1.
Роль государства
на рынке услуг
Систему
государственного регулирования потребительского
рынка следует понимать как совокупность
отношений между субъектом и
объектом управления, которые в свою
очередь подразумевают наличие
целей, задач, принципов, функций и методов
осуществления управленческого воздействия.
Главной
целью государственного регулирования
потребительского рынка является оптимизация
потребностей, интересов и целей
всех его участников, объединенных
для необходимого достижения общественно
значимых и приемлемых целей.
Решение
задач регулирования потребительского
рынка направлено на обеспечение
условий для гармоничного развития
индивидуальных, коллективных и общественных
потребностей в товарах и услугах,
что можно рассматривать как
гарантию устойчивого развития общества.
Системный
характер любого явления или процесса
подразумевает наличие определенных
принципов его протекания. В буквальном
значении принцип (от лат.) — руководящая
идея, основное правило деятельности
или же основа устройства, действия
какого-либо механизма.
Механизм
государственного регулирования рынка
потребительских товаров также
основан на определенных принципах, соблюдение
которых позволяет эффективно достигать
обозначенных целей. Эти принципы должны
учитывать особенности текущего периода
социально-экономического развития: состояние
экономики, роль государственных институтов
управления рынком, шкалу общественных
приоритетов, уровень развития материальных
и духовных потребностей населения и т.д.
Вместе с тем они должны включать и универсальные
правила управленческой деятельности,
независимо от текущих особенностей.
Функционирование
потребительского рынка — сложный
механизм взаимодействия социальных,
экономических, правовых, административных,
политических и других элементов. Авторское
видение совокупности принципов государственного
регулирования потребительского рынка
сводится к выделению трех их групп: целевые,
функционально-процессуальные и структурно-организационные.
Целевые
принципы включают:
1.
Принцип согласованности государственных
интересов с интересами других участников
рынка. Его несоблюдение ведет к противоречиям
между субъектом и объектами в механизме
регулирования, снижению мотивации участников
рынка;
2.
Принцип приоритетности социальной
составляющей в системе целей
и задач регулирования рынка, означающий,
прежде всего первичность спроса перед
товарным предложением. В условиях эффективной
системы формирования и регулирования
спроса он должен определять предложение.
Потребности, интересы и запросы потребителя
на рынке даже в условиях переходной экономики
должны быть приоритетными;
3.
Принцип подчинения локальных
интересов общим, означающий соответствие
системы целей каждого участника
рынка стратегическим и текущим
целям государства, а также
каждого отдельного элемента
любой подсистемы рынка характеру всей
подсистемы;
4.
Принцип необходимости и достаточности.
Он предполагает, что достижение
целей предыдущего уровня в
системе целей развития потребительского
рынка должно быть необходимым
и достаточным условием для
достижения целей следующего уровня.
Скажем, для обеспечения приемлемой для
получателя цены товара необходимо использование
сырья приемлемой цены, что в свою очередь
предполагает приемлемую цену его добычи,
транспортировки; высокого уровня спроса
на рынке нельзя достичь без соответствующего
роста доходов населения и т.д.;
5.
Принцип приоритетности целей
(выделения ведущего звена), не
приемлющий распыления усилий
на решение сиюминутных, неглавных
задач. Соблюдение этого принципа
означает определение устойчивых
приоритетов с высокой степенью
настоятельности, их всестороннее обоснование
и следование им. По сути, реализация названного
принципа сопряжена с построением системы
ориентиров в виде «дерева целей»;
6.
Принцип соизмеримости цели и
средств ее достижения, необходимый
как одно из условий эффективности
регулирования рынка. Важно, чтобы финансовые,
материальные и кадровые усилия не превышали
возможный результат. Скажем, решение
задачи насыщения рынка необходимыми
товарами может осуществляться на убыточной
основе для конкретных товаропроизводителей,
и дотационные выплаты для поддержания
такого производства могут в несколько
раз превышать полученный эффект от насыщения
рынка данными товарами. В этом случае
необходим кардинально новый механизм
стимулирования производства, учитывающий
как интересы потребителей, так и интересы
товаропроизводителей.
В
группу функционально-процессуальных
принципов государственного регулирования
потребительского рынка входят:
1.
Принцип оптимизации, означающий
выбор и поддержание наиболее
эффективных в данных условиях путей
развития рынка, которые приводили бы
к минимальным социально-экономическим
и политическим издержкам в обществе.
Оптимальный рынок — это лучший из возможных
на данный момент вариантов. Оптимизация
рынка означает не столько количественно-стоимостную
сбалансированность спроса и предложения
товаров, сколько минимизацию негативных
проявлений во взаимодействии этих элементов;
2.
Принцип равноправного партнерства,
предполагающий реальное равноправие
партнеров — участников рынка
(производителей, продавцов, покупателей).
Преобладание интересов и воли одного
из них неизбежно ведет к перекосам в рыночных
отношениях, подавлению экономической
и социальной инициативы партнеров. Такая
ситуация может заключаться в диктате
товаропроизводителей, которые определяют
правила взаимоотношений независимо от
реальных интересов потребителей и рыночной
инфраструктуры;
3.
Принцип дифференциации и фиксирования
регулирующих функций для исключения
их
дублирования разными уровнями и
звеньями управления. Дублирование управленческой
деятельности ведет к значительным издержкам
времени, финансовых и кадровых ресурсов.
Этот принцип, по сути, означает реализацию
в конкретной ситуации всеобщего принципа
управления — разделения труда;
4.
Принцип соответствия функциональных
полномочий и ресурсов. Он требует, чтобы
делегированные тому или иному органу
управления функциональные полномочия
были в необходимой мере обеспечены временными
и другими ресурсами. Его несоблюдение
ведет к «пробуксовыванию» и снижению
коэффициента полезной деятельности,
механизма регулирования и в конечном
итоге к неэффективности;
5.
Принцип внутреннего соответствия
власти и ответственности. На
всех уровнях и во всех органах
государственного регулирования
он направлен на недопущение
административно-правовых перекосов
в процессе управления отношениями на
потребительском рынке.
6.
Принцип функционально-целевого
единства, означающий, что количество
и содержание функций в механизме
регулирования должно сочетаться
с системой целевых установок
для данного органа регулирования,
т.е. осуществляемые виды деятельности
должны направляться на достижение конкретных
целей, обозначенных для данной функциональной
подсистемы;
7.
Принцип преемственности, означающий
объективную, научно-обоснованную
селекцию отечественного и зарубежного
опыта управления рыночными процессами
и его адаптацию к реальным условиям. Практика
показала, что, например, методы централизованного
регулирования не только возможны в условиях
провозглашенной социально-ориентированной
рыночной экономики, но и по многим причинам
необходимы.
Группа
структурно-организационных принципов
государственного регулирования потребительского
рынка включает:
1.
Принцип системности и комплексности
в управлении потребительским
рынком. Это, во-первых, рассмотрение
рынка как системы, состоящей из
отдельных подсистем равнозначного содержания.
Рынок в этой связи представляется полисистемой
многомерного характера. В качестве подсистем
должны рассматриваться названные выше
элементы рынка: спрос, предложение, инфраструктура
и т.д. Во-вторых, управление рынком должно
осуществляться комплексно на основе
всестороннего учета всех факторов, воздействующих
на объект управления. Комплексность управления
рынком в свою очередь предполагает надежное
информационное обеспечение процесса
управления;
2.
Принцип сочетания централизации и децентрализации
в управлении рынком. Он означает наилучшее
распределение прав и ответственности
в реализации рыночной политики между
уровнями управления, в первую очередь
между органами государственного управления
республиканского и местного уровней.
Реализация принципа предполагает оптимальное
сочетание вертикальных связей подчинения
и горизонтальных связей координации-согласования;
3.
Принцип научности, означающий
создание соответствующей научно-методологической
базы для эффективного регулирования
потребительского рынка. К этой деятельности
должны быть привлечены квалифицированные
кадры ученых. Научный подход в обеспечении
эффективности работы по управлению рыночными
процессами включает соответствующую
методологическую схему и организационные
структуры как специальные, так и научно-прикладного
характера;
4.
Принцип территориально-отраслевого
единства. Он направлен на согласование
функциональных и региональных
интересов в управленческой практике.
Его реализация предполагает разделение
функций и полномочий между административной
и функциональной властью. Отсутствие
в настоящее время четкого административно-функционального
разделения приводит к дублированию управленческой
деятельности, ее несогласованности и
противоречивости;
5.
Принцип открытости потребительского
рынка как системы, означающий
его взаимодействие с соседними
территориальными рынками на
условиях взаимной выгоды и
равноправия, соблюдения тактических
и стратегических интересов. Практика
показывает невозможность и недопустимость
территориальной замкнутости в организации
потребительского рынка, так как экономическое
взаимодействие с территориальными рынками
объективно и может быть взаимовыгодным;
6.
Принцип единства экономики и
политики. Применительно к потребительскому
рынку он имеет первостепенное значение,
так как потребительский рынок выполняет
наряду с прочими и политическую функцию.
Как социально-экономическая система
он отражает политические устремления
государства по удовлетворению материальных
и духовных потребностей граждан. Кроме
того, потребительский рынок участвует
в формировании мировоззрения, политических
и социальных ценностей, он является социально-экономическим
индикатором «температуры» общества и
т. д.
Функциональная
деятельность часто идентифицируется
с формами, методами, задачами управления.
Применительно к социальной сфере — функция
(от лат. functio — исполнение) — обязанность,
круг деятельности, назначение, роль. В
управленческой литературе функция управления
рассматривается как «специализированные
виды управленческой деятельности».
Автор
статьи трактует функции государственного
регулирования как целенаправленное
и цельное воздействие субъекта
на объект регулирования, на которое
он реагирует и в результате принимает
качественно новое состояние.
К
числу функций государства по регулированию
потребительского рынка, отражающих его
специфику, автор относит:
1.
Административную функцию государства,
заключающуюся в применении так
называемого административного
ресурса, т. е. комплекса властных
полномочий по устранению или профилактике
реальных или возможных отклонений на
потребительском рынке. Эта функция «включается»
в случаях, когда реализация других функций
не приносит желаемого эффекта или невозможна;
2.
Законодательную функцию, состоящую
в создании всеобъемлющего и непротиворечивого
правового поля для функционирования
всех субъектов — участников потребительского
рынка. Эта функция лежит в основе эффективной
деятельности всего механизма государственного
регулирования рынка, что не без оснований
подчеркивается и другими авторами;