Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:26, доклад
Идея сегментации рынка впервые предложена У. Смитом в 1956 г. Подчеркивая значение сегментации для практической деятельности на рынке, маркетологи утверждают, что грамотная конкурентная борьба начинается с квалифицированной сегментации рынка.
Идея сегментации рынка впервые предложена У. Смитом в 1956 г. Подчеркивая значение сегментации для практической деятельности на рынке, маркетологи утверждают, что грамотная конкурентная борьба начинается с квалифицированной сегментации рынка.
Сегментация рынка – разделение потребителей с их многочисленными и сложными потребностями на узкие, однородные по характеристикам требований группы.
Сегмент рынка
– сектор рынка, группа потребителей
с определенными схожими
Необходимость сегментации определяется давлением рынка:
Цель сегментации – выявление у каждой группы покупателей сравнительно однородных потребностей в товаре и организация в соответствии с этим товарной, ценовой, сбытовой деятельности предприятия.
Цель анализа при сегментации – выявление ниши, ее разработка и последующее освоение в борьбе с конкурентами. Эффективность сегментационного анализа оценивается с помощью следующих факторов:
Для определения сегментов используются различные критерии (табл. 3.8). Выбранный в ходе маркетингового исследования сегмент должен открывать хорошие перспективы для дальнейшего развития предприятия. В связи с этим осуществление сегментирования обусловлено стратегическими целями производителя.
К показателям, определяющим эффективность выполненной сегментации, относятся:
Таблица 3.8
Критерии определения сегмента рынка | |
Критерий сегментации | Параметры |
Количественные параметры сегмента | Ёмкость сегмента,
число потенциальных |
Доступность сегмента для предприятия | Каналы сбыта; условия хранения товара; условия транспортировки |
Существенность сегмента | Устойчивость; доступность |
Прибыльность | Рентабельность результатов деятельности предприятия на данном сегменте |
Защищенность сегмента | Уровень конкурентоспособности; потенциальные конкуренты; преимущества конкурентов |
Возможность эффектнвной работы в сегменте | Уровень подготовленности к работе; возможность достижения эффективности |
Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов | - |
При сегментации рынка выделяют различные признаки. Часть их представлена в табл. 3.9.
Таблица 3.9
Общие признаки сегментации рынка
Основные достоинства сегментации рынка:
Основные недостатки сегментации рынка:
При проведении сегментации необходимо выбрать признаки сегментации, учитывая различия между рынками товаров индивидуального потребления (рис. 3.5) и продукции производственного назначения (рис. 3.6).
Рис. 3.5. Признаки сегментации для товаров
индивидуального потребления
Рис. 3.6. Признаки сегментации для
товаров производственного
Сегментации по указанным на рис. 3.5 признакам для товаров индивидуального потребления выделяют:
В России очень распространена сегментация потребителей в зависимости от их платежеспособности.
Общее правило
при сегментации:она может
На практике используют шесть видов сегментации рынка (табл. 3.10).
Таблица 3.10
Виды сегментации рынка | |
Название | Характеристика |
Макросегментация | Деление рынков по странам, регионам |
Микросегментация | Определение групп потребителей в рамках одной страны |
Сегментация вглубь | Сегментация начинается с широкой группы потребителей, а затем сужается |
Сегментация вширь | Сегментация начинается с узкой группы потребителей, а затем расширяется |
Предварительная сегментация | Определение начала маркетинговых исследований и охват большого числы возможных рыночных сегментов, предназначенных для изучения |
Окончательная сегментация | Определение оптимальных сегментов рынка |
Оптимальным принято считать сегмент, где присутствует около 20% покупателей данного рынка, которые приобретают примерно 80% товара, предлагаемого конкретной фирмой.
Сегментация проведена успешно, если выявлено рыночное окно или обнаружена рыночная ниша.
Рыночное окно – группы потребителей, чьи конкретные потребности не могут быть прямо удовлетворены специально созданным для этого товаром, а удовлетворяются в результате использования других, аналогичных товаров.
Рыночная ниша – сегмент, для которого товары данной фирмы являются оптимальными и их поставка представляется наиболее целесообразной. Имеет высокий уровень специализации.
Рыночные ниши могут быть достаточно прибыльными за счет высокого уровня качества удовлетворения специфических потребностей ограниченного круга потребителей по повышенным ценам.
Алгоритм формирования товарной ниши представлен на рис. 3.7.
Рис. 3.7. Последовательность действий при
создании рыночной ниши
Существуют два подхода к формированию рыночной ниши:
Рыночная ниша со временем может стать крупным рыночным сегментом или даже стратегической зоной хозяйствования.
В практике маркетинга используются различные стратегии сегментации рынка (табл. 3.11).
Таблица 3.11
Стратегии сегментации рынка | |||
Название стратегии | Сущность | Черты | Использование |
Унифицированная | Собственно сегментация фактически не проводится | Отсутствие характерных признаков продавца товара; однородность рекламы; отсутствие предпочтения со стороны потребителей опреденного вида товаров | Эффективна для производителей товаров, не имеющих отличительного признака. Но есть примеры модификации таких товаров |
Дифференцированная | Различные продукты и (или) программы маркетинга разрабатываются для каждого сегмента рынка | Дифференцированные продукты и способы их реализации; более высокая степень предпочтения покупки определенных видов товара; более высокая стоимость производства товаров | Например, мороженное, выпускаемое для трех сегментов: оптовая продажа, продажа с автоматов, продажа на улицах с лотков и киосков. Целесообразна для повышения эффектиности торговли |
Коцентрированная | Усилия сосредоточены на одном или нескольких наиболее выгодных сегментах рынка | Высокий потенциал
рынка; особый престиж товара; возможности
обеспечения высокой |
Эффективна для узкоспециализированных производителей |
Атомизация | Рынок разбивается на мельчайшие единицы вплоть до индивидуального потребителя | Характерные черты потребителя | Эффективна для производителей дорогостоящего и специализированного оборудования |
Информация о работе Сегментация рынка и ее основные критерии