Специфика благотворительности в Рунете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить специфику Российской благотворительности в Интернете.
Задачи:
1) изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.
2) выявить особенности существования благотворительности в Рунете.
3) выявить формы благотворительности в Интернете.
4) понять отношение интернет-пользователей нашей страны к предмету изучения.

Содержание

Введение
1. Понятие и становление благотворительности в России
2. Понятие благотворительности в интернете
 2.1 Благотворительные организации и Интернете
 2.2 Лже-благотворительность в Интернете
 2.3 Благотворительность в социальной сети «Вконтакте»
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

курсовая бдаготворительность!!!.doc

— 342.00 Кб (Скачать документ)

        Но одного доверия к Интернету тут недостаточно. Сайт «Помогите спасти детей!» выглядит весьма убедительно, потому что члены РДКБ просят деньги на лечение конкретных детей, чьи фотографии посетители могут увидеть на титульной странице сайта. Организаторы портала работают в постоянном сотрудничестве с лечащими врачами, которые сообщают о нуждах пациентов в лекарствах, переливании крови и других процедурах. Благодаря этому сотрудничеству информация о детях регулярно обновляется.

       Совсем по иному принципу устроен другой, также весьма популярный сайт sos.ru. Его возникновению предшествовала проведенная программистом Романом Кошелевым и рекламистом Георгием Безбородовым весной 1999 года акция по поиску доноров крови для тяжело больной Франтишки Павловской. Акцию поддержали многие СМИ, огромное количество людей пришло на пункт переливания крови. Жизнь девушки была спасена.

       28 мая 1999 года Роман Кошелев и Георгий Безбородов запустили проект sos.ru – место в cети, куда любой может обратиться в трудную минуту. Сайт позволяет размещать объявления, использовать баннерную рекламу, просматривать, добавлять и обсуждать информацию. Фактически, sos.ru стал огромной доской объявлений, помогающей просящим о помощи встретиться с теми, кто готов эту помощь предоставить. Объявления здесь встречаются самые разные – от ставших уже привычными «Помогите собрать деньги на лекарства» до очень странных «Насильно выдают замуж».

        Сайт был задуман и осуществлен как самостоятельно действующая система, практически обходящаяся без модератора. Для этого необходимо заполнить предлагаемую форму, выбрать пароль, зарегистрироваться и в дальнейшем самостоятельно обновлять или удалять размещенную на сайте информацию. Деятельность администратора сайта сведена к сортировке информации и удалению нецензурщины и гестбуков[6].

        Здесь же в гестбуке можно встретить и довольно жесткую критику в адрес сайта. Естественно, в такой обширной системе есть недостатки: отсутствие сколько-нибудь четкой структуры и классификации, доказательств достоверности размещенной информации и регулярных обновлений. Практически невозможно узнать, кому и в каком объеме поступила помощь, что сейчас происходит с просящим. Очевидно, что основная проблема этого сайта в несовершенной организации.

        Создатели сайта пошли по пути перенесения успешного опыта поиска доноров для одной девушки на поиск помощи для множества людей. И, как оказалось, не очень удачно. Можем предположить, что все дело в том, что люди, занимающиеся сайтом, делают это бесплатно и в свободное от основной работы время.

Если проанализировать часть подобных сайтов в Рунете, то их можно разделить на две группы: одни нацелены на помощь ограниченному, четко оговоренному кругу просителей, как сайт «Помогите спасти детей!», другие полностью демократизированы, и не могут в полной мере контролировать и нести ответственность за происходящее, как sos.ru.

Сайт «Зов милосердия» (charity.agava.ru), созданный Андреем Ильичевым, весьма демократичен. Информацию о себе здесь может разместить любой проситель. Но из-за небольшого объема и хорошей работы администратора сайт лишен большинства недостатков sos.ru. Он выглядит структурировано и регулярно обновляется. Основная проблема поддержки работы сайта заключается в том, что не всегда возможно проверить поступившую информацию. Проверить можно лишь тех, до кого есть возможность доехать, а остальным приходится доверять, рассчитывая на их порядочность.

Подобных проблем по определению не может быть у сайта «Родительская инициатива» (hematolog.vinchi.ru:8101), который был создан Мариной и Евгением Новицких. «Родительская инициатива» существует при Крымской республиканской детской клинической больнице в Симферополе. Добровольное общество объединяет родителей, чьи дети больны различными видами лейкозов и другими онкологическими заболеваниями крови и лимфоузлов. Марина и Евгений Новицкие оказались в нем в 1997 году после того, как их 8-летний сын Даниил заболел острым лейкозом. Сайт начал работу в феврале 1999 года. Он был задуман и работает как просветительский, медико-консультационный, объединяющий и, безусловно, как средство для поиска денег на лечение детей. Поэтому на сайте есть и фотографии, и новости о состоянии детей, и информация о поступившей помощи. Работа сайта пользуется полной поддержкой врачей, администрации больницы и вниманием прессы.

Что касается сайта Российского фонда помощи (www.domovoy.ru/rfp), то он предоставляет информацию о работе фонда, помогающего просящим и дающим найти друг друга. Проект был создан благодаря поддержке издательского дома «Коммерсантъ» и журнала «Домовой», в котором публикуются письма с просьбами о помощи. Подборка писем публикуется на сайте. Фонд не имеет расчетного счета, помощь идет напрямую от человека к человеку. Читателю предлагаются письма, тщательно проверенные представителями местной администрации, снабженные необходимыми документами и комментариями.

Письма с просьбами о помощи можно увидеть и на странице сайта фонда независимого радиовещания «Ты не один» (www.fnr.ru). Но подтверждения и какой-либо информации о том, проверяются ли эти письма, на сайте нет.

Создаются все новые благотворительные сайты. Поэтому возникла необходимость в ресурсе, в котором были бы собраны все сайты, посвященные благотворительности. Именно с этой целью был задуман и создан проект «Благотворительность – Россия» (blago.ru). Любая российская благотворительная организация может быть бесплатно представлена на этом сайте, а также получить рекламную, техническую и информационную поддержку своей сетевой деятельности. Если благотворительная организация существует не менее шести месяцев и может предоставить отчет о своей деятельности, то она может быть представлена на данном ресурсе.

Поддержать данный проект обещали такие организации и компании, как «Фонд Форда», Charities Aid Foundation, «Фонд Евразия», «Русский Экспресс», «Студия Артемия Лебедева», «Телекомпания ВИД» и др. Но пока что сайт находится в стадии разработки, и неизвестно, когда он начнет функционировать. Можно предположить, что одной из причин торможения запуска портала является невозможность найти профессионального администратора и веб-мастера сайта, который мог бы полностью курировать проект, а не заниматься им урывками в свободное от зарабатывания денег время.

       Следует отметить, что все менеджеры западных благотворительных организаций получают очень солидную зарплату. Конечно, благотворительностью надо заниматься бескорыстно, но деятельность по организации благотворительности следует оплачивать.

        Все эти сайты работают практически без помощи государственных структур, очень редко их поддерживают коммерческие организации. Как правило, подобные порталы создаются самими нуждающимися, как в случае с сайтом «Родительская инициатива». В нашей стране ждать государственной помощи для развития благотворительности, тем более сетевой, не приходится, но крупные коммерческие организации – банки или гуманитарные фонды – вполне могли бы чаще поддержать подобную деятельность. Тем более что это может сильно повысить их репутацию в глазах общественности.

 

 

 

 

2.2 Лже-благотворительность в Интернете

 

     Как уже было упомянуто в предыдущем параграфе, некоторые благотворительные организации на самом деле не выполняют свои прямые обязанности, более того, детей, на нужды которых они якобы собирают пожертвования, может вообще не существовать.

    Благотворительность в наши дни является очень популярным лохотроном, так как это общественно-приемлемый способ добровольно расстаться с деньгами.

      Русскоязычный сектор Сети в меру своей малоразвитости в финансовом плане пока не очень подвержен мощным атакам мошенников, но и здесь они находят способы легкого обогащения. Некоторые — такие, как участие в MLM-схемах, финансовых пирамидах или отсутствие товара после онлайн-аукциона. Другие же являются более простыми. Часто в сети мы можем наблюдать объявления с просьбой о помощи. Их размещают на специализированных сайтах, на форумах, в блогах, на местах для рекламы. Интернет в настоящее время – это прекрасный способ дать максимальному числу людей знать о своей беде. Однако это также и замечательная возможность обмануть столь же огромное количество людей, готовых откликнуться на чужое горе.

        В Интернете даже существует ТОП основных «разводок» в Сети[7]. На первом месте здесь стоит Лже-благотворительность. Авторы подобного спама или сайтов обычно рассказывают весьма удручающие истории о голодных детдомовцах, малолетних детях, которым необходима операция, или же простых среднестатистических гражданах, которым внезапно срочно понадобилось некая сумма. Зачастую описания и фотографии берутся с благотворительных сайтов, действительно старающихся помочь детям.

       Сейчас уже построена целая индустрия на слепых больных неизлечимыми болезнями детях. Собирать пожертвования в Интернете может и организация, и частное лицо. По статистике 2009 года  только 10-12% интернет-пользователей доверяют просьбам о помощи, размещенным в сети[8]. Одним из примеров подобного мошенничества и нецелевого использования средств является, например, размещение просьб о помощи в блогах. Более того, среди блогеров, собирающих деньги на благотворительные нужды, далеко не всегда принято отчитываться о том, как были использованы полученные средства.

      Недоверие другой группы пользователей в большей степени относится к электронным платежным системам. Согласно той же статистике, только 1,3% держателей банковских карт в России пользуется интернет-банкингом: считается, что расплачиваясь банковской карточкой, велик риск нарваться на мошенников[9].

       Доски и форумы в Интернете завалены историями о больных детях, нуждающихся в дорогостоящих операциях и лекарствах. Некоторые истории оказываются действительно правдивыми. Но это единичные случаи и встретить их можно, как правило, на сайтах специализированных организаций.

       Случается, что мошенники создают сайты-клоны. Затем берут информацию, о тяжелобольных детях с настоящих благотворительных ресурсов и размещают ее на своих сайтах. Естественно посланные на указанные адреса деньги детям не доходят.

       В начале 2001 года был открыт англоязычный сайт kid-sneedhelp.com, где выставлялись фотографии детей с ресурса deti.msk.ru с измененными именами и фамилиями. Этот сайт перестал работать только недавно. Сколько денег не дошло до тех, кто в них действительно нуждался, остаётся только догадываться. На Западе подобного рода мошенничество стало давно крупным бизнесом. Сейчас этот способ получения денег дошел и до России.

 

 

 

2.3 Благотворительность в социальной сети «Вконтакте»

 

      Действительно, очень сложно понять, что жалобная история, прочитанная на Интернете, подлинная, что деньги действительно дойдут до нуждающего.

       Если взять самую популярную в России социальную сеть «Вконтакте» и ввести в поиске слово «помогите», то сайт выдаст  51 857 групп, примерно 70% которых посвящено благотворительности (сбор средств на операции и содержание больных и нищих). Но не все собранные деньги доходят до нуждающихся.

       Для исследования данной проблемы, мы в течение месяца вели наблюдение за одной из таких групп «Тубис Арина Анатольевна! СРОЧНО!!! НУЖНА ПОМОЩЬ!!!»[10].


Вот история этой девочки:

      В группе помимо реквизитов банков, несколько раз в неделю выкладывается отчет о полученных средствах и на что они тратятся. Выложены отсканированные документы и выписки со счетов. Есть возможность связаться с родственниками девочки, как в социальной сети, так и по телефону. На стене в микроблоге в течение месяца описывается состояние Арины. 8 апреля сбор средств был приостановлен, так как «на этот момент собрали нужную сумму» - сообщила членам группы тетя Арины Оксана Чернецова. Судя по изученной информации, данная группа действительно собирает деньги на помощь реальному ребенку, так как вся деятельность руководителей групп (родителей девочки) полностью открыта участникам.

      Так же в микроблоге данной группы были размещены объявления о других нуждающихся людях, так как данное сообщество пользуется большой популярностью среди пользователей. В этой группе на 10 апреля 2011 года состоит 12 246 человек. Проанализировав группы, оставляющие объявления в данном сообществе, оказалось, что некоторые из них скорей всего являются «лохотронами». Таким примером, является группа «2011» http://vkontakte.ru/club25830884. В ней есть только реквизиты банка, нет контактной информации. Последний отчет был месяц назад, а жалобные просьбы на стене продолжают писаться.

     Что же касается данной социальной сети в целом, ее благотворительной деятельности, то 4 октября 2010 года после проверки и подписания соответствующих документов «Вконтакте» запустила новый сервис. Пожертвовать деньги на благотворительность с этого момента можно, не выходя из дома. На страницах «Вконтакте» у организаций «Теплый дом» и «Подари ребенку праздник», которые занимаются помощью детям и были инициаторами создания данного сервиса, появился виджет «Пожертвования». По данным блога создателя сайта Павла Дурова в перспективе к новой системе планируют подключить около 200 благотворительных организаций. Предварительно работу каждой из них проверит администрация социальной сети. Это нужно, чтобы в число фондов, принимающих пожертвования, не проникли мошенники, объясняет Владислав Цыплухин, пресс-секретарь сети «Вконтакте»[11].

      Чтобы перевести фондам деньги, необходимо два раза кликнуть по виджету мышью. Деньги на счет фонда поступают из электронного кошелька, который каждый пользователь автоматически получает при регистрации в социальной сети. Кошелек можно пополнять банковской картой или через распространенные сейчас терминалы оплаты.

Информация о работе Специфика благотворительности в Рунете