Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:20, шпаргалка
Цели и задачи менеджмента различаются. Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем.
1.Менеджмент – это система принципов, методов, форм управления организацией, которые призваны повысить эффективность производства и увеличить прибыльность предприятия. Менеджмент применим к управлению хозяйственной деятельностью любого предприятия или фирмы сферы производства товаров и услуг. Чаще всего менеджмент изучается как дисциплина, которая призвана сформулировать основные принципы управления. Но менеджмент – это также и область профессиональной деятельности, и даже область научного исследования. В связи с этим различают цели и функции менеджмента, различные его виды и конкретные задачи.
Цели и задачи менеджмента различаются. Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее.
Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации.
Задача менеджмента – это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как:
- формирование производства
- привлечение к работам
- мотивация сотрудников к
- определение стратегии
- разработка целей и планов их достижения.
- определение требуемых
- осуществление функции контроля
2. Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.
Основные принципы менеджмента включают в себя:
- принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);
- принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: "подсистема пожизненного найма", "подсистема подготовки на рабочем месте", "подсистема ротации кадров", "подсистема репутаций", "подсистема оплаты труда", которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);
- принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);
- принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));
- принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);
- принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);
- принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;
- принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;
постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.
3. Современный менеджмент имеет следующие характерные черты:
- отказ от рационализма классической школы управление. Стало очевидным, что успех компании зависит прежде всего не от рациональной организации производства продукции, развития специализации, снижения издержек, а всемерного использования гибкости и приспособления к регулярным изменениям внешней среды, которая из себя представляет все те переменные, которые находятся за пределами предприятия им не включены в область непосредственного влияния со стороны менеджмента предприятия. Кроме этого, в рамках внешней среды – социальные условия и факторы, которые предопределяют большинство стратегически важных решений, принимаемых предприятием. Tут ключевая роль принадлежит политическим, экономическим, социально-культурным, правовым, технологическим, экологическим и другим обстоятельствам. Внешние факторы по возрастающей диктуют тактику и стратегию предприятий.
- использование в
- внутренняя обстановка
Применение ситуационного подхода управления персоналом, в основе которого лежит понятие, что организация предприятия является ответом на разнообразные влияния извне. Все решают определенные особенности – совокупность обстоятельств, которые влияют на деятельность предприятия в конкретный отрезок времени. В связи с этим довольно важно вычленить те приемы и возможности, применение которых может активно содействовать процессу достижения стратегических целей.
- признание социальной
Менеджер и требования, предъявляемые к нему
Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и
употребляется применительно к:
. организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений
или программно-целевых групп;
.
руководителю предприятия в
отделений, отделов);
. руководителю по отношению к подчиненным;
. администратору любого уровня управления, организующего работу,
руководствуясь современными
К менеджеру любого уровня
предъявляются высокие
выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:
- Менеджер-дипломат.
- Менеджер-инноватор.
- Менеджер-управляющий.
Важнейшие функции менеджера
Все же важнейшим
требованием к менеджеру
управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим
менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать,
понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык
жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать
людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия,
доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных
сделок и многому другому.
Кроме того, хороший
менеджер должен быть и
учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим
слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в
совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности
выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия,
связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на
справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и
правильности функционирования фирмы.
4. В развитие менеджмента модно выделить несколько этапов.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.