Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 10:46, реферат
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть понятие макросреды и ее воздействие на российские предприятия.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................
1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МАКРОСРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ.....................................................................................................................................
1.1. Демографический фактор.................................................................................................
1.2 Научно-технический фактор..............................................................................................
1.3. Политический фактор.......................................................................................................
1.4. Экономический фактор.....................................................................................................
1.5. Природный фактор............................................................................................................
1.6. Культурный фактор...........................................................................................................
2. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ......................................................................................................................
2.1. Влияние демографического фактора...............................................................................
2.2. Влияние научно-технического фактора...........................................................................
2.3. Влияние политического фактора......................................................................................
2.4. Влияние экономического фактора....................................................................................
2.5. Влияние природного фактора............................................................................................
2..6. Влияние культурного фактора..........................................................................................
3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ..........................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................
Список использованной литературы....................................................................................
2.4. Влияние экономического фактора
Данный фактор влияет в основном на людей( их доходы, уровень жизни) т.е. потенциальных потребителей. Проблема уровня жизни населения в Российской Федерации является одной из наиболее сложных. Уровень реальных денежных доходов населения снизился с 1991 года примерно на 40 %, резко возросла дифференциация между доходами 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения. Покупательная способность заработной платы уменьшилась по сравнению с дореформенным периодом в 2 раза, пенсий - в 2,5 раза. Минимальные размеры оплаты труда и пенсии потеряли свое значение как важнейшие социальные нормативы. Если в 1992 году минимальная заработная плата (в среднем за год) составляла 33 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, то в 1995 году - 16 %. Дифференциация общества по уровню денежных доходов приводит к группировке населения у двух полюсов, размыванию "среднего класса", служашего во всех современных общественных формациях основой обеспечения социальной стабильности, создателем подавляющей доли общественного богатства. В целом за четыре года реформ реальные среднедушевые денежные доходы населения и заработная плата снизились существенно больше, чем объем валового внутреннего продукта в реальном исчеслении. Пенсионная система переживает период финансового кризиса. Основными проблемами пенсионной системы являются низкий уровень пенсий, снижение их покупательной способности, снижение уровня соотношения между размером пенсионных выплат и прожиточным минимумом, сужение дифференциации пенсий, нарушение установленных сроков выплаты пенсий. В настоящее время в России существует проблема бедности населения. Ситуация осложняется тем, что рост масштабов бедности затронул различные группы населения. Наряду с группами семей, включающими в себя многодетные семьи, семьи с маленькими детьми и одним родителем, одиноких пожилых людей с низкой пенсией и т.д. Эту группу пополнили так называемые "новые бедные" - работающие граждане, занятые на предприятиях, охваченных кризисом неплатежей, и работники бюджетной сферы. Все вышеописанное приводит к тому, что предприятия ориентированные на производство товаров для среднего класса вынуждены сокращать производство.
Промышленное производство. Экономический кризис обусловил продолжительный спад промышленного производства. Объем промышленного производства в 1995 году составил 46 % от выпуска продукции в 1990 году. Спад производства в различных отраслях был неравномерным и особенно значительным - в обрабатывающих отраслях. Объем производства в угольной промышленности к 1990 году снизился до 73 %, в нефтедобывающей промышленности и черной металлургии - до 57 %, в цветной металлургии - до 54 %, в пищевой промышленности - до 48 %, в химической - до 44 %, в лесной - до 40 %, в машиностроении - до 36 %, а в легкой промышленности - до 19 процентов. В связи с этим значительно ухудшилась структура промышленного производства за счет увеличения в нем удельного веса добывающих отраслей при снижении доли отраслей, выпускающих продукцию конечного потребления. Глубоким остается спад в отраслях, в основном ориентированных на внутренний рынок: в пищевой промышленности, в легкой промышленности, в производстве товаров длительного пользования. В связи с этим нарастает противоречие между объективной необходимостью формирования социально-ориентированной рыночной экономики и свертыванием потребительски-ориентированных производств. Спросовые ограничения оказали наибольшее воздействие на отрасли, производящие конечный продукт, прежде всего высокотехнологичные отрасли ВПК. Спрос на их продукцию со стороны прежнего потребителя - государства резко сократился, а со стороны новых потребителей пока не предъявлен. Кризис наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности создает реальную опасность снижения научно- технического потенциала страны и закрепляет тенденцию к деиндустриализации российской экономики.
Сельское хозяйство.
Сельскохозяйственное производство превращается
в фактор общеэкономической дестабилизации.
Продолжающийся в нем спад в условиях,
когда почти исчерпаны возможности сброса
потребления продуктов питания, приведет
к усилению критической зависимости страны
от импорта продовольствия и зерна. Тяжелое
положение сложилось как в животноводстве
(резкое сокращение поголовья скота и
снижение его продуктивности), так и в
растиениводстве (ухудшение плодородия
почв и сокращение посевных площадей).
Сельское хозяйство сталкивается в настоящее
время с целым рядом проблем. Среди них
- сложившийся диспаритет цен между промышленной
и сельскохозяйственной продукцией, а
также нечеткое определение взаимоотношений
государства с сельхозпроизводителями,
в т.ч. в части закупок продукции в федеральные
фонды. Кризисные явления в аграрном секторе
в значительной мере вызваны незавершенностью
экономической реформы. Низка эффективность
проводимых институциональных и земельных
преобразований, остаются неразвитыми
различные виды кооперации в сельском
хозяйстве и агропромышленной интеграции.
2.5. Влияние природного фактора
Пренебрежение экологическими аспектами производства продукции в современной рыночной экономике может оказаться решающим аргументом. Так, британский экспортер легковых автомобилей "Лада" - Motor Vehicle Import (MVI) - объявил о прекращении закупок "ВАЗов", которые продавались в Великобритании с 1973 г. Первые серьезные затруднения в продаже автомобилей на Британских островах возникли в ноябре 1996 г., когда англичане приостановили закупку "Лад", ожидая подписания контракта на поставку инжекторных систем вспрыска топлива из США. Из-за неспособности "АвтоВАЗа" модернизировать "Лады" уровень продажи упал с 30 тыс. автомобилей в 1988 году до 4,5 тыс. в 1996 году. Наши автомобили не пользуются спросом, так как двигатели "Жигулей" не соответствуют британским стандартам. Ужесточение норм токсичности выхлопных газов автомобилей привело к тому, что последняя новинка "ВАЗ-2110" не прошла сертификацию для продажи в Европе.
Природоохранные вложения порой выгодней, чем экономия на них. Как свидетельствуют факты, часто действительное вложение финансовых средств в природоохранные мероприятия может дать больший экономический эффект, чем последующие попытки предотвращения аварий. После прорыва трубопровода под Ханты-Мансийском и выброса в реку 3-х тысяч тонн нефти очистные мероприятия обошлись компании "ЮКОС" в 96 миллиардов рублей, а 36 миллиардов составили штрафные санкции местного комитета по экологии. Стоимость же станка горизонтального бурения, с помощью которого нефтепровод прокладывается под дном реки и становится безопасным, - 37 миллиардов рублей. Легко подсчитать, что если бы экологические расчеты были сделаны заранее и станок приобретен до аварии, а не после нее, то "Юкос" не понес бы таких внушительных финансовых потерь.
Экологические факторы в деятельности нефтеперерабатывающих заводов в Ленинградской области. В Киришах руководство АО "Кинеф" (бывшее "Киришинефтеоргсинтез") провело встречу с представителями природоохранных организаций и работниками средств массовой информации. Официально ее темой была экологическая безопасность недавно открытого завода по производству основы для синтетических моющих средств ЛАБЛАБС. Однако можно с уверенностью сказать, что созвать конференцию ее организаторов побудило обострение конкуренции на топливном рынке северо-запада России, в ходе которой руководство НПЗ попыталось использовать "зеленую карту". НПЗ вынужден был пойти на крупные затраты – контракт с американской компанией UOP предусматривал оснащение нового завода природоохранными технологиями общей стоимостью $ 12,5 млн.
Экологический имидж
банков. Участие коммерческих банков
в разработке и реализации мероприятий
по обеспечению устойчивого развития
России в свою очередь способствует формированию
у них благоприятного экологического
имиджа, что в современных условиях может
рассматриваться как важный показатель
рейтинга банка и выступать средством
конкурентной борьбы. Не случайно девиз
"Эконацбанка" "Мы помогаем сохранять
окружающий мир" очень созвучен интересам
экономики и экологии. "Межэкономбанк"
финансирует проекты сохранения редких
видов животных, и для своего имиджа в
рекламе использует эту тему.
2..6. Влияние культурного фактора
В настоящее время наблюдается усиление
влияния этого фактора на российские фирмы.
В первую очередь это видно на процветании
такого бизнеса, как туризм. Можно привести
такие цифры: если в 1988 году за границу
СССР выезжало 4,3 млн. чел. (из них по линии
туристских организаций около 1 млн.), то
в 1995 году цифры кардинально изменились
- из России выехало 8,4 млн. чел (2,6 млн. по
линии тур фирм). Значительно возросло
количество туристических фирм. Происходит
так же увеличение числа развлекательных
заведений (казино, дискотеки, бары). Люди
начали обращаться к церкви, а это в свою
очередь расширяет рынок сбыта фирм связанных
с производством церковных принадлежностей.
С развитием профессиональной аудио и
видео техники стали создаваться кинотеатры
с панорамным звуком и стерео изображением,
создающие эффект присутствия. Это в свою
очередь начинает привлекать людей в кинотеатры.
Появилось множество дискотек, что дает
предприятиям возможность для сбыта профессиональной
аудио, свето и видео техники. Молодежь
увлекается роликовыми коньками, что дает
фирмам шанс выйти на рынок роликовых
коньков, особенно после августовского
кризиса российские фирмы просто обязаны
воспользоваться возможностью захвата
этого рынка т.к. импортные товары подорожали
в несколько раз. В настоящее время наблюдается
усиление занятий спортом. Фирмы производящие
спортивный инвентарь могут заполучить
необъятный российский рынок ввиду того,
что он только начинает свое развитие.
Ярким примером на рынке спортивного инвентаря
может служить фирма «Kettler» Начали появляться
фирмы, которые профессионально разбивают
парки, сады, клумбы.
3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Влияние различных факторов на предприятия происходит далеко не одинаково ввиду того, что сейчас в России наблюдается глубокий экономический и политический кризис. Это в свою очередь приводит к тому, что на первое место по влиянию на предприятия выходят такие факторы как экономический и политический.
По степени
влияния факторы можно
1. Политическийфактор – из-за того, что наш президент и ГосДума не могут прийти к политическому согласию, они не в состоянии квалифицированно управлять страной и принимать необходимые законы. Результатом их конфронтации может стать попытка Президента распустить, а ГосДума в свою очередь попытается отстранить президента от должности. Все эти действия отрицательно скажутся на экономике в целом и на каждом предприятии в частности.
2. Экономический фактор – ввиду кризиса неплатежей между предприятиями, и оттока капиталов за рубеж российские предприятия оказались в долговой яме перед работниками (заработная плата) и перед государством (налоги). Отсутствие у людей денег и рост безработицы сказались на спросе многих товаров, которые оказались не востребованными.
3. Научно-технический фактор – основные фонды предприятий в основной своей части уже давно отслужили свой срок службы, а заменить их российским предприятиям не по карману. Поэтому они производят продукцию с высокой долей затрат на устаревшем оборудовании.
Развитие науки должно происходить в трех основных направлениях. Первое - фундаментальные исследования в рамках Российской академии наук. Деятельность Академии наук должна финансироваться преимущественно из государственного бюджета.
Второе - усиление исследовательской деятельности в высших учебных заведениях в учебных целях и в целях их самофинансирования;
Третье - развитие исследовательских структур в крупных фирмах, функционирующих на коммерческой основе и ориентированных, в основном, на прикладные исследования;
4. Природный фактор – сырьевые запасы России постепенно истощаются. Это в основном такие запасы как марганец, хром, высококачественные бокситы. Предприятия вынуждены закупать данное сырье в других странах, что ведет к увеличению себестоимости продукции. Необходимо сокращать ресурсоемкость продукции.
5. Культурный фактор – начинает постепенно увеличивать свое влияние на фирмы. Это происходит за счет создания новых фирм по проведению досуга и культурно-оздоровительных центров, а так же за счет фирм производящих оборудование для этих центров. На данный момент существует много не реализуемых или слабореализуемых составляющих данного фактора – например турпоходы, подводное плавание, велотуризм и т.д.
6. Демографический – его влияние в основном сказывается на «утечке мозгов» в другие страны. Так же ввиду старения населения и уменьшения доли занятого населения, занятому населению приходится «взваливать» на свои плечи дополнительное бремя отчислений в пенсионные фоны, и фонды социального страхования.
В России сложилась чрезвычайная демографическая ситуация. Понижается продолжительность жизни, падает рождаемость, происходит снижение численности и общее старение населения. Развитие этих тенденций чревато в будущем тяжелейшими необратимыми последствиями для страны.
Предотвратить
их можно как путем общего улучшения экономического
состояния страны и связанного с этим
повышения жизненного уровня и улучшения
здоровья населения, так и путем реализации
ряда государственных программ в области
демографической политики. Эти программы
должны носить чрезвычайный характер.
К их числу относятся: а) предоставление
реальной государственной поддержки многодетным
семьям; б) поощрение рождаемости путем
предоставления многоуровневого экономического
стимулирования, прежде всего путем предоставления
высоких налоговых льгот и кредитов; в)
расширение и совершенствование сети
акушерских и гинекологических служб;
г) финансовое поощрение коммерческих,
а также поддержка как бесплатных, так
и платных государственных дошкольных
учреждений с дифференцированной системой
тарифов и способов оплаты; д) создание
морального климата стимулирования и
поощрения рождаемости, возрождение патриотической
идеологии семьи; е) последовательная
молодежная политика; ж) существенное
улучшение системы воспитания детей, оставшихся
без родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того, что бы предприятиям укрепить свое положение на рынках необходимо значительное уравновешивание факторов относительно друг - друга.
На основе анализа вышеприведенных данных, а так же данных второй главы курсовой работы, можно предположить некоторое усиление влияния демографического культурного и научно-технических факторов, а также существенного увеличения влияния экономического и политического факторов .
Возможный вариант выхода из политического и экономического кризиса, автору данной работы видится в установлении жесткой налоговой системы, в достижении политического согласия между президентом и ГосДумой для совместной плодотворной работы. Для выхода на мировой рынок необходимо увеличение влияния научно-технического фактора т.к. продукция на предприятиях производится зачастую не высокого качества, а значит она не конкурентоспособна.