Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:46, реферат
Возрастающая конкуренция заставляет владельцев аптек уделять больше внимания созданию конкурентных преимуществ торгового предприятия и методам завоевания покупательской лояльности. Среди таких методов - маркетинговый подход к зонированию торгового зала, созданию благоприятной информационной среды и выкладке товара.
Введение ……………………………………………………………………….….3
1. Сущность, цель, задачи и принципы аптечного мерчендайзинга ……….…4
2. Особенности выкладки аптечных товаров различных групп ………………5
Заключение ………………………………………………………………………13
Список литературы
Реферат на тему: «Роль мерчендайзинга в аптеке»
Исполнитель:
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….….
1. Сущность, цель, задачи и принципы аптечного мерчендайзинга ……….…4
2. Особенности выкладки аптечных товаров различных групп ………………5
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………...…………14
Введение
Возрастающая конкуренция заставляет владельцев аптек уделять больше внимания созданию конкурентных преимуществ торгового предприятия и методам завоевания покупательской лояльности. Среди таких методов - маркетинговый подход к зонированию торгового зала, созданию благоприятной информационной среды и выкладке товара.
В конце 90-х годов, когда российская розница стала активно осваивать средства мерчандайзинга для получения дополнительной прибыли, аптеки были одним из передовых направлений. Многие клиенты аптеки, принимая решение о покупке, в большей или меньшей степени осознанно в качестве подсказки ищут рекламные материалы. Поэтому от удобства их восприятия также зависит впечатление от аптеки. Таким образом, правильно организованное торговое пространство дает возможность посетителю наиболее полно реализовать все мотивы совершения покупки - как рациональные, так и эмоциональные. Максимальное увеличение товарооборота аптеки путем оптимизации использования ее ресурсов - материальных и человеческих - основная задача мерчандайзинга.
С первого взгляда может показаться, что мерчандайзинг выгоден только компании-производителю, так как помогает ей быстрее реализовать товар и укрепить свой имидж на рынке. Но это не совсем так. Мерчандайзинг выгоден и для аптек, и для потребителей. В аптеках мерчандайзинг помогает ускорить реализацию товара, улучшает качество обслуживания покупателей, тем самым способствует улучшению имиджа аптеки. Для покупателей грамотный мерчандайзинг дает возможность быстро выбрать товар при совершении первой покупки, легко сориентироваться при покупке какого-то конкретного товара (торговой марки), а также познакомиться с новыми товарами.
Цель данной работы – выявить основную роль мерчендайзинга в аптеке.
Задачи:
1. Цель, задачи и принципы аптечного мерчендайзинга
Впервые мерчандайзинг как набор не связанных между собой элементов маркетинга появился в период Великой депрессии в США в 1930–1935 гг. Этот период был отмечен поисками средств, способных вывести фирму на новый уровень, обеспечивающий выживание и конкурентоспособность. Мерчандайзинг медленно развивался в виде отдельных методов и приемов продвижения товаров, и так продолжалось до 60-х годов прошлого столетия, когда рынок продавца плавно начал переходить в рынок покупателя. Возросла конкуренция между продавцами, большая часть товара не находила своего покупателя. Мерчандайзинг стал востребованным и начал развиваться быстрыми темпами, постепенно превращаясь в науку.
Возникнув как серия методов размещения товаров и рекламных материалов в торговой точке для скорейшей реализации и увеличения общих объемов продаж в супермаркетах, через несколько лет мерчандайзинг проник и в аптеки, которые переняли эту технологию, увидев ее преимущества - порядок на полках, красивое оформление, улучшение имиджа, которые привели к ним уже совсем другой круг покупателей.1
Одно из самых удачных определений этому термину дала Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association - АМА): «Мерчандайзинг - это область маркетинговой деятельности, направленная на сосредоточение внимания покупателей на определенных товарах». По сути мерчандайзинг - это умение максимально повысить свой оборот, не меняя топографии аптеки.2
Вот еще одно определение, синтетическое. Мерчандайзинг - одна из составляющих маркетинга, направленная на совершенствование товаров и увеличение объема продаж розничного предприятия.3 Другими словами, мерчандайзинг представляет собой комплекс мероприятий, включающий разработку и реализацию методов, а также всевозможные технические решения, целью которых является продвижение товаров и привлечение покупателей в определенную торговую точку для увеличения ее прибыли
Цели мерчендайзинга в аптеке:
2. Особенности выкладки аптечных товаров различных групп
Принципы мерчандайзинга базируются на основных физиологических характеристиках поведения и восприятия окружающего.
Говоря о размещении препарата на уровне глаз, необходимо подчеркнуть необходимость обеспечения покупателю удобства восприятия. Этой же цели служит расположение препаратов по группам (рис. 1). Ведь поиск нужного лекарственного средства человек начинает, определившись с локализацией группы, к которой он принадлежит.
Рис. 1. Правильное расположение препаратов в аптеке - по группам
Создание ощущения множественности
товара достигается благодаря
Рис. 2. Двойная выкладка Ф-геля, размещение Ремисида и Гепарина-Дарница по сторонам от ведущего брэнда
Принцип локомотива может быть усилен законом края (рис. 3).
Рис. 3. Принцип локомотива, усиленный законом края: двойной фейсинг (Дротаверин) рядом с ведущим брэндом
По своей сути принципу локомотива близок метод разделения лавров, с одним только отличием - используется не ведущий, а наиболее рекламируемый брэнд (рис. 4).
Рис. 4. Метод разделения лавров: выкладка Нейро-Норма, Пирацетама-Дарница возле активно рекламируемого брэнда
При этом исходят из таких соображений: покупатель непременно обратит внимание на рекламируемый препарат, но возможность выбора должна быть всегда - ведь, если окажется, что он соответствует не всем требованиям (например, не устраивает цена), клиент автоматически переключит свое внимание на соседний препарат. Также такая выкладка уместна для новых препаратов. Метод разделения лавров может быть усилен законом края и эффектом множественности (рис. 5).
Рис. 5. Метод разделения лавров, усиленный законом края, двойной фейсинг Нейро-Норма
Существует мнение, что
на самых «горячих» местах должны
размещаться самые дорогие
Рис. 6. Выкладка по типу Price Leader: Дарсил - один из наиболее доступных по цене в представленной группе; двойная выкладка препарата Урсохол
Следует также помнить о том, что сезонные препараты должны занимать самые лучшие места в витринах в пик сезона (например, весной антигистаминные, зимой - противопростудные и т.д.), а вне сезона они могут быть передвинуты назад. Часто в аптечных супермаркетах можно наблюдать выкладку «под линейку» или еще хуже - пирамиды или другие геометрические фигуры из упаковок. Визуально это, вроде бы, красиво, но психологически большинству людей не хочется нарушать имеющуюся симметрию. В некоторых случаях дизайн витрины стоит принести в жертву целесообразности. Когда в ряду стоящих упаковок препарата есть брешь, это создает иллюзию бойкой торговли (то есть кто-то уже купил этот препарат или изделие) и на эмоциональном уровне стимулирует к приобретению.
Задачей мерчандайзинга является не только размещение товаров, но и эффективное использование рекламы в торговом зале. Еще лет 5 назад аптеки с удовольствием размещали в торговом зале все рекламные материалы, которые им приносили медицинские представители, и даже просили принести еще. Сегодня можно встретить аптеки, обильно и бессистемно заполненные рекламной продукцией. Однако размещение POS-материалов будет наиболее эффективным на уровне глаз возле кассы или в местах, максимально приближенных к ней (рис. 7). Покупатель часто изучает рекламную продукцию, скучая в очереди, когда просто нечем заняться.
Рис. 7. Правильное размещение POS-материалов: Медихронал — враг похмелья № 1. Зона возле кассы
Кроме того, нужно учитывать, что большинство людей правши и имеют довольно стандартный тип поведения в помещении, то есть после непродолжительного прямолинейного движения обращают свое внимание на предметы, расположенные по правую от них руку по часовой стрелке. Таким образом, можно расположить рекламные материалы напротив и справа от входа в аптеку.
Конечно, универсального способа размещения товаров и визуальной поддержки не существует. Все зависит от особенностей конкретной аптеки (форма торгового зала, расположение входа и т.п.).6
Однако не стоит забывать, что к мерчандайзингу также относятся такие мероприятия, как своевременное внесение в дефектуру препаратов, а также грамотное размещение POS-материалов (POS - point of sale - место продажи).
Вот некоторые особенности выкладки препаратов и размещения POS-материалов в аптеке:
1. Наиболее эффективным является размещение препаратов на уровне глаз. Так, путем простой перестановки товара с полки на полку можно значительно варьировать объем его продаж, вплоть до 80% (рис. 8, 9). На нижних полках, которые считаются мертвой зоной для взрослого человека, целесообразно размещать товары для детей, тогда они будут на уровне глаз ребенка и он сможет взять их в руки.
Рис. 8. Увеличение объема продаж при перемещении товара из мертвой зоны и с уровня рук на уровень глаз; уменьшение - с уровня глаз на уровень рук
Рис. 9. Двойной фейсинг препарата Ремисид - на уровне глаз. Правило: уровень глаз - уровень продаж
Создания ощущения множественности товара также ведет к увеличению товарооборота (рис. 10, 11).7
Рис. 10. Основные принципы размещения препаратов на аптечных полках
Рис. 11. Эффект отражения при зеркальных витринах искусственно умножает фейсинг
Следуя принципу локомотива, в соседстве с ведущим брэндом по данной группе можно разместить препарат, который нуждается в привлечении внимания (рис. 5).8
Рис. 5. Метод локомотива - размещение генерика Дротаверин рядом с ведущим брэндом, двойной фейсинг
Для выделения товара должна отбираться наиболее значимая информация, изложенная простыми и понятными словами, и – объем ее должен быть ограничен. Если поместить рядом с товаром листовку с описанием, читать в магазине ее не будут из-за мелкого шрифта и длинного текста. Вдобавок, листовки могут быстро закончиться. В местах тематической выкладки обязательно должен присутствовать ценник и, если выкладка расположена в удалении от места продажи, – указание, в каком отделе можно купить данный товар. Таким образом, желание совершить импульсную покупку не исчезнет после пары минут бесцельных поисков.
Организация зон самообслуживания в аптеке позволяет увеличить объем покупок за счет основных товаров (средства дезинфекции, гигиены и ухода за лицом и телом, минеральная вода и чаи), а также делает более удобной покупку приборов и приспособлений (массажеры, ингаляторы и т.п.) и средств по уходу за больными, поскольку покупатель может подержать товар в руках и самостоятельно изучить инструкцию. Прикассовая зоны в аптеке с частичным самообслуживанием может содержать и те товары, которые традиционно выкладываются в этой зоне в супермаркете – батарейки, кассеты, журналы, связанные со здоровьем и отдыхом.
Приведем несколько возможных примеров тематических выкладок (информация и консультация):