Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:10, доклад
Маркетинг как комплексная, разносторонняя и целенаправленная деятельность в области производства и рынка должен обеспечить решение конкретных рыночных задач наиболее рациональным в конкретной ситуации путем. В качестве совокупности отработанных мировой практикой методов изучения рынка, поиска новых идей в производстве и реализации товаров, услуг, глубокого изучения потребностей клиентов и их удовлетворения благодаря производству и предложению новых товаров и услуг, а также как средство умелой организации связей производителей и потребителей, постоянного совершенствования системы сбыта маркетинг призван сыграть важную роль в преобразовании всех хозяйственных отношений на российском рынке.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
(РГТЭУ)
ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра «Финансы и кредит»
ДОКЛАД
на тему: Роль маркетинга в управлении банком
по дисциплине: Банковский менеджмент
студенток Берденовой К.А., Шелепнёвой Т.А.
5 курса очной формы обучения
Руководитель работы: Завгородняя Татьяна Васильевна, к.э.н., доцент, профессор
Омск – 2012
Роль маркетинга в управлении банком
Маркетинг как комплексная, разносторонняя и целенаправленная деятельность в области производства и рынка должен обеспечить решение конкретных рыночных задач наиболее рациональным в конкретной ситуации путем. В качестве совокупности отработанных мировой практикой методов изучения рынка, поиска новых идей в производстве и реализации товаров, услуг, глубокого изучения потребностей клиентов и их удовлетворения благодаря производству и предложению новых товаров и услуг, а также как средство умелой организации связей производителей и потребителей, постоянного совершенствования системы сбыта маркетинг призван сыграть важную роль в преобразовании всех хозяйственных отношений на российском рынке.
Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, политика, стратегия и тактика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией. Последние изменения в банковских системах стран с развитой рыночной экономикой, реальная хозяйственная ситуация в России сегодня привели к жизненной необходимости освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга. На это ориентируют универсализация банковской деятельности, выход ее за границы традиционных операций, усиление конкуренции с иностранными банками, появление у банков конкурентов в лице небанковских учреждений, отток вкладов из банков в силу развития рынка ценных бумаг. В результате стали характерными снижение доходности и усиление риска операций коммерческих банков. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, банкам необходимо осваивать новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигать на первое место не только интересы акционеров, но и бороться за каждого клиента. В изменившейся ситуации банковский маркетинг выступает как сочетание конкретных технических приемов работы с новым мышлением банковских служащих.
В современной российской практике мозговым центром, организующим маркетинг, как правило, является коммерческий отдел. Он занимается изучением рынка, сбором необходимой информации, ее анализом, разработкой стратегии освоения рынка.
Введение маркетинга в управление коммерческими банками положило начало возникновению системы критериев выработки стратегии и тактики деятельности, а также определению конкретных мер изучения и развития рынка. Маркетинг способствует росту доходности и снижению риска банковской деятельности. Необходимость внедрения маркетинга заключается в том, что он выступает механизмом поддержания адекватности всей деятельности банка процессам, развивающимся на рынке.
Банковские услуги в современной рыночной экономике
Коммерческие банки являются универсальным институтом и предлагают комплекс деловых услуг, которые охватывают не только традиционные кредитно-депозитные операции, но и распространяются на удовлетворение потребностей клиентов в консалтинге, инвестировании, лизинге, трасте и т. п. Банковская услуга сегодня существенно перерастает рамки исключительно финансовой сферы, хотя всегда носит косвенно финансовый характер и направлена на оптимизацию финансовых результатов хозяйственной деятельности.
Сегодня банковская услуга – интеллектуальный продукт, созданный на основе маркетинговых исследований потребности рынка с целью реализации его на рынке и извлечения прибыли.
Большинство коммерческих банков в странах с развитой экономикой рассматривают сегодня услуги клиентам как своеобразный «товар», а предоставление услуги – как продажу этого товара. Эта идея является ключевой в современных курсах обучения банковских работников, задача которых – овладеть не только непосредственно банковских делом, но и искусством создания определенной атмосферы в банке, предполагающей активное и плодотворное взаимодействие служащих банка и клиентов.
В отличие от западных стран, где маркетинг в банковской сфере формировался на основе опыта деятельности промышленных и торговых компаний и вбирал в себя достижения общей теории маркетинга, предлагающей определенные правила принятия решений, формирование его в России происходит одновременно с развитием хозяйственной рыночной структуры. Это обстоятельство усиливает значение для российского банковского бизнеса маркетинга, учитывающего специфику российской действительности.
Развитие финансового рынка пот
Специфика банковского маркетинга
Создание и развитие широкого спектра оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) услуг банков базируется на ряде основных предпосылок формирования стратегии банка, определения эффективности, концепции продажи услуг и т. п.
В настоящее время понятие маркет
В рамках маркетинга в банках в полной мере должны реализовываться следующие общи
Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены прежде всего спецификой банковской продукции. В российской экономической литературе и в практике термин «банковская продукция» появился в процессе перехода к рыночной экономике. Под ним понимается любая услуга или операция, совершаемая банком.
Банковский маркетинг, следовательно, можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.
Основные задачи маркетинга в банке таковы:
Стратегия банковского маркетинга и маркетинговые исследования
Как известно, стратегическое планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития банка на длительное время, а также необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач. Разработка стратегии маркетинга входит составной частью в общий процесс стратегического планирования и представляет собой выбор наилучших путей достижения целей банка средствами маркетинга.
Для разработки правильной маркетинговой стратегии крайне важны маркетинговые исследования и аналитическая работа. Они должны быть направлены на анализ финансового рынка и конкретного сегмента, тщательное изучение клиентской базы, спроса и конкурентной среды. Это позволит банку определить свои конкурентные преимущества, т.е. выявить те сферы деятельности, которые позволят ему превзойти конкурентов и занять прочную позицию на рынке.
Маркетинговое исследование рынка является важным этапом в процессе выведения на рынок банковских нововведений. Целью маркетингового исследования является выявление возможностей банка занять конкурентные позиции на конкретном рынке или его сегменте путем приспособления своих продуктов к спросу и требованиям клиентов. Исследования начинаются с определения потребности покупателя инновации, затем производится комплексное исследование рынка.
Каждый банк, изучая конкурентную среду, должен определять и свои конкурентные преимущества. Ими могут являться: имидж; высокое качество и разнообразие оказываемых услуг; эффективная организация производства банковских продуктов и услуг; широкая филиальная сеть; устойчивая клиентура; развитая система коммуникаций; квалификация работников, накопленный опыт; грамотный менеджмент и маркетинг; действенная реклама и т.д.
В настоящее время в качестве одного из инструментов маркетинга особую актуальность приобретает коммуникационная политика банка, то есть система мероприятий по взаимодействию с потребителями и обществом в целом, направленная на формирование спроса и увеличение объема продаж. Банкам необходимо постоянное совершенствование коммуникационной политики с целью повышения эффективности продвижения новых банковских продуктов и услуг.
Маркетинговая деятельность Сбербанка РФ
Реализуя Концепцию своего развития, Сбербанка России прошел сложный путь превращения из системы сберегательных касс в универсальный коммерческий банк, предоставляющий широкий спектр услуг своим клиентам. Важным элементом управления является совершенствование системы оплаты труда и материального поощрения служащих Банка. Одной из первостепенных задач Банка является обеспечение принципиально нового уровня обслуживания клиентов. В этих целях необходимо широкое внедрение новых банковских продуктов, основанных на современных банковских технологиях, высокой степени автоматизации и компьютеризации банковских операций, использовании совершенных телекоммуникационных сетей.
Концепция развития Сберегательного банка России получила адекватное отражение в бизнес-плане Банка
Концепция развития Банка воплощается в стратегиче
• обеспечение качественно нового уровня обслуживания граждан, отвечающего их интересам и потребностям;
• защита интересов вкладчиков, обеспечение сохранности их вкладов путем размещения привлекаемых Банком средств в наименее рискованные вложения;
• повышение сберегательной квоты и культуры сбережений в стране;
• дальнейшее развитие кредитования населения преимущественно на цели жилищного строительства;
• сбалансированное активное участие на всех сегментах денежного и фондового рынков при сохранении лидирующего положения в сфере обслуживания частных клиентов;
• определение приоритетных сегментов рынка и клиентуры Банка;
• переход от экстенсивного к преимущественно интенсивному развитию прежде всего путем более эффективного использования кредитных ресурсов;