Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:04, реферат
Потребность – специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире. Потребность – фундаментальное явление высшей нервной (психической) деятельности, движущая сила поведения вплоть до преобразующей мир деятельности человека.
Потребность – специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире. Потребность – фундаментальное явление высшей нервной (психической) деятельности, движущая сила поведения вплоть до преобразующей мир деятельности человека.
Потребность – это всегда нужда в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности.
Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо – это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.
Но одно дело – испытывать стремление, а другое – осознавать. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.
Все потребности можно разделить на две большие группы.
Абсолютные потребности (в пище, жилье, отдыхе и т. п.). Они существуют в течение всей истории человечества и будут существовать всегда. Эти потребности не привязаны к конкретным видам товаров и услуг. По мере развития производства, появления новых технологий и т. п. совершенствуются средства удовлетворения этих потребностей (товары и услуги), но сами потребности остаются неизменными. Абсолютные потребности определяют потребительский потенциал общества и стимулируют развитие производства и научно-технический прогресс.
Относительные потребности – это потребности в конкретных товарах и услугах, которые реально существуют на данном этапе развития общества. Они всегда имеют материально-вещественное выражение (потребность в автомобиле, кухонном комбайне, квартире и т.п.).
Рассмотрим более подробную классификацию потребностей
I Физиологические потребности являются наиболее распространенными, но они присущи только индивидуальным потребителям. Это потребности, предназначенные для поддержания постоянства внутренней среды человека.
1. Энергетические потребности вызваны необходимостью поддержания в организме определенного баланса между поступлением и расходом энергии. Удовлетворяются за счет продуктов питания, обладающих определенной калорийностью.
2. Пластические потребности – потребности организма в пластических ресурсах и веществах для их синтеза. Необходимость в пластических ресурсах обусловлена тем, что организм человека со стоит из большого количества органических и неорганических веществ. Некоторые из этих веществ в организме не синтезируются и должны поступать извне с пищей. К ним относятся незаменимые аминокислоты, жирные кислоты, минеральные вещества и большинство витаминов. Средствами удовлетворения пластических потребностей служат самые разнообразные продукты питания.
3. Потребность в воде обусловлена необходимостью поддержания водного гомеостаза в организме. Средствами удовлетворения потребности организма в воде служат пищевые продукты, жидкая фракция которых представлена водой.
4. Потребность поддержания температурного гомеостаза определяется необходимостью создания и поддержания температуры внутренней среды организма на уровне 36,6 °С.
К факторам, влияющим на удовлетворение данной потребности, относятся пищевой рацион человека (жители регионов с холодным климатом включают в рацион высокожирную пищу, а с жарким – низкокалорийную, с большим количеством воды), а также одежда, обувь, головные уборы с разными теплозащитными свойствами.
5. Потребность в защите от неблагоприятных внешних воздействий обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для жизни и здоровья человека. Окружающая среда оказывает существенное влияние на внутреннюю среду человека. Предотвращению или смягчению отрицательного воздействия экстремальных условий способствуют средства защиты от них: средства индивидуальной защиты (одежда, обувь, головные уборы), средства массовой защиты (здания, сооружения, некоторые виды бытовой техники). В то же время определенное воздействие экстремальных условий закаляет организм, способствует его лучшей приспособляемости к ним и потому в дозах, не превышающих адаптационные возможности человека, может быть и полезным. На этом основано предоставление туристических, спортивных и других подобных услуг.
6. Потребность в безопасности внутренней среды организма человека вызвана необходимостью предотвращения ущерба, который может быть нанесен внутренней среде различными загрязнителями или вредными воздействиями. Потребность в безопасности внутренней еды человека обусловлена и необходимостью защиты его от воздействия патогенных микроорганизмов и их токсинов, а также физиологических расстройств. В этом случае средствами профилактики и лечения служат медикаменты, товары для ухода за больными, гигиенические товары и др.
7. Сексуальные потребности возникают под влиянием таких факторов, как возраст, физиологическое состояние человека, внешняя среда и др. В основе сексуальных потребностей как разновидности физиологических лежит выполнение эволюционной цели биологического организма – продолжение рода. Однако сексуальные потребности человека базируются не только на физиологической, но и на психической основе, вследствие чего они могут быть отнесены и к психическим потребностям. Удовлетворение сексуальных потребностей связано с определенными морально-нравственными, этическими и религиозными нормами.
8. Потребность в кислороде воздуха предназначена для поддержания необходимого уровня окислительно-восстановительных процессов в организме человека. Специфика этой потребности состоит в том, что она удовлетворяется за счет воздуха окружающей среды, поэтому товаров для ее удовлетворения не существует. Однако косвенное удовлетворение этой потребности осуществляется с помощью целого ряда услуг (оздоровительных, туристических, транспортных и т. п.), предназначенных для перемещения людей в местности с чистым воздухом, богатым кислородом. Некоторые товары бытовой техники (вентиляторы, кондиционеры, обеспечивающие воздухообмен в закрытых помещениях) также косвенно способствуют удовлетворению потребности а кислороде.
II Социальные потребности связаны с жизнью и отношениями людей в обществе. Социальные потребности направлены на соблюдение установленных требований общества, создание и поддержание определенного правового положения, принятых экономических, нравственных и профессиональных взаимоотношений в обществе.
1. Престижные потребности направлены на создание и поддержание определенного статуса, правового положения, имиджа организации или потребителя, а также на установление или подтверждение принадлежности к определенной социальной среде. Средствами удовлетворения этих потребностей через имидж являются товары, их упаковка, здания и помещения, занимаемые организацией, их оформление, одежда персонала, оборудование и приспособления, выполненные в фирменном стиле, и имеющиеся товарные знаки.
2. Потребность в соблюдении требований общества обусловлена осознанием обязательств и ответственности перед государством, обществом и иными контактными сообществами (партнерами, поставщиками, посредниками, общественными организациями и др.). Средствами удовлетворения потребности служат юридические, информационные, образовательные, аудиторские, инжиниринговые, консалтинговые, медицинские, природоохранные и другие услуги.
3. Экономические потребности предназначены для обеспечения финансово-хозяйственной деятельности организации, индивидуальных предпринимателей и потребителей. В современном обществе экономические потребности определяются товарно-денежными отношениями, поэтому средствами их удовлетворения служат деньги, ценные бумаги и т. д., а также финансовые услуги. Способом удовлетворения экономических потребностей является продажа товаров, а также предоставление услуг. К числу таких товаров относится, труд
персонала, который продает его работодателю.
4. Трудовые потребности позволяют обеспечить самовыражение человека через трудовую деятельность, а также удовлетворение его экономических потребностей. К факторам, влияющим на формирование трудовых потребностей, относятся трудовое воспитание подрастающего поколения, тип личности, возраст, экономические положение и потребности, социальный статус и прочие.
Трудовые потребности характерны и для индивидуальных потребителей, и для рабочих коллективов. Результат реализации трудовых потребностей – выполняемая персоналом работа.
5. Технологические потребности предназначены для обеспечения производственных процессов необходимыми ресурсами. Эти потребности в наибольшей степени выражены у предприятий – изготовителей продукции или исполнителей услуг. В определенной мере они свойственны и другим типам потребителей – индивидуальным и управленцам. Средствами удовлетворения технологических потребностей служат сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, транспортные средства и т. п.
6. Потребность во внешней безопасности обусловлена необходимостью защиты государства и граждан от внешних и внутренних врагов. Эта потребность свойственна не только всем категориям потребителей, но и государству в целом. Средства удовлетворения этой потребности для разных категорий потребителей неодинаковы. Для государства такими средствами служат материальные и трудовые ресурсы обеспечения обороноспособности и мобильной готовности соответствующих органов не только к защите от внешних и внутренних врагов, но и к предотвращению или ликвидации последствий от антропогенных, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Реализации этой потребности способствуют такие морально-нравственные качества граждан, как патриотизм, чувство, долга перед родиной, национальное самосознание, самоотверженность граждан и т. п.
III Психические потребности возникают на основе действия законов психической деятельности и относятся к внутренним факторам социального взаимодействия. Психические потребности свойственны только индивидуальным потребителям и направлены на создание и поддержание душевного комфорта, удобства и на снижение чувства неудовлетворенности.
1. Органолептические потребности, направленные на создание удовлетворенности за счет ощущений, воспринимаемых органами чувств человека (зрения, вкуса, обоняния, осязания и слуха). Эти восприятия очень индивидуальны и трудно объяснимы, так как наводятся на уровне подсознания. В то же время органолептические потребности, как и многие другие психические потребности, могут выть сформированы или подкорректированы. Средствами удовлетворения органолептических потребностей являются все объекты окружающего мира. К факторам, влияющим на органолептические потребности, относятся возраст, пол, физиологическое состояние организма, а также национальные, религиозные и семейные традиции. Их удовлетворение создает ощущение комфорта, удовольствия, сытости.
2. Эргономические потребности, обусловливающие ощущение удовлетворенности, комфорта за счет достижения и поддержания соответствия антропометрическим характеристикам человека. Факторами, определяющими эти потребности, являются антропометрические характеристики человека (рост, объем бедер и груди, длина рук и ног и т. п.), его представление о комфорте, а также тип личности и материальные возможности. Средствами удовлетворения данных потребностей служат объекты внешнего мира: одежда, обувь, предметы быта и труда. Степень удовлетворения эргономических потребностей оказывает существенное влияние на качество жизни: важно не то, сколько и каких товаров и услуг имеет человек, а то, как он к ним относится и насколько ощущает себя удовлетворенным.
3. Эстетические потребности, вызванные желанием восприятия красоты и гармонии окружающего мира. Особенностью эстетических ощущений является их возвышенность, необычайность, что рождает у человека состояние душевного подъема, эйфории. К факторам, влияющим на эстетические потребности, относятся врожденная способность потребителя воспринимать красоту и гармонию внешнего вида, цветов, запахов и вкусов; воспитание, опыт эстетического восприятия и знание законов композиции, а также окружение, образование, материальные возможности. Практически все потребительские товары и/или их упаковка способны удовлетворять эстетические потребности. В то же время существуют товары и услуги, которые удовлетворяют в основном эстетические потребности (ювелирные изделия, произведения живописи, скульптуры, музыкальные инструменты, аудио- и видеотехника, антикварные вещи, а также услуги музеев, картинных галерей, выставок).
4. Развлекательные потребности, определяемые стремлением людей к развлечениям, разнообразию впечатлений и эмоций. Развлечения позволяют людям на некоторое время сменить вид деятельности, забыть о бытовых проблемах, соприкоснуться с иным миром и испытать новые ощущения. Средствами удовлетворения развлекательных потребностей служат товары (книги, журналы, газеты, игрушки, аудио- и видеокассеты и соответствующая бытовая техника к ним, спортивные товары, товары для отдыха и т. п.), а также услуги (театров, музеев, концертных залов, транспортных, спортивных и туристических организаций, ресторанов, баров и кафе, обществ охотников и рыболовов и др.).
5. Потребности в отдыхе, обусловленные необходимостью восстановления жизненных сил человека. Жизненные силы организма постоянно расходуются в процессе его функционирования; Это касается не только постоянства внутренней среды, но и ресурсов нервной системы. Средствами удовлетворения потребностей в отдыхе служат медицинские товары и услуги, спортивные товары, а также услуга гостиничные, туристические, оздоровительных учреждений (санаториев, пансионатов, домов отдыха и т. п.).
6. Потребность психической активности, выраженная в необходимости осуществления определенной формы психической деятельности, свойственной человеку. Данная потребность тесно связана с понятием социального взаимодействия и является характеристикой психических процессов. Средствами удовлетворения потребности служат многие виды услуг (бытовые, розничной торговли, общественного питания, образовательные и др.), а также трудовая деятельность.
IV Интеллектуальные потребности определяются стремлением людей к познанию их внешнего и внутреннего мира. В зависимости от средств познания интеллектуальные потребности делятся на информационные и образовательные.