Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:13, контрольная работа
Маркетинг как философия бизнеса имеет применение не только в производственно-сбытовой и коммерческой деятельности, но и в некоммерческой организации, в частности, в области здравоохранения, образования, воспитания, социального обеспечения и т.д.
Сущность и
значение маркетинговых исследований
в деятельности медицинских учреждений.
Маркетинг как
философия бизнеса имеет
Маркетинг
медицинских услуг или
Таким образом, маркетинговые исследования рынка медицинских услуг призваны выявить реальную тенденцию соотношения бесплатной и платной медицины, удовлетворенность потребителей качеством медицинского обслуживания, особенности спроса в различных регионах и различных по демографическому и психо-графическому признакам групп населения.
Специфика
маркетингового исследования
Отметим ряд
характеристик медицинских
-неосязаемость:
медицинские услуги невозможно
увидеть, попробовать на
-неотделимость
от источника, будь то врач,
медсестра или медицинское
Возьмем, например,
посещение известного специалиста-психиатра.
Услуга будет уже не той, если его
заменит менее известный
-непостоянство качества, что зависит от поставщиков и места оказания услуги.
Известный специалист
окажет более квалифицированную
помощь, чем молодой врач. Но и
один и тот же специалист может
оказывать услуги по-разному в
зависимости от расположения духа и
своего физического состояния. Поэтому
поставщик услуг должен постоянно
следить за степенью удовлетворенности
клиентуры через систему
-несохраняемость.
Неслучайно врачи в США берут плату и с не явившихся на прием пациентов, так как стоимостная значимость услуги существовала как раз в момент неявки пациента. В условиях постоянства спроса несохраняемость услуги не является проблемой. Если же спрос колеблется, встает задача управления уровнем спроса путем введения системы предварительных заказов, особого распорядка работы в период пиковой загрузки;
-невозможность демонстрации;
-отсутствие посредников, ибо все медицинские услуги оказываются напрямую: пациент обязательно должен посетить лечебно-профилактическое учреждение;
-ограничение транспортировки большинства услуг.
Хирургические операции практически не выполняются на дому, а инъекции медицинский работник может сделать и на выезде.
Услуги значительно
отличаются друг от друга и по своему
типу. Их можно классифицировать по
разным признакам, в частности, по источникам
услуги. Психиатр практически не нуждается
в оборудовании, а вот кардиологу
оно необходимо. Одни услуги, источником
которых является человек, требуют
наличия квалифицированных
Необходимо
отметить и такую
Фирмы по оказанию
медицинских услуг в нашей
стране стали прибегать к маркетингу
совсем недавно. Так, поликлиники пользовались
в прошлом столь большой
Маркетинговые
исследования обеспечивают фирмы необходимой
для них информацией о
Как отмечает Ф.Котлер, маркетинговые исследования - это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Рынок можно исследовать по различным параметрам, поэтому исследователь должен определить прежде всего цели, а затем источники информации - как первичные (собранные впервые для какой-либо конкретной цели), так и вторичные (информация, собранная ранее для других целей). Из всех существующих способов сбора первичных данных в отношении качества обслуживания и стоимости предлагаемых услуг более всего целям маркетинга соответствуют наблюдение и опрос, позволяющий получить информацию об убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т. д. Для этого была разработана анкета.
Исследования рынка охватывают анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации услуги и эффективности ее сбыта, а также анализ мотиваций потребителя, сезонных колебаний спроса, возможностей рекламы, деятельности конкурентов.
Среди факторов, влияющих на сбыт услуги, следует выделить группу, включающую:
цену данной услуги и ее отличие от цен конкурентных услуг.
Следует отметить, что цены лечебно-профилактических учреждений одинаковой организационно-правовой формы не будут сильно отличаться;
взаимозаменяемость услуг;
зависимость от необходимого для оказания услуги оборудования;
уровень платежеспособного спроса на услугу.
В настоящее
время спрос на платные медицинские
услуги ограничен низкой платежеспособностью
населения, поэтому лечебно-
Не меньшее влияние оказывают на сбыт услуг и такие факторы, как:
место лечебно-профилактического учреждения на рынке медицинских услуг.
Для современного российского рынка - это приоритетное положение производителя по отношению к потребителю («рынок продавца»), что проявляется в диктате со стороны производителя (например, государственной системы здравоохранения), в уменьшении свободы выбора для потребителя или вообще дефиците. «Рынок продавца» стал главным тормозом на пути обновления системы финансирования, внедрения новых медицинских технологий и появления новых услуг;
давление конкуренции.
Пока на российском
рынке медицинских услуг
престиж учреждения.
Однако надо учитывать, что пациенты в большинстве случаев посещают одну и ту же поликлинику в течение всей своей жизни, они не могут сравнить деятельность разных поликлиник и выбрать лучшую из них. Зато престиж специализированных клиник, таких как, например, Новосибирский офтальмологический центр, достаточно высок;
ассортимент услуг; общая емкость рынка;
соотношение
сил лечебно-профилактического
неэластичность спроса на медицинские услуги;
сегментация рынка.
На данном
этапе в силу территориальной
привязанности пациентов к
Рыночные отношения в сфере здравоохранения имеют свои особенности:
1. покупателю
очень трудно определить
2. нет пока
и единых критериев
3. стоимость
медицинской услуги в разных
лечебно-профилактических
4. государственная
собственность в сфере
Однако, как показали проведенные исследования в поликлиниках Барнаула, никто из опрошенных не считает, что медицина должна быть платной. Только 26,7% согласны, если медицина будет смешанной, т.е. они готовы частично платить за услуги, да и то только в том случае, если это обеспечит более высокий уровень медицинского обслуживания.
Такое отношение
к введению платности
Многие из опрашиваемых отметили недостаточную обеспеченность поликлиник медицинским оборудованием. По их мнению, выход из этого положения - в проведении экономических реформ, т.е. по существу в переходе медицины на платную основу. Конечно, это не означает полного отказа от бесплатной медицины. Обе системы могут и должны сосуществовать, чтобы на деле выполнялся принцип «общественной солидарности», когда богатый платит за бедного, и увеличились финансовые возможности для приобретения современного оборудования и повышения качества услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями. К тому же при платности услуг население будет больше заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни: когда за медицинскую помощь надо платить - дешевле не болеть.
Маркетинговые исследования
В зависимости от целей исследования
Поисковое исследование преду
Описательное (дескриптивное) исследование
Причинно-следственное (казуальное) исследование пр
Наиболее строгим с научной точки зрения
является установление причинно-следственных
связей путем проведения экспериментального исследовани
По обработке информации маркетинговые ис
Качественное исследование п
Количественное исследование
Чаще всего качественные маркетинговые
При проведении маркетинговых ис
Анализ среды направлен на выявление угроз
и возможностей, которые могут возникнуть
во внешней среде по отношению к лечебно-профилактическому
учреждению здравоохранения в целом или к какому-либо
отделению или кабинету ЛПУ в частности.
Кроме того, это позволяет выявить сильные
и слабые стороны, возможности и угрозы,
которые имеются внутри изучаемого ЛПУ.
Макросреда (внешняя среда) — главные
внешние факторы, оказывающие влияние
на микросреду ЛПУ в целом. При этом ЛПУ
не может оказывать влияние на эти факторы,
а тем более изменять их для достижения
своих целей.
Анализ макросреды включает в себя изучение
влияния таких компонентов среды, как
социальная и культурная составляющие
общества; научно-техническое и технологическое
развитие общества; состояние экономики;
правовое регулирование и управление;
политические процессы; природная среда
и ресурсы; инфраструктура и т. п. Как правило,
при анализе внешней среды используют
так называемый метод STEP-
При изучении социальной составляющей
чаще всего требуется изучить: демографическую
структуру населения, продолжительность
жизни, семейное положение, занятость
населения, уровень безработицы, социальные
льготы населению, пенсионное обеспечение,
здоровье населения, состояние здравоохранения
При изучении технологической составляющей
учитывают: количество врачей и медицинских
сестер, имеющихся на текущий момент; перспективы
изменения ситуации на основании данных
о количестве медицинских учебных заведений
и количестве выпущенных ими специалистов;
современные достижения технологии диагностики
и лечения; состояние науки и техники в
области производства медицинских и фармацевтических
товаров; степень компьютеризации и др.
Применительно к экономическим факторам
изучают: экономическую политику государства
и местной администрации, налогообложение,
уровень инфляции, экономический рост
или спад, цены на электроэнергию, обменный
курс валюты и др.
При изучении политических факторов в
данном случае нас будут интересовать
как общественно-экономический курс государства,
развитие рыночных отношений, политические
курсы в социальной области, образовании, здравоохранении
Следует учесть, что, как правило, факторы
окружающей среды рассматриваются во
взаимосвязи. При этом их взаимосвязь
можно выразить и математически.
Микросреда представлена силами, имеющими
непосредственное отношение к объекту исследования
ЛПУ может оказывать влияние на эти факторы
и изменять их для достижения своих целей.
Анализ непосредственного окружения ЛПУ
(отделения) направлен на изучение состояния
тех составляющих среды, с которыми ЛПУ
(отделение) находится в непосредственном
взаимодействии, и проводится по следующим основным компонент
Внутренняя среда ЛПУ — это та часть общей
среды, которая находится в рамках лечебно-профилактического
учреждения. Она оказывает постоянное
и самое непосредственное воздействие
на функционирование организации.
Поэтому внутреннюю среду ЛПУ анализируют
по следующим направлениям: трудовые ресурсы
— кадры, их потенциал, квалификация, интересы
и т.п.; финансовые ресурсы; материальные
ресурсы; организация управления; производство,
включающее организационные, операционные
и технико-технологические характеристики,
научные исследования
Внутренняя среда отделения — это та часть
ЛПУ, которая находится в рамках конкретного
отделения. Анализ внутренней среды отделения
проводится аналогично анализу внутренней
среды ЛПУ.
Чаще всего для анализа внутренней среды
ЛПУ или отделения используют метод SWOT-
При анализе результатов деятельности
ЛПУ проводят и клинико-экономический
анализ. Для этого применяют ряд вспомогательных
методик, используемых в различных типах
эпидемиологических или экономических исследований . Так, например, оценку
структуры затрат на медицинские услуги,
лекарственные препараты и различные методы диагностики осуществляют методами ABC-
Конечной целью маркетинговых
Минимальный план определяет деятельность
при самом неблагоприятном развитии событий,
оптимальный — при нормальном, максимальный
— при наиболее благоприятном. На этапе
предварительной подготовки число планов
может быть больше, важно уметь выбрать
из них эти три. Многовариантность плана
существенно отличается в маркетинге
от привычной для нас «директивно-распределительной»
стратегии, а потому разработка этого
рода планов требует ломки устоявшихся
стереотипов мышления и поведения — обстоятельства
чрезвычайно сложные, но исключительно
важные для успешной работы на рынке. Многовариантный
план дает возможность гибко реагировать
на изменения внешней среды, как поддающейся,
так и не поддающейся нашему контролю,
и приучает персонал к важнейшей маркетинговой мысл