Реклама в России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание

Понятие рекламы в России стало приживаться с XVIII в.

Подтверждение этому мы находим в «Истории Государства Российского» В. О. Ключевского, где рассказывается о том, что Екатерина Великая была уверена, что ее реформам и тем мероприятиям, которые она проводила, была «очень нужна реклама».

Известно, что в сентябре 1762 г. в Москве было напечатано объявление, из которого следовало, что по поводу коронации императрицы проводится маскарад «Торжествующая Минерва». Уже в конце ХVIII - начале XIX вв. в России выходило издание под названием «Правительственные распоряжения», где кроме информационных материалов печатались также и рекламные объявления.

Работа состоит из  1 файл

Реклама в России.дополнительное.docx

— 386.25 Кб (Скачать документ)
    1. Реклама в России

    Период  до 1917 года

    Понятие рекламы в России стало приживаться  с XVIII в.

    Подтверждение этому мы находим в «Истории Государства  Российского» В. О. Ключевского, где рассказывается о том, что Екатерина Великая была уверена, что ее реформам и тем мероприятиям, которые она проводила, была «очень нужна реклама».

    Известно, что в сентябре 1762 г. в Москве было напечатано объявление, из которого следовало, что по поводу коронации императрицы проводится маскарад «Торжествующая Минерва». Уже в конце ХVIII - начале XIX вв. в России выходило издание под названием «Правительственные распоряжения», где кроме информационных материалов печатались также и рекламные объявления.

    Интересно посмотреть, как со временем трансформировалось определение понятия «реклама» в российских справочниках и словарях, что бесспорно отражает отношение к ней в обществе. Так, в словаре В. И. Даля (1880) дается следующее толкование рекламы: «Реклама французское слово, означающее - статья в защиту свою, в опроверженье чего-либо ». Понятия рекламиста в российском лексиконе тогда не существовало.

    Однако  в словаре Ф. Ф. Павленкова (1899) можно  прочесть значительно более широкое толкование: «Реклама - всякая чрезвычайная попытка обращать на себя общее внимание; обыкновенно для этого прибегают к оригинального содержания газетным объявлениям и уличным афишам. Наибольшего развития реклама достигла в Америке». Как мы видим, в России к этому времени уже существуют два вида рекламы - реклама в прессе и наружная реклама. И уже сделана оговорка, что самое сильное развитие получила реклама в Америке, т.е. в России знали, как развивается реклама в других странах.

    Конец XIX в. и начало XX в. были временем успешного развития рекламы в России. В газетах размещалось огромное число рекламных объявлений, предлагающих разнообразные товары и услуги. Как правило, их отличал лаконичный дизайн, для их производства использовались последние достижения полиграфической промышленности.

    Наружная  реклама в России имеет уже  более чем вековую историю: так, в газетном объявлении начала XX в. предлагалось размещение рекламы на заборах, трамвайных остановках, железнодорожных вокзалах. И принимали такие заказы не рекламные  агентства, в современном понимании, а так называемые контрагентства.

    Понимание рекламы как необходимого инструмента экономики было  настолько глубоким, что российский предприниматель XIX в. Л. Х. Метцель, основатель первой в России конторы по приему объявлении, выразил это в известном теперь во всем мире лозунге: «Реклама - двигатель торговли»!

    Многолетний опыт рекламной работы российских рекламистов  позволил говорить о самобытности национальной рекламы, ее отличиях от рекламных кампаний, проводимых в других странах. Такая самобытность стала проявляться в начале XX в. В частности, рекламным объявлениям придавали неторопливый характер и делали их как можно более полными по содержанию. «Дожимать» потребителя агрессивностью стало не в правилах российских рекламистов: они поняли, что максимального эффекта можно добиться лишь мягкостью, проникновенностью и честностью. Российская реклама имеет задушевный характер, она действует на чувства человека, пытается найти отклик в его душе. В начале XX в. было замечено, что в России больше, чем в какой - либо другой стране, существует отрицательное, недоверительное отношение общества ко всякому нескромному, наглому.

    Исходя  из особенностей менталитета россиянина, таких как - духовность, тонкость чувств, сентиментальность, сострадание ближнему, верность дружбе, рекламисты, работавшие на российском рынке избегали, в частности, агрессивных элементов в рекламе.

    Оценку  роли рекламы для экономики страны дал один из видных русских рекламистов начала XIX в. А. Веригин в брошюре «Русская реклама»: «Россия имеет свою собственную культуру ... Реклама, которая действовала бы в согласии со своеобразными законами этой культуры, оказала бы ей величайшую услугу». [6;18] 
 

 

    1. Советский период

    Советский период был временем практического  отсутствия рекламной индустрии в понимании, принятом в странах с рыночной экономикой, где она признается «двигателем торговли». Планово-распределительное хозяйство не требовало такого рычага, как реклама: все было распределено планирующими организациями - министерствами и Госснабом. И все же, если и появлялись рекламные объявления, то они были просто раскрашенной информацией о товаре, а не инструментом конкурентной борьбы.

    Отношение к рекламе в СССР нашло полное отражение в ее определении, данном в Энциклопедическом словаре (1955): «Реклама - это ознакомление потребителей с товарами или услугами, оказываемыми данным производственным, торговым, транспортным, финансово-кредитным или иным предприятием, осуществляемое в форме объявлений в печати и по радио, плакатов, выставок и т.п.; в буржуазном обществе реклама служит интересам наживы капиталистов, стремящихся путем рекламы расширить сбыт товаров, навязать потребителю определенные товары или услуги. Отсюда переносное значение слова «реклама» - чрезмерное восхваление. Расходы на рекламу в эпоху империализма достигают огромных размеров. В социалистическом обществе реклама информирует потребителя о выпускаемой продукции, помогает покупателю выбирать необходимый товар, воспитывает вкусы потребителя.».

    Перед нами образец идеологического подхода  к понятию рекламы: в капиталистическом  обществе реклама - орудие наживы, в  социалистическом - инструмент информации.

    Правда, уже в 1982 г., когда стало ощущаться  приближение перестроечного времени, самый популярный в СССР «Словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова дает более реальное определение: «Реклама - оповещение различными способами  для создания широкой известности кому- чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т.п. Торговая р. Театральная р.». Более того, дается определение сотруднику рекламы: «Рекламист - составитель рекламы (специалист)».

    Отношение к рекламе как к орудию наживы в капиталистическом обществе появилось  в СССР не сразу, а лишь в конце 30-х гг. В первые годы советской власти реклама продолжала работать и была заметна. Даже выработался рекламный стиль под названием «русский авангард», над которым работали такие признанные художники, как К. Малевич, В. Татлин; Л. Лисицкий, А. Родченко. На международной выставке рекламы в Париже поэт В. Маяковский получил высшую награду.

    Он  дал свое определение рекламы, исходя из сложившихся условий: «Реклама - промышленная, торговая агитация».

    Период  нового осмысления рекламы закончился в 1930-е гг. Творческий подход к рекламе в СССР, понимание ее значения для народного хозяйства больше не возрождались.

    С этого времени в нашей стране к рекламе стали относить прежде всего витрины и интерьеры магазинов. Однако в больших, можно сказать, огромных масштабах была представлена политическая реклама одной партии - КПСС, которую мы постоянно видели на улицах городов и во время праздников и проведения «выборов».

    В ограниченных количествах допускалась  лишь реклама, в том числе иностранная, в специализированной прессе, т.е. только для специалистов. Других видов рекламы практически не было: изредка проводились презентации и рекламные семинары иностранных фирм для специалистов. Наружная реклама была представлена одними крышными лозунгами: «Слава КПСС!», «Летайте самолетами Аэрофлота!», «Храните деньги в сберегательной кассе!». Нет конкуренции - нет и рекламы.  

    С большой натяжкой можно говорить, что из всего многообразия видов  рекламы в СССР все же существовали: наружная реклама (крышные установки и политические плакаты), витринная и интерьерная реклама, реклама в специализированной прессе, рекламные мероприятия на выставках и ярмарках, проведение семинаров и презентаций.

    И все же, хотя этот период стал «мертвым сезоном» для советской рекламы, в стране работали три рекламные  организации: Союзторгреклама, Коопторгреклама и Внешторгреклама («Соверо»). Две первые занимались рекламой внутри страны, а Внешторгреклама «Соверо» былаориентированной на работу с иностранными клиентами в СССР и внешнеторговыми организациями за рубежом. Именно «Соверо» по заказам внешнеторговых организаций проводило рекламные акции за рубежом, используя весь арсенал рекламы, благодаря которому, был завоеван Золотой лев на Каннском фестивале рекламных фильмов в 1982 г., получен первый приз на Вашингтонском фестивале рекламных фильмов в 1991 г.

    В середине 80-х гг. ветер перемен  стал ощущаться и в рекламной  сфере. Было разрешено разместить в  Москве и Ленинграде крышные установки фирм социалистических стран.

    Но  в целом, как мы уже сказали, рекламной  индустрии не существовало.[6;20]

 

    1. Современное состояние (эпоха возрождения рекламы)

    С восстановлением рыночных отношений  в России в конце 80-х гг. ХХ в. для рекламы наступило новое время, она стала быстро возрождаться. Сначала в «Правде» и «Известиях» робко стали появляться небольшие неброские рекламные объявления. В 1991 г. на первом коммерческом телевизионном канале «2х2» стала регулярно выходить в эфир ТВ-реклама, начали работу частные радиостанции, по которым транслировалось много радиорекламы. В 1990 г. появилась первая крышная неоновая реклама капиталистической фирмы «Соса-Соlа», которую в Москве установило рекламное агентство «Соверо»(Рис.1.2).

    

    Рис. 1.2. Первая в СССР световая установка  капиталистической фирмы «Coca-Cola» в Москве (1990 г.)

    В этот период в Москве были созданы  первые совместные рекламные предприятия: «Соверо / Young & Rubicam», «ТИССА» (СП «Союзторгрекламы» и «Махир», Венгрия). Рынок достаточно быстро заполнился большим числом молодых рекламных агентств, таких как «Аврора», «Максима», «Премьер СВ», «Видео Интернешнл». Рекламные агентства стали создаваться в других крупных городах России. Постепенно многие международные агентства, такие, как ВВDО, «Leo Bumett», «Saatchi & Saatchi», «Ogilvy & Моthег», «МсСаnn-Еriсksоn», стали открывать свои филиалы в Москве, прийдя в Россию вслед за своими клиентами.

    Российские  рекламные агентства стали партнерами многих известных зарубежных агентств, так появились «Euro RSCG / Мaxima», «HMS Komandarm», «Lowe / Adventa» и др. Однако на рынке начали формироваться и национальные агентства, прежде всего в регионах.

    На  первом этапе развития российского  рекламного рынка доминировала реклама иностранных производителей с их многомиллионными бюджетами. Однако постепенно начинали выходить на рекламный рынок и российские компании, прежде всего банки, финансовые группы. Появилась российская реклама на телевидении.

    В 1991 г. появился первый ТВ-тизер в России, это была реклама банка «Менатеп».

    Первый  тизер в наружной рекламе был отмечен в России в 1997 г. во время рекламной кампании ИД «Коммерсанть», всколыхнувшей всю страну вопросами: «Где жена? Где власть? Где деньги?» (Рис.1.3.).

Рис 1.3. Первое использование в России интригующих  вопросов ( тизеров), размещенных на транспорте, во время проведения рекламной кампании ИД «Коммерсантъ» (1997 г.)

    Объем рекламного рынка России увеличивался из года в год: от 80 млн. долл. США  в 1992 г. до 1,8 млрд. долл. США в 1998 г. (табл. 1.2).  
 

    Таблица 1.2. Динамика развития объема рекламного рынка в России в 1992-2007 г.г., млрд. долл. США 

1992 г.  1993 г.  1994 г.  1995 г.  1996 г.  1997 г.  1998 г.  1999 г.  2000 г.  2001 г.  2002 г.  2003 г.  2004 г.  2005 г. 2006 г. 2007 г.
0,05 0,2 1,2 0,7 1,0 1,8 1,8 0,8 1,06 1,77 2,8 3,48 3,91 5,01 6,49 8,95

    После дефолта в 1998 г. рынок сократился примерно на треть.

    Многие  агентства исчезли, но сильные сохранили  свои позиции, и в 2001 г. рынок вернулся к объемам до августа 1998 г. В 2007 Г.он вырос до 8,95 млрд. дом. США, и прогнозируется его рост почти до 10 млрд. долл. США  в 2008 г.

Информация о работе Реклама в России.