждения наряду с лекарственными средствами имеют право приобретать и продавать косметическую и парфюмерную продукцию.
В то же время, контент-анализ литературных данных по ключевым словосочетаниям «парфюмерно-косметические изделия», «косметическая и парфюмерная продукция», выявил одновременное использование параллельно с данными терминами таких, как «лечебно-косметическая», «лечебная косметика», «космецевтика», «дерматокосметические средства» и др. В связи с этим, нами проведен анализ использования различных терминов в отношении одного из объектов настоящего исследования с точки зрения нормативно-правового статуса.