Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа
В условиях трансформационной экономики одной из основных задач регионального территориального управления становится задача повышения качества использования имеющихся и привлечение на территорию новых ресурсов. Новое качество управления территорией может быть достигнуто за счет использования принципов маркетинга в управлении территорией.
Введение..................................................................................................3
1. Основные понятия, цели и принципы регионального маркетинга.............................................................................................5
2. Целевые рынки покупателей услуг территории…………10
3. Процесс планирования и реализации регионального маркетинга…………………………………………………...............13
4. Стратегические направления и мероприятия маркетинга регионов………………………………………………………………16
5. Организация регионального маркетинга………………….21
6. Маркетинг региона и его влияние на развитие региональной экономики..................................................................25
7. Маркетинговая составляющая регионального развития................................................................................................31
Заключение..........................................................................................45
Список литературы............................................................................47
Приложение.........................................................................................48
Приложение
Рисунок
1
. Внутренняя и внешняя
маркетинговая среда
региона.
Риунок
2. .
Информационная структура
процесса регионального
маркетинга.
Рисунок
3. Вариант региональной
структуры службы
маркетинга предприятия
Таблица 1. Примеры возможных мероприятий основных разделов плана маркетинга
Стратегические направления | Мероприятие (место проведения) |
Маркетинг имиджа | Эйфелева башня (Париж), собор Василия Блаженного (Москва), Адмиралтейство (Санкт-Петербург) |
Гастроли Большого театра (Москва) | |
Проведение ежегодно чемпионата мира по какому-либо виду спорта (Рурская область, Германия) | |
Маркетинг инфраструктуры | Улучшение и поддержка системы образования (Цинциннати, США) |
Строительство метро (Нижний Новгород) | |
Перестройка работы полиции по принципу «Total Quality Management» (Мэдисон, США) | |
Планировка городской территории (повсеместно) | |
Маркетинг дос топримечательностей | Реконструкция Нижегородского кремля и Чкаловской лестницы (Нижний Новгород) |
Недели света (Эссен) | |
Открытие аквапарка (Ростов-на-Дону) | |
Проведение Дней Пушкина (Михайловское) | |
Карнавал (Кёльн) | |
Поддержка граждан | Обучение обслуживающего персонала гостиниц, таксистов и т.д. (Англия) |
Кампания по улучшению обслуживания иностранных покупателей (Париж) | |
Реклама | Рекламная кампания нового порта (Ейск) |
Рассылка приглашений на День города (Нижний Новгород) | |
Сувениры с региональной символикой (повсеместно) | |
Наружная реклама «Добро пожаловать в Ваш город ЭКСПО 2000» (Ганновер) |
Таблица 2
Внешняя торговля по регионам РФ в 2005 г. (в млн. долл.)
Регионы РФ | Со странами вне СНГ | Со странами вне СНГ | ||
Экспорт | Импорт | Экспорт | Импорт | |
РФ в целом | 89216,4 | 22257,6 | 13785,4 | 11648,4 |
Москва | 22470,9 | 9187,1 | 2482,2 | 1695,7 |
Тюменская область | 14623,5 | 707,3 | 1197,9 | 99,7 |
Санкт-Петербург | 2404,0 | 2366,4 | 140,4 | 232,2 |
Московская область | 1860,7 | 1496,8 | 219,1 | 612,5 |
Ленинградская область | 2070,9 | 438,4 | 27,7 | 21,6 |
Свердловская область | 2495,6 | 317,9 | 284,0 | 99,7 |
Республика Татарстан | 2807,4 | 248,0 | 182,8 | 115,1 |
Kрасноярский край | 3550,2 | 472,6 | 82,7 | 177,0 |
Kемеровская область | 2994,7 | 381,5 | 17,5 | 155,8 |
Свердловская область | 2495,6 | 317,9 | 284,0 | 99,7 |
Самарская область | 3236,9 | 365,4 | 277,7 | 260,8 |
Пермская область | 2271,9 | 214,4 | 69,9 | 51,2 |
Приложение*
В качестве удачного примера может быть использована Владимирская область, администрация которой решила создать комплексную систему приема иностранных капиталов. Ее важнейшей частью выступает информационное стимулирование процесса. С этой целью в 2000 г. была утверждена областная целевая программа привлечения иностранных инвестиций на территорию области в период до 2005 г., среди задач которой особо выделяется повышение инвестиционной привлекательности области на основе формирования позитивного имиджа региона.
В частности, в публикациях в СМИ, на международных ярмарках и презентациях подчеркивается, что Владимирская область является надежным регионом для международного сотрудничества, весьма привлекательным для финансовых вложений. Промышленный потенциал области представлен 11 отраслями хозяйственного комплекса. Область обладает мощным научно-техническим потенциалом, что обусловлено наличием многоотраслевой экономики, значительным сосредоточением предприятий оборонного комплекса, а также сотрудничеством владимирских ученых с научными центрами г. Москвы и соседних, высокоразвитых в научном и промышленном отношении регионов Центра РФ.
По численности людей, занятых научными исследованиями, область входит в число первых 20 среди 89 российских субъектов. Выгодно также географическое положение отрасли, расположенной в центральном районе РФ.
В публикациях отмечается позитивное отношение региональной власти к иностранным инвесторам; специально подчеркивается культурно-историческая привлекательность области, а также национально-религиозная стабильность.
Весьма результативной оказалась постоянно действующая в здании областной администрации выставка «Промышленный потенциал Владимирской области», на которой представлена продукция ведущих 100 предприятий. Удачными маркетинговыми приемами выглядят попытки отметить, что по итогам конкурса «100 лучших товаров года» 8 владимирских предприятий стали лауреатами конкурса, а также разработать перечень приоритетных инвестиционных проектов Владимирской области, который включает 13 проектов на общую сумму 84 983 тыс. долларов.
По данным Госкомстата России, в итоге за период с 1997 по 2000 гг. иностранными инвесторами вложено в экономику области 285 млн. долл., что в 13 раз больше, чем за предыдущий четырехлетний период. Наиболее яркими примерами сотрудничества являются шоколадная фабрика «Штольверк РУС» (на долю которой приходится производство одной трети российского шоколада) и стекольное предприятие РАСКО, которое производит 20% стеклобутылок современного уровня.
Еще одним примером депрессивного региона, власти которого активно проводят акции по продвижению территории, выступает Воронежская область, объем иностранных инвестиций в экономику которой вырос в результате в 2001 г. до уровня 12,2 млн. долл. и 245,2 млн. рублей.
Следует отметить, что своей главной задачей областная администрация считает не столько осуществление краткосрочных финансовых вложений в быстро окупаемые проекты, сколько привлечение иностранных инвесторов к участию в возрождении крупных бюджетообразующих предприятий области. Так, речь идет о намечающемся сотрудничестве АООТ «ВЭЛТ» (в прошлом — крупнейший производитель цветных телевизионных кинескопов) с компанией РАСКО. Кроме того, на базе производственных мощностей завода «ВЭЛТ-Кинескоп» создается совместное предприятие по производству стеклотары, в строительство которого намечено инвестировать 15 млн. долларов США.
Предполагается также финансирование ряда сельскохозяйственных программ, которые позволят решить проблему занятости в сельском хозяйстве области, например, участие иностранных инвесторов в закупке элитных пород скота.
Подобная зависимость наблюдается не только в привлечении в область иностранных инвесторов, но и других покупателей товаров и услуг региона. С этой целью в средствах массовой информации постоянно публикуются материалы о предприятиях Воронежской области и производимой ими продукции; подчеркивается обеспеченность области квалифицированными кадрами и возможность использования свободных производственных площадей; а также размещается информация, приглашающая стратегических партнеров к различным формам сотрудничества.
Таким образом, профессиональное раскрытие и продвижение информации о регионе в стандартах, понятных как для внешней, так и для внутренней среды, сегодня используется администрацией области как один из важнейших стратегических резервов успешного развития Воронежской области в кратко- и среднесрочной перспективе.
Эффективность привлечения иностранных инвестиций в регионы России в существенной мере зависит также от разъяснения инопартнерам принципов законодательной деятельности администраций регионов. В законодательстве субъектов РФ по вопросам иностранных инвестиций закреплен принцип, согласно которому законодательные и исполнительные органы власти на местах не могут ограничивать права иностранных инвесторов, предоставленные в соответствие с федеральным законодательством, но могут предоставлять дополнительные льготы, исходя из ресурсов регионального бюджета. Соответствующая законодательная база, направленная на привлечение и защиту иностранных инвестиций, разработана в настоящее время в 72 из 89 субъектов РФ.
В качестве примера можно назвать Новгородскую область, администрация которой создала на своей территории благоприятный климат для иностранных инвесторов. В результате общий объем привлеченных инвестиций за последние пять лет составил 455,6 млн. долларов. В области с 1994 г. действует Закон «О налоговых льготах предприятиям и организациям, расположенным на территории Новгородской области», который предусматривает освобождение от уплаты в областной бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий и некоторых других местных налогов до полной окупаемости проекта. Если размер налоговых льгот, предоставленных в Новгородской области предприятиям с иностранными инвестициями, составил в прошлом году 84,2 млн. рублей, то фактические поступления в областной бюджет от этих предприятий достигли 271 млн. рублей, плюс 202 млн. руб. НДС и 282 млн. руб. — во внебюджетные фонды.
Таким образом, если Новгородская область традиционно дотировалась из федерального бюджета, то сегодня она реально способна отказаться от дотаций.
Однако необходимо подчеркнуть, что в практической деятельности большинства российских регионов акции по продвижению территории — явление, к сожалению, пока редкое. Гораздо чаще речь идет об изготовлении «стандартных» документов, например годовых отчетов ведущих предприятий региона, информационных меморандумов региональной администрации, подготовленных по международным стандартам и др., которые вряд ли произведут должное впечатление на стратегических инвесторов.
В условиях
нарастания открытости региональной экономики
и необходимости повышения качества и
конкурентоспособности экспортной продукции
основные усилия многих российских регионов,
недооцененных иностранными инвесторами,
в первую очередь должны быть направлены
на формирование позитивного имиджа.
Информация о работе Развитие регионального маркетинга в России