Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:07, курсовая работа
Формирование рыночной экономики вызвало живой интерес к формам и методам производственно-коммерческой деятельности, используемым в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг, который обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Маркетинг зародился в производственной сфере и долгое время не находил применения в сфере туризма.
Введение
В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их можно встретить повсюду – в Париже, Лондоне, Москве и других городах. Сегодня туристская индустрия охватила многие, если не сказать все страны.
Формирование
рыночной экономики вызвало живой
интерес к формам и методам
производственно-коммерческой деятельности,
используемым в практике мировых
экономических процессов. Особое место
среди них занимает маркетинг, который
обеспечивает не только эффективное
удовлетворение потребностей рынка, но
и успех предприятия в
Любая компания, стремящаяся к завоеванию рынка, должна осознавать, что она не в силах обслужить всех без исключения клиентов. Потребителей слишком много, а их желания и потребности порой противоположны. Не стоит даже пытаться завоевать сразу весь рынок, будет разумнее выделить только ту его часть, которую именно эта компания именно в это время и в этом месте способна эффективно обслужить.
Более
подробно об этом и пойдет речь в
данной работе: общая характеристика
сегментирования, уровни и признаки.
А также будет исследована
тема выездного туристского рынка.
1. Сущность сегментирования и основные признаки
1.1.
Общая характеристика
Сегментирование рынка (сегментация) – разделение рынка на четко выраженные группы покупателей, каждая из которых может приобрести определенные товары и/или услуги.
Сегментация
туристского рынка определяется
как деятельность по классификации
потенциальных потребителей в соответствии
с качественными и
Главная цель сегментации – обеспечить адресность туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга – ориентация на потребителя. При этом туристское предприятие концентрирует свои усилия на “направлении главного удара” (наиболее перспективных для него сегментах рынка). Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.
Таким образом, с одной стороны, сегментация – прием для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направляется маркетинговая деятельность. А с другой стороны, - это управленческий подход к процессу принятия рыночных решений и основа для выбора оптимального сочетания элементов маркетинга.
Практика маркетинга в туризме свидетельствует, что сегментация рынка:
Сегмент
рынка – большая, идентифицированная
по каким-либо признакам группа покупателей
внутри рынка. Компании, использующие
приемы маркетинга сегмента, признают,
что нецелесообразно
Ниша
– более узкая группа покупателей,
потребности которых
Сегменты рынка достаточно обширны, поэтому их легко идентифицируют конкурирующие компании; а ниши значительно меньше их, и значит, интенсивность конкуренции на них ниже.
Компании, обслуживающие ниши, обычно прекрасно понимают запросы покупателей и стремятся полнее удовлетворить их, зная, что за это “понимание” потребители охотно заплатят немалые деньги. Например, Ferrari, имея определенный круг покупателей, устанавливает очень высокие цены на свои автомобили, так как уверена, что никто иной не в состоянии предложить им такое сочетание благ в виде товара, обслуживания, членства в клубе Ferrari и т.п.
Нишу
можно описать следующим
Покупатели имеют определенный набор потребностей
Они готовы заплатить высокую цену той компании, которая лучше других способна удовлетворить их потребности
Компания, обслуживающая нишу, должна иметь высокую квалификацию
Вследствие
узкой специализации фирма
Невелика вероятность того, что конкуренты обратят внимание именно на эту нишу
Ниша, имеющая достаточный размер и перспективы роста, приносит неплохую прибыль.
Нельзя
ни в коем случае недооценивать возможности
ниши. Сегодня завоевание ниши на рынке
становится престижным занятием.
1.2 Признаки сегментации
С целью наибольшей эффективности, сегментация должна проводиться по определенным признакам. Признак – это способ выделения данного сегмента на рынке. В туризме основными признаками сегментации являются:
Географические;
Демографические;
Социально-демографические;
Психографические;
Поведенческие.
При
сегментации рынка по географическим
признакам целесообразно
Демографические признаки (пол потребителей,
их возраст; количество членов
семьи) относятся к числу
Социально-экономические признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода.
Психографическая сегментация объединяет целый ряд характеристик потребителей. В целом он выражается “образом жизни”. Т.е. это модель жизни личности, которая определяется увлечениями, поступками, интересами, мнениями, типом отношений с другими людьми и т.д.
Поведенческие признаки связаны и во многом определяются психографическими. В основе их использования лежит учет различных аспектов поведения потребителей, таких как: мотивы поездок, искомые выгоды, степень приверженности фирме, степень готовности приобрести тур продукт и т.д.
Рассмотренные
выше признаки – это лишь основа
для первичной сегментации. Задача
маркетинга, чтобы подобрать для
конкретного предприятия свою комбинацию,
позволяющую максимально точно
установить, какой сегмент рынка
в наибольшей степени отвечает степеням
и возможностям фирмы. И лучше
использовать сочетание различных
признаков, образуя комбинированные
параметры сегментов
1.3 Основные сегменты туристского рынка
В туризме существует тенденция выделения относительно однородных сегментов по возрасту потребителей. В соответствии с данным признаком различают три сегмента:
Молодежный туризм;
Туризм среднего возраста;
Туризм третьего возраста.
Молодежный
туризм (до 30 лет) – это более дешевые
путешествия с использованием менее
комфортабельных средств
Для
туризма среднего возраста (30-50 лет)
– характерно преобладание семейного
туризма. В связи с этим необходимо
предусматривать возможность
Туристы этого возраста предъявляют повышенные требования к удобству и комфорту, содержательным экскурсионным программам, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами.
Туризм
третьего возраста (старше 50 лет) –
требует не только комфорта, но и
персонального внимания со стороны
обслуживающего персонала, возможности
получения квалифицированной
Особенностью этого сегмента является то, что не имеет ярко выраженной сезонности. Эти туристы стараются избегать периода пика туристского сезона (июль, август), поскольку он совпадает с самым жарким периодом года. Они предпочитают “бархатный сезон” с мягким климатом.
Также
сегментация рынка туризма
Эксперты Всемирной Туристской Организации (ВТО) на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.
К первому сегменту относятся лица со средним и относительно низким уровнем доходов. Основная цель путешествия -отдых на море, выбор места определяется по цене. Основной принцип – за свои деньги получить все сполна.
В
международном туристском обмене этот
сегмент туристского рынка
Ко второму сегменту относятся лица с уровнем доходов выше среднего.
Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основная цель путешествий – отдых в сочетании с познавательным интересом, при этом акцент падает на второй мотив. Отдых, имеется в виду активный, дающий возможность заниматься спортом, совершать экскурсии, посещать театры и концерты. Эти туристы - любители дальних путешествий (в отличие от предыдущих), проявляющие интерес к культуре и обычаям посещаемой страны.
Третий сегмент образуют лица с высоким уровнем доходов. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений. Как правило, эти туристы предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых. Продолжительность поездок – 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами. Иногда это очень дорогие сувениры, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие.
Информация о работе Сегментирование выездного туристского рынка