Рынок: сущность, функции и условия формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание

Задачи и цели моей курсовой работы заключаются в определении сущности рыночных отношений, функций рынка, условий его формирования. Также к целям и задачам относятся определение критериев, которые тем или иным образом влияют на состояние рынка, изучение чистой и несовершенной конкуренции.

Работа состоит из  1 файл

kyrsovaya.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

г) ужесточение  контроля за использованием бюджетных  средств

7. Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры:

а) создание сильного рыночного законодательства;

б) формирование банковской, страховой и биржевой системы.

8. Обеспечение открытости экономики,  ее интеграция в систему мирохозяйственных связей. Реализация этого  условия  предполагает предоставление права любой экономической организации осуществлять  внешнеэкономические операции с  инофирмами,  в  соответствии с законодательством, на равных условиях с остальными производителями действовать на внутреннем рынке.

9. Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики. 
 

1.3 Функции рынка.

Основными функциями рынка  являются: 

1) Распределение общего объема продукции.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль. Вообще говоря, любой  данный продукт распределяется между  потребителями на основе их способности  и желания заплатить за него существующую рыночную цену. Если цена единицы продукта Х составляет 1 дол., те покупатели, которые в состоянии и хотят заплатить эту цену, приобретут единицу этого продукта, а те, кто не в состоянии и не желают платить эту цену, продукт не купят. Размер его денежного дохода определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за продукт Х и другие имеющиеся продукты. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство может предложить в обмен на часть общественного продукта. В пределах денежного дохода потребителя готовность последнего заплатить равновесную цену за продукт Х и решает, поступит ли в распоряжение этого потребителя часть указанного продукта или не поступит. А такая готовность купить продукт Х зависит от того, отдает ли потребитель предпочтение продукту X, когда он сравнивает его с другими имеющимися близкими заменителями Х и относительными ценами на них. Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формирований структуры расходов потребителей. Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Те домохозяйства, которым удается накопить большое количество материальных ресурсов по наследству, в результате тяжелого труда и бережливости, путем использования особой деловой сметки или посредством обмана, получают крупные доходы и, таким образом, распоряжаются большими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно маленькие доли национального продукта. Индустриальные общества динамичны: меняются предпочтения потребителей, технологии производства, структура поставляемых ресурсов. Это, естественно, подразумевает, что та специфическая система распределения ресурсов, которая в настоящее время наиболее эффективна и соответствует данной структуре потребительских вкусов, данному составу альтернативных технологий и данной структуре предложения ресурсов, может превратиться в устаревшую и неэффективную по мере того, как с течением времени меняются потребительские предпочтения, создаются новые технологии производства и перестраивается состав предлагаемых ресурсов.  
 

2) Ориентирующая функция.

Предположим, что происходит изменение потребительских  вкусов. Вследствие возросшего осознания  необходимости заботиться о своем  здоровье потребители решили, что  станут меньше курить сигареты и больше ездить на велосипедах, тогда как экономика в настоящее время не обеспечивает производство необходимого количества велосипедов. Предположенное изменение во вкусах потребителей будет доведено до сведения производителей в результате увеличения спроса на велосипеды и снижения спроса на сигареты. Это означает, что цены на велосипеды повысятся, а цены на сигареты упадут. Если предположить, что до этих изменений в потребительском спросе обе отрасли получали строго нормальную прибыль, то теперь более высокие цены на велосипеды создают экономическую прибыль для производителей велосипедов, а более низкие цены на сигареты влекут за собой убытки для табачной индустрии. Личная выгода побуждает новых конкурентов вступать в процветающую отрасль производителей велосипедов. А убытки со временем заставят фирмы покинуть попавшую в кризисное положение табачную промышленность. Однако, как мы уже знаем, эти корректировки носят само- ограничительный характер для обеих отраслей. Расширение производства велосипедов будет продолжаться лишь до того момента, когда возникший рост рыночного предложения велосипедов приведет к обратному процессу, к снижению цен на них до уровня, при котором снова станет правилом нормальная прибыль. Равным образом и сокращение производства сигарет будет продолжаться лишь до тех пор, пока возникшее снижение их предложения снова не поднимет цены на сигареты до уровня, при котором фирмы смогут получать нормальную прибыль. Или, в самом крайнем случае, фирмы, производящие сигареты, перестанут существовать. Решающим здесь является то обстоятельство, что эти процессы корректировки в частном секторе полностью соответствуют предположенным изменениям вкусов потребителей. Общество (то есть потребители) требует больше велосипедов меньше сигарет, и именно это его требование удовлетворяется путем расширения производства велосипедов и сокращения производства сигарет. Кстати, эти корректировочные

процессы  показывают на деле правильность концепции  суверенитета потребителя.

     Экономическая прибыль, которая сразу же возникает  в результате повышения спроса на велосипеды, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены на велосипеды позволяют фирмам этой отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их применение не столь настоятельно требуется. Сигнал о готовности и способности использовать

больше  ресурсов в производстве велосипедов  поступает на ресурсный рынок  в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически противоположный процесс возникает в переживающем спад производстве сигарет. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства сигарет, могут теперь найти себе применение в расширяющемся производстве велосипедов. К тому же увеличение спроса на ресурсы для производства велосипедов означает более высокие цены на ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют на ресурсы для табачной промышленности, где снижение спроса на

ресурсы снизило цены на них. Возникающая  разница в ценах на ресурсы  создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных  выгод путем перераспределения своих ресурсов из производства сигарет в производство велосипедов. А это, разумеется, именно то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы осуществилось расширение производства велосипедов и сокращение производства сигарет. Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При отсутствии  рыночной системы некоему административному ведомству, вероятно правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды производства. Такой же анализ, какой мы только что предприняли, показывает, что рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям, например к изменениям в технологии и к изменениям в структуре предложения разных ресурсов.  Важный постскриптум: наш анализ того, как рыночная система направляет ресурсы из менее важных в более важные сферы применения, объясняет, почему большинство экономистов возражает против длительного замораживания цен на продукты и ресурсы путем законодательных акций. Хотя замораживание цен представляет собой весьма заманчивое средство обуздания инфляции, которое правительство время от времени пыталось применять в нашей экономике, подобное замораживание подрывает направляющую функцию цен и эвентуально препятствует осуществлению эффективного распределения. 

3) Инициирование прогресса.

Одно  дело приспосабливаться к уже  происходящим изменениям и совсем другое дело — инициировать изменения, особенно желательные.  Конкурентная  рыночная система, очевидно, содержит стимулы для технического прогресса. Пионерное применение технологии, снижающей издержки производства, обеспечивает инновационную фирму временным преимуществом перед ее конкурентами. Снижение издержек производства означает для пионерной фирмы получение экономической прибыли. Передавая потребителю часть экономии от снижения издержек в форме опасения цены продукта,     инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и высокой экономической прибыли за счет конкурентных фирм. Более того, конкурентная рыночная система определенно создает обстановку, способствующую быстрому распространению новой технологии. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет кара в виде убытков, а в перспективе и в виде банкротства. Необходимо отметить, что снижение цены на продукт, которое технический прогресс делает возможным, обусловливает расширение инновационной отрасли. Такое расширение может быть следствием увеличения объема производства существующих фирм или вступлений в отрасль новых фирм, соблазненных перспективой получения экономической прибыли, первоначально созданной техническим прогрессом. Это расширение отрасли, то есть переключение ресурсов из менее технически прогрессивных в более прогрессивные производства, есть вполне закономерный результат. Постоянное повышение эффективности использования редких ресурсов требует такого же постоянного перераспределения ресурсов из отраслей, где технология производства относительно менее эффективна, в отрасли, где она относительно более эффективна. 

4)Накопление капитала.

Однако  технический прогресс, как правило, влечет за собой увеличение количества средств производства. Предприниматель  может  получить через посредство рыночной системы в свое распоряжение ресурсы, необходимые для производства машин и оборудования, от которых зависит технический прогресс. Если общество «голосует долларами» за средства производства, рынок продуктов и ресурсный рынок среагируют на такое «голосование» производством средств производства. Иными словами, рыночная система             принимает результаты «голосования долларами» в пользу как потребителей, так и средств производства. Но прежде всего предприниматель  учитывает «голоса» за средства производства, который в качестве получателя дохода в виде прибыли может быть склонен выделить часть этого дохода на накопление средств производства. Поступая так, он может в будущем обеспечить себе еще больший доход в виде прибыли, если инновации окажутся удачными. Более того, предприниматели, уплачивая процент, могут заимствовать часть доходов домохозяйств и использовать эти заемные средства для мобилизации «долларовых голосов» в пользу производства все большего количества средств производства. 

1.4 Критерии состояния рынка.

Огромное  влияние на рынок оказывает в  каждой конкретной стране уровень ее развития. Характер рынка и его  социально-экономические последствия  в странах, которые находятся  на постиндустриальной стадии, совсем другие, чем

в развивающихся странах. Большое значение имеют мотивация труда, критерии эффективности, уровень развития рыночной инфраструктуры, в том числе банковско-кредитной системы, хозяйственные пропорции, производственные и

организационно-управленческие структуры и т. д. В развитых странах созданы общественные институты и правовые нормы, которые обеспечивают полноценное функционирование рыночных отношений и устраняют их негативные социальные последствия (антитрестовское законодательство, охрана здоровья, сокращение рабочего времени, минимальные заработки и т.д.).  
 
 
 
 
 
 
 
 

             Глава 2. Формы рынков.

2.1 РЫНОК  ЧИСТОЙ  КОНКУРЕНЦИИ

Любая попытка исследовать каждую отдельную  отрасль экономики была бы бесконечной  и невыполнимой задачей. Их просто слишком  много. Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.

Экономисты  различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

  1. чистую конкуренцию,
  2. чистую монополию,
  3. монополистическую конкуренцию
  4. олигополию.

 

   Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Опираясь на таблицу 1, я кратко охарактеризую основные черты этих четырех моделей, учитывая, что более подробные разъяснения последуют ниже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Таблица 1

                                    Характерные черты основных моделей  рынка

Характерная черта                                  Модель рынка
Чистая  конкуренция Монополистическая конкуренция  Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое  число Много Несколько Одна
Тип труда Стандартизи-

рованный

Дифференцирован-ный Стандартизирован-ный  или дифференцирован-ный Уникальный; нет  близких заменителей
Контроль  над ценой Отсутствует Некоторый, но в  довольно узких рамках Ограниченный  взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия  отсутствуют Сравнительно  легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный  упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным обра-зом  реклама, связи фирмы с общественнос-тью
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство  стали, автомобилей, сельскохозяйствен-ного инвентаря, многих бытовых электроприборов Местные предприятия  общественного пользования

Информация о работе Рынок: сущность, функции и условия формирования