Совершенствование организации труда руководителя органа госуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание

Организация управленческого труда муниципальных служащих - один из важнейших факторов эффективной работы местной администрации. Его значение зачастую недооценивается руководителями и специалистами администраций. Однако именно рациональная организация управленческого труда существенно влияет на обоснованное распределение обязанностей внутри управленческого аппарата, методы и сроки внедрения различных технических и организационных нововведений, технологию выполнения управленческих работ, обеспечивая устойчивое положение муниципальных образований.
Одним из направлений научной организации труда муниципальных служащих является создание рациональной системы разделения труда и кооперации.

Содержание

Введение
Глава 1. Организация личной работы руководителей организаций
1.1 Элементы системы организации труда
1.2 Планирование личной работы руководителя
1.3 Организация рабочего места управленческого персонала
Глава 2. Особенности организации труда руководителей государственных органов
2.1 Руководители органов государственного и муниципального управления
2.2 Планирование работы руководителей и специалистов органов государственного и муниципального управления
Заключение
Список использование литература

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование организации труда руководителя органа госуправления.docx

— 76.80 Кб (Скачать документ)

АРМ, как инструмент рационализации и интенсификации деятельности управленческих работников, обеспечивает выполнение в автоматизированном режиме таких  функций, как информационно-справочное обслуживание, учет, анализ, контроль, а также реализацию отдельных  задач прогнозного характера.

АРМ служит для автоматизации  комплекса работ по подготовке, преобразованию, редактированию, передачи цифровой и  текстовой информации, выполнения необходимых  вычислений, организации взаимодействия пользователя с ЭВМ.

Проектирование и внедрение  АРМ предполагает, что основные операции по накоплению, переработке и хранению информации возлагаются на средства вычислительной техники; пользователь выполняет ручные операции, требующие  творческого подхода, и, используя  выходную информацию, принимает необходимые  решения. Контролируя работу вычислительных средств, пользователь вносит необходимые  изменения в значения параметров моделируемых процессов и исходные данные в процессе реализации регламентируемых должностной инструкцией видов  деятельности.

При всех вариантах проектирования АРМ пользователь должен иметь возможность  использовать лично устройства, позволяющие  ему выполнить требуемый объем  работ. К таким устройствам относятся  алфавитно-цифровые или графические  дисплеи, устройства ввода-вывода информации, накопители на магнитных носителях. Опосредствованное использование  могут находить устройства связи  ЭВМ между собой и с ЭВМ  верхнего уровня, средства передачи и  приема информации на расстоянии.8

Экономический эффект от внедрения  АРМ складывается из двух составляющих. Во-первых, это повышение качества управленческих решений, принимаемых  с помощью информации, предоставляемой  АРМ. Во-вторых, это эффект получаемый за счет снижения трудоемкости выполнения отдельных операций.

С помощью АРМ целесообразно  решать задачи, ограниченные по своим  информационным связям на входе и  выходе с другими задачами, т.е. локальные  в информационном отношении задачи.

АРМ присущ диалоговый метод  решения задач, который позволяет  использовать практический опыт сотрудников  при решении задач с недостаточно четко формализованным алгоритмом.

Проектирование и внедрение  АРМ основывается на принципах проектирования систем обработки данных, основными  из которых являются:

- принцип максимальной  ориентации на конечного пользователя. Реализация данного принципа  достигается созданием средств  адаптации АРМ к уровню подготовки  пользователя и возможностью  его обучения (самообучения) непосредственно  на данном АРМ;

- принцип проблемной ориентации. Обеспечивает ориентацию АРМ  на решение определенного класса  задач, объединенных общей технологией  обработки данных, единством режимов  работы и эксплуатации;

- принцип соответствия  информационным потребностям пользователя. К определению состава и функций  АРМ следует приступать только  после установления информационных  потребностей пользователя, которые  обеспечивают выполнение возложенных  на него функций.

Обязательным условием разработки эффективного АРМ является совместное участие будущего пользователя и  разработчика в этом процессе. Это  обеспечивает лучшее осознание всех проблемных ситуаций, стимулирует творческую деятельность пользователя АРМ, способствует повышению качества разработки АРМ.

Высокая эффективность АРМ  должна обеспечить превращение их в  надежные и доступные средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки экономически целесообразных решений.

Глава 2. Особенности  организации труда руководителей  государственных органов

 

2.1 Руководители  органов государственного и муниципального  управления

 

Управленческий труд или  труд в сфере управления является частью совокупного общественного  труда. Наряду с этим это труд работников аппарата управления по реализации функций  управления, направленных на достижение целей органа управления.

Работники органов государственного и муниципального управления, выполняющие  определенные функции управления либо способствующие их выполнению, разделяются  на основе общей классификации.

По общей классификации, осуществляемой на основе Единой номенклатуры должностей служащих, работники органов  управления, как и другие работники  умственного труда, разделяются  на основе их функциональной роли и  по видам выполняемых работ на три категории: руководители, специалисты, технические исполнители.

Руководство в литературе по социальному управлению определяется как персонифицированное управления. Поскольку управление в социальных системах есть процесс воздействия  субъекта управления на объект посредством  реализации основных функций управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование), то руководитель осуществляет воздействие  на управляемый объект посредством  реализации всей совокупности основных функций управления. Другими словами, руководитель планирует работу подчиненных  ему работников, организует, контролирует и учитывает, а также регулирует и координирует их труд.

Специалист выполняет  одну или две функции управления.

Технический исполнитель осуществляет одну или несколько вспомогательных функций управления.

В литературе по социальному  управлению выделяют три вида умственного  труда: эвристический, административный, операторный.

В качестве эвристического труда, в наиболее полной мере отражающего  природу творческой умственной деятельности, рассматривается труд руководителей  и специалистов. Этот труд с точки  зрения функционального назначения характеризуется как труд по исследованию и решению различных проблем.

Эвристический труд в зависимости  от содержания включает два вида операций: аналитические и конструктивные.

Аналитические операции заключаются  в сборе необходимой для принятия решений информации и ее анализ.

Конструктивные операции обеспечивают подготовку и принятие управленческих решений.

Административный труд, т.е. труд руководителей, направлен на непосредственное управление действиями и поведением людей при осуществлении ими  производственной деятельности.

Эвристический характер управленческого  труда, и особенно административный труд, определяют сложность управленческого  труда.

Высокая частота переключения внимания руководителей при исполнении ими своих служебных обязанностей определяет высокую напряженность  административного труда.

Процесс административного  труда включает целый ряд операций: коммуникационных (прием сотрудников  и посетителей), информационных (прием  и передача устных сообщений, работа с документами), распорядительных (отдача письменных и устных распоряжений и  указаний, установление заданий исполнителям составление и утверждение инструкции, устный инструктаж по выполнению заданий  и поручений), координационных (согласование действий подразделений и работников путем проведения совещаний, разработки планов мероприятий), контрольно-оценочных (контроль исполнения управленческих решений, планов, заданий, поручений, оценка результатов работы исполнителей и подразделений, поощрение и наложение санкций).9

Операторный труд выполняется  техническими исполнителями, и включает различные виды операций: документационные (оформление документов, их копирование, размножение, транспортировка, хранение, прием и выдача), коммуникационно-технические (ввод и вывод информации в ЭВМ, телефаксы), вычислительные (ввод, обработки и вывод информации из ЭВМ).

Руководитель в государственном  и муниципальном управлении —  это должностное лицо, наделенное полномочиями по принятию управленческих решений, обязательных для исполнения подчиненными ему работниками.

Руководители разделяются  по источнику получения полномочий на руководителей органов государственного или муниципального управления и  руководителей структурных подразделений  органов государственного или муниципального управления. Полномочия руководителей  органов государственного и муниципального управления определяются законодательством. Руководители структурных подразделений  органов управления наделяются полномочиями, которые им делегирую руководители органов управления. При этом ответственность  с руководителей органов управления за делегированные ими полномочия не снимается.

Принципам руководства на руководителей, осуществляющих руководство  на основе принципа единоначалия, и  руководителей, действующих на основе принципа коллегиальности. К первым относятся главы администрации  территориальных образований, руководители министерств, управлений, отделов, а  также структурных подразделений  органов государственного и муниципального управления. Ко вторым относятся председатели правительств и комитетов. Руководители, осуществляющие руководство на единоначальной основе, наделяются правом единоличного принятия управленческих решений. Такие руководители могут образовывать коллегии в качестве совещательных органов.

Форме управленческих отношений  на руководителей линейных (административных) и функциональных. Линейные (административные) руководители образуют (создают) орган  или систему органов государственного или муниципального управления территориального образования, назначают на должность  работников и освобождают от нее, выносят поощрения работникам за достигнутые успехи в работе и  взыскания за допущенные ими недостатки в ней и т.п. К линейным (административным) руководителям относятся: главы  администраций территориальных  образований, министры, начальники отделов  и управлений отраслевой и межотраслевой  компетенции, председатели комитетов  по вопросам руководства аппаратом  комитета. Основными обязанностями  линейных (административных) руководителей  являются: подбор и расстановка кадров; определение обязанностей, прав и  ответственности подчиненных работников; планирование, организация, контроль, учет, оценка, регулирование и координирование  труда этих работников; поддержание  на высоком уровне трудовой и производственной дисциплины. Образно говоря, линейный (административный) руководитель определяет, «что делать» подчиненным ему  работникам и «как делать» порученную им работу. Такой характер руководства  осуществляется, как ранее отмечалось, при линейном типе схемы организационной  структуры управления, применяемом  на нижних ступенях управления — в  органе (отделе) отраслевой или межотраслевой  компетенции, не имеющем структурных  подразделений и состоящем из небольшого количества работников. На более высоком уровне управления, например, на уровне руководства администрацией территориального образования, глава  администрации является линейным (административным) руководителем. По своему административно-финансовому  комплексу управления он выполняет  все четыре основные функции социального  управления: планирует, организует, контролирует и учитывает, регулирует и координирует работу непосредственно подчиненных  ему структурных подразделений  и органов управления территориального образования. По другим комплексам он выполняет только две основные функции  социального управления: планирование и организация. Функция планирования выполняется главой администрации  при утверждении планов работы органов управления территориального образования и положения о каждом органе, в котором указаны функции органа, являющиеся постоянным планом работы органа. Глава администрации выполняет и функцию организации работы администрации, так как он образует администрацию и утверждает порядок организации ее работы в виде Регламента работы администрации. Функции контроля и учета, а также регулирования и координирования он делегирует своим заместителям и управляющему делами администрации, которые являются функциональными руководителями администрации. Функциональными руководителями являются также руководители структурных подразделений администрации, которым глава администрации делегировал полномочия по выполнению вспомогательных функций, обеспечивающих деятельность администрации. К функциональным руководителям относятся, как уже ранее указывалось, председатель правительства и его заместители1, а также заместители руководителей органов государственного и муниципального управления и руководители структурных подразделений этих органов, председатели комитетов (по вопросам межотраслевого регулирования и координирования).10

4. Стилю руководства на  руководителей автократов, демократов  и либералов. Руководитель с  автократическим (директивным) стилем  сосредоточивает полномочия у  себя, полностью беря на себя  всю ответственность, стремится  сам решать не только главные,  важные проблемы деятельности  органа управления, но и второстепенные, мелкие вопросы. Руководитель-автократ  стремится к подчинению работников  по своей воле, не терпит возражений  и не считается с мнением  других людей, постоянно вмешивается  в работу подчиненных, жестко  контролирует их действия, не  допуская отклонений от своих  указаний. Активность и инициативность  со стороны подчиненных таким  руководителем не поощряется. Он  навязывает подчиненным свое  мнение даже в тех случаях,  когда сам недостаточно знаком  с существом дела. В общении  с подчиненными руководитель  с автократическим стилем, как  правило, приказывает, никогда  не просит, часто делает замечания  и выговоры подчиненным, требует  формального соблюдения дисциплины  и беспрекословного подчинения. Следует иметь в виду, что в  отдельных случаях может быть  оправдан автократический стиль  руководства, например в коллективах,  состоящих из малоквалифицированных  и малоинициативных работников, привыкших к пассивному выполнению  указаний. В этом руководителю  приходится брать всю ответственность  на себя и своей волей активизировать  деятельность подчиненных. При  этом необходимо учитывать, что  систематическое применение автократического  стиля порождает в конечном  итоге у подчиненных определенные  личностные черты, такие как  пассивность, приспособленчество и соглашательство, характеризующиеся негибкостью ума и бедностью идей, склонностью к чувству личной неполноценности, неуверенности в себе. Все это происходит от того, что сосредоточив всю власть в своих руках, руководитель-автократ единолично принимает решения, жестко определяя всю деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу.

Руководитель-демократ разделяет  ответственность с подчиненными, обсуждая с ними служебные дела на основе равноправного обмена мнениями. В решении порученных подчиненным  вопросов такой руководитель предоставляет  им самостоятельность, соразмерную  их квалификации и выполняемым обязанностям. Тому способствует коллегиальное обсуждение возникших проблем, стремление руководителя разъяснить исполнителям необходимость  и потребность в принятии решения, пробудить и поддержать их инициативу, оставляя за собой право окончательного решения, хотя может и не воспользоваться им.

Информация о работе Совершенствование организации труда руководителя органа госуправления