Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:18, реферат
Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.
Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения в условиях рынка является использование маркетингового подхода в управлении своей деятельностью, в частности сбытом и продвижением услуг. Учитывая актуальность данной проблемы, целью моего реферата является выявление основных сегментов рынка образовательных услуг, также выявление особенностей продвижения образовательных услуг на рынке, уделив особое внимание рекламе.
1. Введение 3
2. Понятие образовательных услуг 4
3. Особенности образовательных услуг 5
4. Виды образовательных услуг 7
5. Сегментация рынка образовательных услуг
5.1. Сегментация рынка образовательных услуг по группам потребителей 9
5.2. Сегментация рынка образовательных услуг по параметрам 11
5.3. Сегментация рынка образовательных услуг по конкурентам 11
6. Продвижение образовательных услуг 12
7. Заключение 14
8. Литература и Интернет ресурсы 16
1. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
К этой группе образовательных услуг можно отнести:
2. Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
К профессиональным программам образовательных услуг относят:
Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам и отражают особенности данного образовательного учреждения. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является «более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества».
Образовательные программы могут
предоставляться
Допускается также сочетание различных форм получения образования.
Помимо классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды образовательных услуг.
По длительности предоставления: долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.); среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.); краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).
По используемым методам обучения: традиционные; программы проблемного обучения; программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.
По способу оплаты услуг: платные; условно бесплатные.
Общеобразовательные, так и профессиональные программы могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования. Дополнительная образовательная услуга в Комментариях к Закону РФ «Об образовании» – это «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов».
Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.
Дополнительное образование
Услуги дополнительного
Важно также отметить, что система
дополнительного
5. Сегментация рынка образовательных услуг
5.1. Сегментация рынка образовательных услуг по группам потребителей
Применительно к образовательным услугам существуют три основных типа потребителей, образующих соответствующие рынки:
Каждый из соответствующих типов рынков обладает своими особенностями, диктует особые требования в отношении маркетинга.
Рынок, на котором потребителями выступают личности, сегментируется в соответствии с социально-демогpафическими, экономическими и культурными критериями. Исторически это первичное звено в общей структуре маркетинга в целом, так же как и в сфере образования. Важнейшая особенность маркетинга здесь - необходимость иметь дело с широчайшим кругом различных по своим требованиям, вкусам, приоритетам и проблемам потребителей. Поэтому именно здесь сегментация рынка, причем наиболее тщательная, особенно необходима.
Другая особенность этого рынка - удлиненность, многозвенность и вытекающая отсюда трудная управляемость продвижения продукции. В образовании эта особенность существует в специфическом виде - не как множественность звеньев посредничества при продажах, а как множественность и нефоpмальность источников информации, а также лиц, принимающих участие в принятии решения - родителей и других членов семьи, друзей, знакомых и т.п.
Для этого рынка характерно также, что личности, как субъекты принятия решений могут оказаться в наименьшей степени информированы, организованы, целенаправленны в процессе осуществления своего выбора.
Рынок предприятий легче поддается структуризации, сегментируется по отраслевому и другим признакам. Здесь меньше количество клиентов (хотя число их растет в связи с формированием слоя малого бизнеса), а их задачи более масштабны. Сказывается и географическая концентрированность этого рынка, по крайней мере, в отношении ряда профилей и специальностей подготовки, со стороны территориально - производственных комплексов.
Предприятиям и организациям, в отличие от личностей, свойственна относительно низкая выраженность реагирования, эластичность спроса в зависимости от изменений цены на услуги. Однако действует и другая особенность их спроса: предприятия и организации куда энергичнее реагируют на структурные сдвиги в экономике, соответственно быстро изменяя спрос в отношении профилей и специальностей подготовки.
Предприятия активнее, чем личности,
взаимодействуют с
В отношении третьего типа рынка, органы управления различных, длительное время являвшиеся единственными инвесторами сферы образования, постоянно чувствовали себя его исключительными хозяевами, что воплощалось в государственной системе распределения выпускников. Вместе с тем этот рынок достаточно привлекателен для образовательных учреждений, прежде всего - масштабами и гомогенностью спроса на специалистов (преимущественно в сферах экономики, менеджмента, права и ряда других гуманитарных профилей и специальностей), его определенной гарантированностью, а также положением самих клиентов во властной иерархии.
Реальное использование
Образовательные учреждения традиционно действуют в рамках конкретного региона, что связано с ограниченными возможностями в предоставлении обучающимся жилья, с высокой стоимостью транспортных услуг и чаще всего нацелены в основном на городской контингент, кроме учреждений сельскохозяйственного профиля подготовки.
Географические факторы сегментации являются наиболее постоянными, долгоживущими, и эта их особенность хорошо сочетается с длительностью цикла оказания образовательных услуг. К тому же географические факторы обуславливают относительную гомогенность контингента обучающихся по факторам культурно-исторических, языковых традиций, весьма значимых для образования. В последние годы географический фактор приобрел особую динамику.
При сегментации рынка
Весьма существенными на рынке образовательных услуг являются половые различия. И дело здесь не в различиях по эффективности восприятия и освоения знаний, умений и навыков, а в фактически сложившихся особенностях положения и перспектив мужчин и женщин в отношении занятости, востребования их образовательного потенциала на рынке труда.
Психографические факторы и
поведенческие факторы
5.2. Сегментация по
параметрам образовательных
Сегментация по параметрам - это фактически сегментация по типу и силе реакции потребителей на определенные параметры продукта.
Рынок образовательных услуг
Для маркетинговых исследований рынков признаки, характеризующие технологию производства продукта, являются нетипичными. Однако в маркетинге образовательных услуг они приобретают весьма существенную роль в силу специфики объекта образовательного воздействия. Обучаемый, являясь одновременно и субъектом образовательного процесса, и потребителем образовательных услуг, демонстрирует неравнодушие, именно в отношении применяемых технологий образования, форм, методов, приемов обучения.
Вслед за уровнем образования (дошкольное, школьное, вузовское и др.) главный параметр, по которому может производиться сегментация рынка образовательных услуг – это безусловно содержание, профили, группы специальностей подготовки.
Другие признаки, используемые в процессе сегментации рынка по характеристикам предлагаемых образовательных услуг (уровни фундаментальности и специализации, формы обучения и др.) еще более тесно, чем признаки профиля и специальности, связаны с факторами длительности жизненного цикла, периода востребования и старения знаний, рациональной длительности обучения. В свою очередь, это напрямую выводит нас на проблемы ценообразования. Эти же признаки являются ключевыми при рассмотрении проблем качества и ассортимента образовательных услуг, выработке соответствующих стратегий по итогам оценки конкурентоспособности и позиционирования образовательных услуг.
В целом сегментация по продукту (услуге) не может быть низведена до поиска приемлемых сегментов для уже готового, зафиксированного в своих качествах продукта. Она базируется на изучении долгосрочных тенденций спроса на рынке и применяется обычно в комплексе с сегментацией по потребителям.
Информация о работе Сегментирование и позиционирование образовательных услуг