Шпаргалка по дисциплине «Международный маркетинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:36, шпаргалка

Описание

Международный маркетинг представляет собой самостоятельную область деятельности предприятия при выходе ее на внешние рынки.
Возможны следующие определения международного маркетинга.

Работа состоит из  1 файл

Voprosy_k_zachetu.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

Данная классификация дает представление  об общем развитии отдельных стран, о возможных характерных потребностях в отдельных видах товаров и услуг.

2 группа –  факторы, характеризующие состояние  экономики

Состояние экономики отдельной  страны характеризуют результаты ее текущей деятельности. Такие результаты характеризуются с помощью основных макроэкономических показателей:

• темпы изменения ВНП;

• уровень жизни населения;

• наличие безработицы;

• наличие и уровень инфляции;

• состояние валютной системы;

• сальдо платежного баланса.

3 группа –  факторы, характеризующие региональную  экономическую интеграцию

Региональная экономическая интеграция предполагает сотрудничество отдельных  стран в целях более эффективного использования их ресурсов благодаря  созданию благоприятных условий  для осуществления эффективной  предпринимательской деятельности одновременно на рынках нескольких стран (региональных рынках). Такое сотрудничество нескольких государств приводит к созданию отдельных блоков. Например, созданы Евросоюз (ЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

Уровни экономической интеграции и их характеристики представлены в  табл. 3. Достоинства и недостатки региональной экономической интеграции представлены в табл. 4.

Таблица 3

Уровни экономической интеграции и их характеристики

Уровень экономической интеграции

Его характеристика

Зоны свободной торговли

Самый низкий уровень экономической  интеграции

Свобода осуществления торговых операций между субъектами хозяйствования отдельных стран данного объединения

Каждая из стран-участниц может  сохранить торговые барьеры по отношению  к странам, не входящим в состав объединения

Таможенные союзы

Общая политика осуществления внешнеэкономической  деятельности

Установлены единые правила проведения торговых операций с субъектами хозяйствования, находящимися в странах, не входящих в данный союз

Страны общего рынка

Обладает всеми атрибутами, присущими  таможенному союзу

Мобильность в перемещении трудовых ресурсов, капиталов и технологий

Экономические союзы

Наиболее высокий уровень экономической  интеграции

Гармонизация бюджетной, монетарной и налоговой политики


4 группа –  факторы, характеризующие состояние  рынка

Данные факторы позволяют сделать  окончательный вывод об экономической среде международного маркетинга. К ним относятся:

• емкость рынка;

• потенциал рынка;

• соотношение спроса и предложения;

• доступность рынка;

• наличие конкуренции и уровень  ее развития;

• наличие и возможность использования  каналов распределения;

• возможность осуществления политики продвижения товаров;

• наличие внедренных в практику предпринимательской деятельности отдельных стандартов, в том числе международных;

• возможности реализации ценовой  политики.

 

Международная правовая среда  – один из сложнейших для изучения элементов международной среды маркетинга.

1. Правовая структура иностранного  государства: 

· какие тарифы полагаются на импортируемые  товары;

· существуют ли ограничения в отношении  экспорта на какие-либо рынки;

· существует ли привлекательная для  субсидий продукция;

· действует ли антидемпинговое  законодательство;

· есть ли законодательство в области  цен;

· каковы условия для иностранных  инвестиций;

· имеют ли национальные компании преимущества на рынке;

· наличие каких импортных/экспортных лицензий необходимо;

· существуют какие-либо ограничительные торговые соглашения;

· трудовое законодательство;

· действует ли антимонопольное  или антитрастовое законодательство;

· какие права имеют профсоюзы; налоговое законодательство и распространение его норм на иностранные компании;

· существуют ли нормы в области  защиты авторских прав;

· насколько эффективно работает правовая система;

· предусмотрены ли нормы против взяточничества.

2. Правовая среда в стране  происхождения компании:

· какие законы затрагивают деятельность за рубежом;

· предусмотрено ли содействие экспорту; применяются ли какие-либо конвенции  ООН;

· какие гарантии защиты частной  собственности существуют;

· существуют ли какие-либо соглашения с правительством интересующих стран и др.

Каждая фирма, осуществляющая предпринимательскую деятельность на внешних рынках, должна учитывать правовую среду своего государства, стран, в которых она присутствует, а также считаться с наличием международной правовой среды. Исходя из этого, выделяют три уровня права:

• национальное право;

• наднациональное право;

• международное право.

  1. Национальное право. Правовые системы каждой страны имеют свои специфические особенности. С учетом этих особенностей выделяют государства, имеющие:

• систему обычного права, в основе которой положены традиции, прецеденты, нравы и обычаи. Причем основная роль в истолковании закона принадлежит судам. Примерами стран, имеющих такую правовую систему, могут быть США, Великобритания;

• систему гражданского права, предполагающую наличие разработанного комплекса законов, сведенных в единый кодекс. Такую систему иногда называют также кодифицированной правовой системой. Она присуща более чем 70 странам мира, в том числе России, Беларуси, Германии, Франции, Японии;

• систему теократического права, учитывающую религиозные заповеди. Такая правовая система в той или иной мере присуща для 27 стран, и наиболее характерным примером стран, где она используется, являются мусульманские. В таких странах мусульманское право регулирует по существу все стороны жизни.

Тарифные барьеры. В международном маркетинге тарифами считаются обязательные платежи, устанавливаемые государством на импортируемые и экспортируемые товары. В качестве тарифных барьеров выступают пошлины и таможенные платежи.

В зависимости от того, экспортируется или импортируется товар или только транзитом перевозится через территорию государства, все пошлины подразделяются на:

• вывозные (экспортные);

• ввозные (импортные);

• транзитные.

Вывозные пошлины устанавливаются на экспортируемые товары при пересечении ими государственной границы. Их основное назначение - сократить вывоз товаров из страны ввиду их недостаточности для удовлетворения внутренних потребностей. Такие пошлины могут быть использованы и в фискальных целях для обеспечения необходимых доходов государству.

Ввозные пошлины устанавливаются  на импортируемые в страну товары, а транзитные пошлины предусмотрены для товаров, перевозимых через данное государство транзитом.

В зависимости от способов расчета  пошлины подразделяются на специфические, стоимостные и смешанные. Если они определяются относительно единицы товара, их принято называть специфическими. Стоимостные пошлины составляют определенный процент от стоимости продукции. При расчете смешанных пошлин используются оба указанных подхода.

Учитывая специфические особенности, присущие товару, пошлины подразделяются на сезонные, антидемпинговые и компенсационные. Сезонные пошлины устанавливаются на товары сезонного спроса. Антидемпинговые пошлины предусматриваются для импортных товаров, имеющих более низкие цены, чем цены на товары, реализуемые на внутреннем рынке. На ввозимые в страну товары, для производства которых были использованы субсидии, могут быть установлены компенсационные пошлины.

Наряду с указанными пошлинами  к тарифным барьерам относятся и  таможенные платежи. В их число входят акцизы, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость.

Помимо рассмотренных выше торговых барьеров следует отметить и так  называемые преференциальные пошлины. Такие пошлины являются достаточно низкими и устанавливаются на товары, ввозимые из развивающихся стран.

Нетарифные барьеры. В последние годы возрастает роль нетарифных барьеров. В отдельных случаях они оказывают более негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность, чем тарифные. Количество нетарифных барьеров существенно увеличивается в периоды спада экономики. Они менее предсказуемы и могут быть установлены в скрытой форме. К основным нетарифным барьерам относятся:

• квоты, эмбарго, добровольное ограничение  экспорта;

• лицензирование, государственная  монополия внешней торговли.

Квотирование –  установление ограничений на объем экспорта или импорта товара (квота) в количественном выражении в течение определенного периода. Лицензии на квоту обычно выдаются правительством страны. Такие лицензии определяют величину импорта или экспорта соответствующих товаров.

В табл. 5 представлены причины установления экспортных и импортных квот.

Эмбарго можно рассматривать как частный случай квотирования. Установление эмбарго предполагает полный запрет на импорт или экспорт определенного товара или всех товаров применительно к конкретной стране.

 

Таблица 5

Причины установления экспортных и  импортных квот

Причины установления экспортных квот

Причины установления импортных квот

  • необходимость обеспечить потребности в товаре на и внутреннем рынке по приемлемым для покупателей ценам;
  • целесообразность сохранения ограниченных природных ресурсов;
  • желание уменьшить поставку товара на зарубежные рынки и повысить на него цену, как это делают страны – экспортеры нефти, входящие в ОПЕК.
  • защита интересов местных товаропроизводителей;
  • привлечение нескольких поставщиков данного товара и затем путем выдачи лицензии выбор наиболее приемлемого из них.

 

Добровольное ограничение  экспорта является одним из вариантов экспортной квоты. Оно вводится отдельной страной в отношении экспорта своих товаров по просьбе другой страны. В случае невыполнения такой просьбы страна-проситель может принять более строгие меры относительно импорта товаров, вплоть до введения эмбарго. Поэтому в случае возникновения подобной ситуации на уровне стран принимаются устраивающие обе страны ограничения.

Лицензирование также является одним из способов ограничения экспортных и импортных операций. Оно представляет собой систему письменных разрешений государственных органов страны на импорт или экспорт товара в течение определенного срока. Выдаваемые лицензии обычно подразделяются на генеральные, индивидуальные и автоматические. Генеральные лицензии выдаются на длительный срок для импорта или экспорта товаров из отдельных или всех стран.

Государственная монополия  внешней торговли. При установлении государственной монополии внешней торговли осуществляется полный контроль за импортными и экспортными операциями. Для этого создаются специальные государственные структуры, которые такой контроль осуществляют.

  1. Наднациональное право

Наднациональное право определяется совокупностью норм, сформированных отдельными государствами, как правило, в некотором регионе (например, в ЕС).

  1. Международное право

Международное право определяется совокупностью единых норм права, регулирующих внешнеэкономическую деятельность физических и юридических лиц, а также отдельных государств на мировых рынках.

• Торговое право. К торговому праву относятся правовые нормы, регулирующие заключение договоров купли-продажи товаров и услуг, а также определяющие права и обязанности продавца и покупателя в процессе выполнения таких договоров. Правовыми нормами торгового права регулируются также отношения, возникающие в процессе страхования товаров и их хранения, а также регламентируются франшизные, лизинговые и другие соглашения.

• Хозяйственное право. Регулирование хозяйственной деятельности обеспечивается благодаря наличию правовых норм, определяющих механизм деятельности отдельных предпринимательских структур. Такие правовые нормы регламентируют:

- организационные формы фирм – определение сущности основных предпринимательских структур (консорциумы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), осуществляющих предпринимательскую деятельность на зарубежных рынках, и установление механизма их функционирования;

- имущественные отношения (вещное  право) – устанавливает правовые нормы отношений между субъектом и объектом права. В соответствии с уровнем таких отношений субъект может иметь либо право владения, либо право пользования, либо право распоряжения собственностью;

- арендные отношения;

- инвестиционную деятельность.

• Трудовое право. Трудовое право призвано регулировать трудовые отношения, складывающиеся в фирме при работе в ней иностранных граждан, и отношения, имеющие место при работе национальных кадров за рубежом. Многие из таких отношений регламентируются рекомендациями и конвенциями Международной организации труда (МОТ). Такие рекомендации и конвенции подлежат ратификации во всех странах – членах МОТ. После ратификации они становятся обязательными для исполнения.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Международный маркетинг»